Развитие творческого воображения младших школьников посредством работы по картине

Лапшина Маргарита Ивановна
МАОУ «СОШ № 9» г. Мегион ХМАО-Югра

Развитие творческого воображения младших школьников посредством работы по картине

В каждом конкретном случае учитель выбирает из ряда возможных видов работы наиболее подходящие к данной картине, стремясь при таком выборе к разнообразию, в противном случае занятия по картине примут стереотипную форму и будут тяготить учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы впечатление от рассматриваемой картины становилось в конце урока у учащихся еще более цельным и живым, чем было при первом их взгляде на картину.
Устные рассказы по картине предшествуют письменным сочинениям. Картины, по которым ведутся устные рассказы, дают учащимся нужный для рассказа материал, сосредоточивают их внимание на сюжете и служат возбудителями творческого процесса.
В большинстве случаев на картине дается лишь один момент (события, происшествия, случая). Поэтому особенно необходимо каждый раз наводить детей на мысль, что было до изображенного момента на картине и что было или будет после этого. Творческим воображением младшие школьники выявляют недостающие звенья события. Мысль детей при этом идет логически по двум направлениям, к началу – к завязке рассказа и к концу – к развязке рассказа.
Сущность работы по картине, изображающей первоначальный момент сюжета, заключается в том, что учащимся по данной завязке рассказа предлагается развернуть событие в целом. Завязка рассказа дает учащимся широкие возможности для развития сюжета и развязки – заключения. Да и само заглавие наталкивает нередко учащихся на последовательное развитие темы. Начало рассказа по картине будет у учащихся одинаковое, но продолжение и заключение могут быть различными. Живое стремление учащихся всегда выражается желанием узнать: А дальше – дальше что случилось?
Урок по картине непременно ведет к многостороннему развертыванию темы. Надо предоставить учащимся свободно изыскивать все последующие моменты события. Надо чаще направлять детей к их собственной догадке в отношении развития темы картины, не подавлять их своим превосходством и не давать чувствовать свое воздействие на их стремление к активной творческой деятельности. Учащиеся легко могут придумать начало изображенного на картине происшествия и достаточно ярко его изложить. В результате такой работы они приобретают навык разбираться в связи событий и составляют рассказ с индивидуальными деталями.
Вообще выяснение, что могло быть до и после изображенного на картине момента, пробуждает творческую самостоятельность учащихся и тем самым предоставляет им возможность по своему усмотрению (конечно, если это логически допустимо) создавать свою завязку и развязку рассказа, вносить в него новые детали, по-своему трактовать сюжет картины и т. д.
Можно брать и такую картину, на которой изображен один из промежуточных моментов события, а от него сама мысль логически раскинется в обе стороны – к началу и к концу события. Особое место занимают такие сюжеты, в которых тема представлена на двух-трех картинах, изображающих последовательно отдельные этапы одного и того же события: такие с развернутым сюжетом картины являются, таким образом, картинным планом.
Становится очевидным, что необходима целенаправленная работа с детьми по работе с картиной. Перспективой дальнейшей педагогической деятельности является разработка методических рекомендаций и разработок к картинам.

Литература:
Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества. «Начальная школа», №12, 2000.
Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. «Начальная школа», №7, 2000.
Львов М.Р, Горецкий В.Г, О.В.Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. -М.: ACADEMA, 2000.
Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. «Начальная школа», №4, 2001.
МилешкинаВ. О развитии письменной речи. http://www.redline.ru/papers/septfirst/4895/02.html
НуруллинаН.Н.. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», №3, 1998.