Наставничество, как одна из форм воспитания в работе с «трудными».


Наставничество, как одна из форм воспитания в работе с «трудными».
Наставник – воспитатель, учитель. Человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Это общепринятые определения, касающиеся к процессу целенаправленного формирования личности и профессиональной подготовки молодежи. Что же такое наставничество в детском доме, Какова его роль в работе с «трудными» детьми.
В данном случае речь пойдет о наставничестве, как об инновационной форме и средстве профилактики среди воспитанников детского дома из личного опыта работы.
Наставничество – это, прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Безусловно, только искренность и принятие человека таким, какой он есть. Нужно быть готовым к постоянному проявлению недостатков, отрицательных черт характера и иметь терпение снова давать подростку шанс. Дети всегда испытывают взрослых и «трудные» не исключение. Напротив, они очень не доверчивы и только проявление правдивости и выполнение данных подростку обещаний помогло мне наладить контакт. В моей практике, все это стало началом в развитии наставнических отношений с семнадцатилетним воспитанником.
Наставник не дает оценку, не судит, оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Самое главное и сложное, «вырвать» подростка из асоциальной среды. Только после того, как были исключены контакты с криминальной средой и мальчик, был лишен «дурного» влияния – появилась возможность помочь ребенку. Систематические беседы в неформальной обстановке, беседы «по – душам», на всевозможные темы которые, интересовали подростка – послужили для доверительных отношений.
Существуют правила общения между наставником и воспитанником, предписываемые педагогами – психологами, которые необходимо соблюдать для достижения конструктивного взаимодействия и желаемого результата.
Не приказывать. Следует помнить, что такого рода общение вызывает протест. Этот прием категорически не приемлем в профилактике девиантного поведения воспитанников и тем более, в выстраивании доверительных отношений.
Не угрожать. Угроза – это признак слабости и педагогической несостоятельности и некомпетентности наставника. Следует помнить, что угроза провоцирует конфликт и не способствует установлению отношений сотрудничества.
Не проповедовать. «Ты обязан…», «На тебе ответственность….». Конечно, в процессе воспитания нельзя не призывать воспитанников к ответственности, иначе, педагогика теряет смысл. Но речь идет именно призыве, о полном понимании воспитанником чувства ответственности и добровольного принятия этого качества характера человека.
Не поучать. Это правило вытекает из предыдущего. Наставник должен помнить о том, что недопустимо навязывать свою точку зрения.
Не подсказывать решения. «На твоем месте я бы…» - такого рода фразы чаще произносят с оттенком превосходства и как правило, ущемляют самолюбие людей вообще, а тем более подростка. Нужно помнить, что задача наставника научить воспитанника принимать решения самостоятельно и самому нести за них ответственность.
Не выносить суждений. Такой тип общения вызывает протест и сопротивление у воспитанников, даже в случаях, когда они абсолютно правы. Особенно дети «трудные», которые постоянно находятся в подобном состоянии ко всем вокруг.
Не оправдывать и не оправдываться. Такая форма общения снимает некоторое напряжение, но не дает результатов. В отношении с «трудными», особенно, нужно создавать ситуацию успеха.
Не ставить «диагноз». Эта форма общения непременно насторожит воспитанника и настроит против наставника.
Наставничество можно трактовать как взаимодействие старшего и младшего, более мудрого, влиятельного человека и ребенка. Характерной чертой таких отношений является игнорирование любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя «на равных».Но в то же время, важно не потерять субординацию.
Свою практику наставничества считаю неким принципом служения, без ожидания награды. Она нацелена на помощь воспитаннику, в освоении мира социума, на создание новой среды общения и положительные ценностные представления, приобретение самостоятельных навыков и положительного жизненного опыта.
Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, взявший на себя ответственность в роли наставника, помогает ребенку поверить в себя и взрастить уверенность в собственных силах. Он способствует созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизненного пути и быть ответственным за их осуществление. Главным, является – гармоничное воспитание и развитие личности духовно нравственных качеств, чувства патриотизма, а из практики – успешная социализация воспитанника, трудоустройство, умение адаптироваться и управлять своей жизнью самостоятельно. Поэтому мной были поставлены цели и задачи захватывающие время постинтернатного сопровождения.
Глобальной целью постинтернатного сопровождения стало создание условий и возможностей для трудоустройства и адаптации воспитанника в социуме. Отсюда обосновались две основные задачи:
Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома. Сюда входит формирование социальной и правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе. Приобретение базового образования соответствующего уровню интеллектуального развития. Владение навыками культурного общения и быть социально адаптированным человеком. Вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать гигиену. Иметь жилье и иметь представление о значимости предметов первой необходимости. Профориентация воспитанника. Вопросы касающиеся жизни в семье.
Постинтернатное сопровождение. Это оказание помощи в социальной адаптации за пределами детского дома. Помощь в получении профессии и трудоустройство. Подготовка к семейной жизни.
В процессе сопровождения, очень важно чтобы воспитанник был заинтересован в конечном результате. Поэтому, в своей практике, постановку целей и задач я определяю совместно с подростком и это, активизирует его в их достижении.
Необходимо ставить задачи таким образом, чтобы они характеризовали достижения воспитанника, его продвижение, а не действия наставника. Например, совместно были поставлены планы на ближайшее будущее с учетом физических возможностей и сложившихся ситуаций. Мальчик сам оценил свои возможности и силы. Первое, - принято решение окончить школу и поступить в профессиональное училище строительного профиля. Так, как подросток имеет возможность обучаться на вечернем отделении, то параллельно учебе он сам изъявил желание работать. Второе, - это служба в Российской Армии.
Задача наставника – помочь реализовать стремления воспитанника и обеспечить всем необходимым для достижения цели. В процессе подросток стал во всем спрашивать совета и придерживаться рекомендаций. Воспитанник стал серьезно задумываться о будущем, осознал ошибки прошлого и прилагает все усилия, чтобы быть готовым к самостоятельной жизни.
В результате моей наставнической деятельности у воспитанника должно сформироваться:
- чувство психологической защищенности и комфорта;
- осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения и общения;
- умение самостоятельно ориентироваться и существовать в быту;
- необходимые навыки в кулинарии и по хозяйству;
- привычка экономить и пользоваться подручными средствами;
- гигиена и чистоплотность. Иметь мнение, следовать и жить по принципу выражения «Мой дом- моя крепость»;
- самостоятельное принятие решений и ответственность;
- профессиональное самоопределение;
- умение правильно реагировать в кризисных ситуациях;
- психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитания ребенка.
Наставничество считаю актуальной воспитательной формой в профилактике с трудновоспитуемыми детьми.
ЗАЯВКА
НА XIX МЕЖДУНАРОДНУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Фамилия Имя Отчество Науменко Юлия Александровна
Название статьи Наставничество, как одна из форм воспитания в работе с «трудными».
Номер секции 18
Количество страниц 4
Место работы Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 5 г. Таганрога .ГКОУ РО детский дом №5 г. Таганрога
Должность Старший воспитатель
Ученая степень, звание нет
Почтовый адрес 347923 г Таганрог, ул. Свободы 17-3
Телефон домашний нет
Телефон мобильный 89054592200
E-mail naumenko_ulia@mail.ru
Включить материал для участия в конкурсе IV «Образование в России: настоящее и будущее» Нет
Количество дополнительных экземпляров сборника Нет
Требуется ли написание к статье аннотации и ключевых слов Да
Нужна ли справка, подтверждающая факт принятия материалов к печати Да
Нужен ли диплом участника конференции Да
Нужна ли программа конференции Нет
Проинформировать об отправке сборника Да
Электронная версия сборника Да
Нужна ли медаль Нет
Нужен ли договор на оказание услуг Нет