Наставничество как форма работы с молодыми специалистами

Основная и старшая школа. Критериальное оценивание.
«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.

А.А. Анисимова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия №26 г. Томска
Формирующее оценивание – звучит уже не ново. Каждый современный учитель применяет в своей педагогической практике формирующее оценивание. Прежде всего, формирующее оценивание – это  внутриклассное оценивание для обучения и для себя, а не для контроля и администрации.
Формирующее оценивание – обратная связь для учителя: «как же я научил», а для учащегося: «как я усвоил и что я не понял». Для диагностирования процесса обучения на каждом этапе урока, темы, начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, а также для внесения в образовательный процесс необходимых изменений на основе полученной информации, необходимо формирующее оценивание.
Сущность формирующего оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в обучении.
Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его  информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения.
Отечественными исследователями  Г.Б. Голуб, И.С. Фишман рассмотрены  подходы к осуществлению оценивания учебных достижений с позиции формирующего и суммирующего оценивания. Технологии формирования оценочной деятельности посвящены материалы О.И.Барановой, В.П. Беспалько,  Цукерман.
Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки, рассмотрены в работах М. В. Пинской. [1]
Одной из важнейших сторон учебного процесса является оценивание результатов обучения. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом. Многие педагоги привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания. Примечательно, что при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. И только опытный учитель может определить, годится та или иная методика для его учеников. Привычка оценивать собственные работы, как и работы одноклассников, опираясь на критерии и образцы успешных работ, может постепенно выработаться даже у учеников, которые познакомились с такой практикой на выходе из школы. Многое зависит от того, насколько регулярно учитель использует выбранные оценочные инструменты на своих уроках. Опыт показывает, что освоить эти инструменты не сложно, а с приобретением опыта критериального оценивания ученики становятся более самостоятельными и инициативными. Учащиеся должны понимать, каких достижений учитель от них ожидает при оценивании и какими критериями при этом пользуется. [2]
Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются «Оценочные рубрики». Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.
«Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Для определения критериев, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. Критерии служат учащимся гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Было бы хорошо вместе с учениками обсудить стоящие перед ними учебные цели и те результаты, к которым они стремятся. Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев для оценки работы. Поэтому предлагаемую оценочную технику можно определить ещё и так: «Оценочные рубрики» – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. [3, с. 71]
«Рубрики» представляют собой таблицы, в которых дано описание желаемого результата (качества, умения). Как правило, описываются различные уровни достижения желаемого результата или сформированности умения: от начального уровня до образцового. Это позволяет учителю и ученику определить следующие очень важные для обучения моменты:
на каком уровне он находится в данных момент;
чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня;
какой следующий шаг предстоит сделать.
«Рубрики» используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но также они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Пример рубрики для оценивания контрольного задания и домашней работы учащегося (таблица 1.1)

Уровень достижений
Общий подход
Понимание

Образцовый
(5 баллов)
Отвечает на вопрос.
Даёт убедительный ответ.
Логично и последовательно аргументирует ответ.
Использует приемлемый стиль и грамматику (ошибок нет)
Демонстрирует точное и полное понимание вопроса.
Подкрепляет выводы данными и доказательствами.
Использует не менее двух идей, примеров

Адекватный
(4 балла)
Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится.
Даёт убедительный ответ.
Логично и последовательно аргументирует ответ.
Использует приемлемый стиль и грамматику (ошибок нет)
Демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса, так как не подкрепляет выводы доказательствами или данными.
Использует только одну идею, поддерживающую ответ.
Менее подробно

Нуждается в
улучшении
(3 балла)
Не отвечает на вопрос.
Не даёт адекватных ответов.
Обнаруживает недопонимание, неправильные представления.
Ответ неясный и логически не организованный.
Не находит приемлемого стиля и грамматики (2 и более ошибок)
Не демонстрирует точного понимания вопроса.
Не представляет доказательств в пользу своего ответа

Не отвечает
(0 баллов)




Использование оценочных рубрик в учебной деятельности позволяет педагогу решать следующие задачи:
сделать достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций на более высоком уровне.
уметь представлять цели и ожидаемые достижения в чётком однозначном виде.
Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.
В то же время существуют некоторые ограничения (проблемы) при использовании данного инструментария.
Проблема критериев.
Вызовом в развитии и использовании «Рубрик» является описание ожидаемых достижений и определение показателей, которые дифференцируют различные уровни достижений, представленные в таблице-рубрике. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики, например, «обеспечить 2 варианта доказательств, подтверждающих выводы» или «0 грамматических ошибок». Варианты, такие как «нечёткий ответ» и «чёткий ответ» должны описываться ясно и четко, чтобы ученики могли видеть разницу между ними. Тщательное описание педагогом ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более лёгким, информативным и полезным и для преподавателя, и для самих учащихся.
Проблема практики и регулярного использования.
Несомненно, оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярно в практике педагога. «Рубрики» наиболее эффективны, когда преподаватель и ученики практикуются в работе с ними постоянно. Развитие эффективных рубрик требует постоянного пересмотра, основанного на обратной связи преподавателя и учеников. Качественные рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений.
И преподаватели, и ученики находятся в выигрыше, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. «Рубрики» позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание развернутых письменных и устных ответов. «Рубрики» как вид обратной связи предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественнонаучное исследование. [4, с. 178]


Литература

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Доклад на тему Критериальное оценивание [Электронная версия статьи]. URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/doklad-na-tiemu-kritierial-noie-otsienivaniie (дата обращения: 20.11.2016).
3. Пинская, М.А., Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта/ М.А. Пинская. – Москва: Педагогический университет Первое сентября, 2013. – 97 с.
4. Пинская М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе/ М.А. Пинская, А.В. Иванов. – Школьные технологии, 2010. - №3 с. 177 - 184




15