Консультация «Использование современных педагогических форм в работе с молодыми педагогами ДОУ»


Консультация
«Использование современных педагогических форм в работе с молодыми педагогами ДОУ»
Автор: Костенко Лариса Анатольевна – старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Данная консультация посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ.
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии (заочное обучение в педагогическом колледже), а также в отсутствии знаний по дошкольной педагогике и психологии, т.к. некоторые начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – выпускники педагогических учебных заведений (учителя, социальные педагоги). Вот почему особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.
Не случайно перед заведующим, старшим воспитателем и педагогом - психологом ДОУ стоит задача - помочь начинающим специалистам адаптироваться в новом коллективе, развить познавательный интерес к профессии, раскрыть индивидуальные творческие способности.
Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет адаптационный период , зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Перемены, происходящие в настоящее время в России, обуславливают необходимость повышения педагогической интеллектуальной культуры, обязательного преодоления устоявшихся стереотипов, консерватизма в педагогической науке и практике. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
В повышении качества адаптации молодого специалиста к реальным условиям ДОУ огромную роль играет не только механическое овладение навыками, но и творческое осмысление преподнесённого материала.
Цель методической работы: создание в детском дошкольном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, повышение компетентности посредством применения новых образовательных технологий.
Задачи, решаемые в процессе реализации:
Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями;
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в собственные возможности.
Работа с молодыми педагогами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов: І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег; ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада; ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. С педагогическим коллективом используем следующие формы работы:
Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
Мастер – класс: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
Методическое объединение. Цель которого: повышение профессионального уровня педагогов.
Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.
Одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе является метод моделирования и анализа методических ситуаций. Он помогает найти обоснованное решение возникающих проблем, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу.
В детском саду регулярно проводятся деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием моделей, имитаций, ролей. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.
Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагог в Д0У проводятся конкурсы конспектов, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д.
Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи.
В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:
— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
— одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
— быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.
Традиционным в ДОУ стал конкурс молодых педагогов «Ступени мастерства». Целью, которого является:
- повышение престижа профессии педагога;
- развитие профессиональной направленности молодых педагогов и интереса к педагогической деятельности;
- выявление молодых талантов, их открытий, разработок; их поддержка и поощрение;
- выявление эффективных способов педагогической работы с детьми.
Одной из эффективных форм работы с молодыми педагогами в ДОУ является «Школа молодого педагога», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. (приложение 1).
К работе «Школы молодого педагога» привлекаются опытные, творческие специалисты, рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодого воспитателя, проработавшего 1–2 месяца, проводится дискуссия на тему "Адаптация молодого педагога в Д0У". Педагог делится своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно ищет пути их решения. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
Приложение 1
План работы Школы молодого педагога на 2015-2016 учебный год
Цель. Поддерживать заинтересованность молодых воспитателей (стаж работы до 5 лет) в повышении своего профессионального роста, побуждать к активности в соответствии с их силами и способностями.
Сроки Тема, повестка Ответственный
Сентябрь
  Организационное заседание. Определение перспективы работы на 2015-2016учебный год. Обсуждение плана работы. старший воспитатель
 Октябрь Практикум для молодых педагогов
«Я - идеальный воспитатель»  Психолог
Ноябрь
 
 
 
 
 
 
  Практикум для воспитателей.
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей.
Тематика сюжетно-ролевых игр в соответствие с комплексной программой и циклограммой образовательной деятельности ДОУ. Создание картотеки сюжетно – ролевых игр.
 Просмотр совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. старший воспитатель
 
 
 
 
Январь
 
 
 
 
 
 
   Реализация двигательного режима
1. Презентация двигательного режима МБДОУ
2. Физкультминутка – обязательная составляющая НОД. Примеры физкультминуток.
3. Организация центра двигательной активности в группе (выступление воспитателей из опыта работы). Презентация центра. старший воспитатель
 
 
Февраль
 
  Конкурс молодых педагогов «Ступени мастерства». старший воспитатель
Март
 
 
 
 
  Организация работы с родителями.
1.Презентация планов работы с родителями (все возрастные группы)
2.Проведения родительских собраний (все возрастные группы)
3.Анализ родительских собраний старший воспитатель
 
 
 
 
Апрель
 
 
 
 
  Методика организации прогулки
1. Консультация «Особенности организации и содержание образовательной деятельности на прогулке»
2. Просмотр прогулки
2. Анализ прогулки
4. Планирование прогулок старший воспитатель
 
 
 
 
Успешность педагогического процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива.