Статья Обучающие семинары — как одна из форм работы с педагогами в рамках психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Зотьева Е.Н.
педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

В настоящее время вопрос сопровождения детской одаренности является очень актуальным. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является приоритетным направлением работы в любом учебном заведении повышенного уровня. Основной целью работы в этом направлении мы обозначили создание условий для оптимального развития одаренных детей и попробовали создать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, адаптированную к условиям нашей гимназии.
В сопровождающей работе задействованы все участники образовательного процесса (дети, родители и педагоги), но особое внимание уделяется работе с педагогами, т.к. не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог. Именно педагоги на своих занятиях в конкретной творческой деятельности помогают раскрытию и развитию детских способностей.
Поэтому психологическое сопровождение работы с одарёнными детьми начинается с взаимодействия психолога с педагогами.
В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять.
Практика образования показывает, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности. Для работы с детьми «с признаками одаренности» нужны подготовленные, заинтересованные педагоги.
Поэтому работа педагога-психолога направлена как на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, так и на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Важное место занимает также вопрос мотивации педагогов на работу с этой категорией детей.
Для того, чтобы замотивировать педагогов, повысить их профессиональную компетентность, обеспечить психологическую подготовку к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми наиболее эффективной является система обучающих семинаров для педагогов.
Обучающие семинары – это одна из активных форм организации обучения педагогов, призванная решать проблемы методологического и обучающего характера в практической работе педагога с опорой на научные знания, достижения в области педагогики и психологии; это возможность ознакомиться с новыми технологиями, передовым педагогическим опытом, заявить о своей позиции [5].
Обучающие семинары состоят из теоретического блока, где рассматривается теоретическая информация по проблеме и практического блока, где опробуются различные технологии, методы, формы и приемы работы [6]. Тематика обучающих семинаров может быть различной. Например: «Что такое одаренность? Работа с одаренными детьми». «Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития». «Технология выявления детей с признаками одаренности». «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления. Легко ли быть одаренным ребенком?» «Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников». «Организация воспитательной среды для развития личности одаренного ребенка».
На примере одного из семинаров можно увидеть, каким образом они проходят.
Один из обучающих семинаров по работе с одаренными детьми прошел в форме создания своеобразных проектов. Обозначив перед собой определенную проблему – сопровождение одаренного ребенка, педагоги должны были сформулировать задачи сопровождения, включающие в себя ряд этапов от выявления детей с разными видами одаренности до планирования сопровождающей работы, часть из которых были реализованы в последующей сопровождающей работе с детьми.
В начале семинара представляется теоретический блок «Одаренность: понятие, виды, признаки, методы исследования» [1], [2]. Затем в практической части педагогам предлагается продолжить высказывание «Одаренный ребенок – это».
Следующий этап - составление портрета одаренного ребенка (заполнить таблицу – работа по группам).
Положительные качества личности одаренного ребенка
Отрицательные качества личности одаренного ребенка

По результатам работы педагоги отмечают, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин) [2].
Вместе с положительными качествами отмечается, что у одаренных детей имеются и свои «минусы» – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, возможно отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах [3].
И в итоге, опираясь на изложенные ниже этапы, необходимо создать проект сопровождения одаренного ребенка. Работа продолжается 20 минут.
В результате защиты проектов педагоги выходят на новые формы сопровождающей работы, делятся имеющимся опытом работы.
И в заключении хотелось бы отметить, что очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать его развитию. А это невозможно без терпеливого, внимательного и бережного педагога, обладающего уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.

Литература:
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие/ Н.С.Лейтес.- М.: Академия, 2000.- 320с.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Одаренные дети в современной школе//Одаренный ребенок 2003.-№2.- С.56-75.
Савельев А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 220с.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/А.В.Хуторской.- М.:ВЛАДОС, 2000.-320с.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.