Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения иностранному языку


Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения иностранному языку
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. По мнению Л. Н. Куликовой, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимнонаправленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников .Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Для организации работоспособной, коммуникабельной группы чрезвычайно важно учитывать некоторые особенности применения интерактивных форм работы на уроках.
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.
В традиционном обучении педагог играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.Основные роли педагога в интерактивном обучении:
роль информатора-эксперта, когда педагог излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.;
роль организатора-фасилитатора, когда он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.);
роль консультанта, когда педагог обращается к профессиональномуопыту обучающихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.Перед тем, как организовать малые группы и предложить задания, необходимо тщательно подготовить учащихся к этому новому для них виду деятельности. Задачи подготовительного этапа, как правило, заключаются в том, чтобы:
определить уровень психологической готовности учащихся к обучению по новой педагогической технологии;
создать условия психологического комфорта и ситуации успеха для учащихся.
Ядром интерактивных форм обучения являются активные методы – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать поставленные задачи. Целью обучения служит развитие мышления у обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний, одновременное развитие практических навыков и умений общаться на иностранном языке.
Результаты опытного обучения позволили сформулировать ряд методических рекомендаций по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка:
Интерактивное обучение пройдет успешно и с пользой для учащихся, если:
учитель заранее определит для себя цель деятельности;
наметит приемы и средства интерактивного взаимодействия, то есть разработает тактику деятельности;
составит план осуществления тактики деятельности;
определит последовательность своих действий, то есть логику протекания и развития деятельности, ее внутренних закономерностей;
подготовит необходимые материалы, ознакомится с литературой по интересующей его проблеме.
При подготовке к уроку с использованием интерактивных форм необходимо правильно выбрать форму работы. Для этого необходимо помнить о следующих критериях:
поставленные задачи;
количество участников занятия;
возрастные особенности учащихся;
уровень знаний учащихся;
опыт школьников в этом виде деятельности;
свой собственный опыт;
условия осуществления данного занятия.
Учитель должен полно и детально представлять себе организацию и проведение занятия, что предполагает:
постановку целей и работу над ними;
отбор содержания, форм и средств работы;
продумывание способов организации деятельности;
логическое построение деятельности и планирование действий во времени;
прогнозирование характера протекания деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.
При планировании интерактивного взаимодействия учитель должен правильно организовать деятельность каждого учащегося и осуществлять постоянный контроль над ее выполнением. Следует придерживаться следующие рекомендации по организации:
организовывать работу учащихся в группах, в которых, они сравнивают предложенные ими утверждения, и выбирают наиболее или наименее популярные, а затем высказываются от лица группы;
организовывать работу учащихся в группах, в которых каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат; предлагать учащимся обсудить полученную каждым индивидуальную информацию и найти лишь одно правильное решение;
организовывать работу в парах так, чтобы учащиеся показали свое отношение к проблеме, выразили свое собственное мнение;
организовывать ролевую игру, так чтобы все учащиеся поняли поставленные перед ними задачи, были способны разрешить созданные ситуации, активизирующие чувства и мысли каждого учащегося;
предлагать учащимся обсуждать проблемные ситуации, поднимать дискуссионные вопросы, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;
предоставлять учащимся возможность обсуждать проблемы как в
парах, так и перед всем классом;
организовывать работу так, чтобы были задействованы все учащиеся, контролировать процесс их взаимодействия, следить за тем, чтобы «слабые» не перекладывали всю работу на «сильных» и не переходили при обсуждении вопроса на родной язык. При подготовке и проведении уроков с использованием интерактивных форм, могут возникнуть методические ошибки. Следует избегать их. К числу таких ошибок относят:
отсутствие четких целей интерактивного взаимодействия и представления о его конечных результатах;
выбранная форма проведения интерактивного занятия никак не связаны с поставленными целями или противоречат им;
учитель берет на себя те функции, которые могли бы реализовать сами учащиеся;
допускается непоследовательность в организации интерактивного взаимодействия;
учащиеся не получают необходимой информации для того, чтобы правильно выполнить определенные действия.
При подготовке и проведении уроков с использованием интерактивных форм работы, рекомендуется помнить, что:
следует придерживаться трехчастной модели организации интерактивного задания;
не следует пропускать ни одного из этапов (подготовительный, содержательный, итоговый);
подводя итоги, следует основываться, прежде всего, на результате работы (справились ли учащиеся с поставленной проблемой самостоятельно);
следует уделять больше внимания групповым и парным формам работы;
необходимо провоцировать у учащихся желание вступать в интерактивное взаимодействие (подбирать материал урока, учитывая интересы учащихся на данном этапе обучения).
Использование предложенного комплекса рекомендации в практическом обучении и на уроках иностранного языка обеспечит результативность и эффективность обучения.
Организуя интерактивные игры с детьми, можно помочь им ощутить единение с другими, научить ясно мыслить, исследовать и анализировать, принимать решения – самостоятельно и в группе, развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим, а также помочь справляться со своими страхами и стрессом, т.е. те качества и стороны характера, которые необходимы будут им при работе в малой группе. «Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха». Успех – это залог положительного отношения к учебе, к труду, к себе, стимул к активной работе
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.