Конспект занятия с молодыми педагогами «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»


Конспект занятия с молодыми педагогами
«Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
(С элементами тренинга)
Цель: выявить условия наиболее эффективного общения педагога с детьми.
Участники: молодые педагоги.
Ход занятия:
Уважаемые коллеги! Наша с вами встреча будет посвящена одной из самых интересных сфер нашей жизни – общению. Для того, чтобы наше общение было продуктивным и каждый извлек из него максимум пользы, напомню об основных принципах, которые необходимо соблюдать всем присутствующим:
- принцип активности участников;
- исследовательской позиции;
- объективного поведения;
- партнерского общения.
В знак того, что мы принимаем эти правила, поаплодируем.
Ничто так не располагает так к теплым отношениям, как знакомство, поэтому предлагаю начать наше общение с упражнения «Клубочек».
Упражнение «Клубочек»
Проводится с целью сплочения группы, эмоционального и мышечного расслабления, создание атмосферы единства. Педагоги садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа образовавшаяся фигура.
Методист: Как Вас зовут?
1-й участник: Меня зовут Ирина Петровна. В какой возрастной группе Вы работает?
2-й участник: Я работаю в старшей группе. Какой у Вас стаж педагогической деятельности?
3- участник: Мой стаж педагогической деятельности – 10 лет и т.д.
Теоретическая часть
Методист: Мы немного узнали друг о друге, теперь можно перейти к теоретической части нашей встречи и поговорить об особенностях общения с детьми дошкольного возраста.
(Методист рассказывает об особенностях общения с детьми дошкольного возраста).
Методист: А теперь я предлагаю вам произвольно сформировать группы и выполнить следующее задание: по фотографии ребенка попробуйте составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках черты характера, которыми, по вашему мнению, обладает данный ребенок. Карточек будет семь.
Упражнение «Первое впечатление»
Инструкция первой группе: «Перед вами фотография ребенка из многодетной малообеспеченной семьи».
Инструкция второй группе: «Перед вами фотография ребенка, единственного в семье, его родители – обеспеченные люди».
(Методист просит представителей групп зачитать получившиеся у них характеристики, потом демонстрирует фотографии. Все участники видят, что на фотографии один и тот же ребенок).Методист: на самом деле первое впечатление о ребенке складывается в первые одну – две минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками. Первое впечатление помогает лишь ответить на вопрос: нравится нам этот человек или нет. Понравившемуся человеку мы склонны приписывать в основном положительные черты и поступки, а не понравившемуся – отрицательные. На самом деле, на данных фотографиях один и тот же ребенок. Вы попали под влияние эффекта установки – искусственно созданный ореол повлиял на ваше восприятие ребенка и привел к приписыванию ему определенных черт. Таким образом, не следует выстраивать отношение к детям, которые посещают детский сад, в зависимости от того, из какой они семьи, под влиянием установки. Только взаимодействуя длительное время с человеком, в нашем случае с ребенком, можно правильно понять его личность. А теперь предлагаю упражнение, которое поможет нам научиться преодолевать препятствия в работе, общении с коллегами, детьми и их родителями.
Упражнение «Преодолей препятствие»
Проводится с целью настроить педагога на преодоление тормозящих ситуаций и преград. Варианты препятствий могут быть различными: моральные, физические, интеллектуальные и т.д., требующие в том числе нестандартных подходов к решению возникшей проблемы.
Методист: Представьте, что вы стоите на краю пропасти и вам надо преодолеть сложные препятствия. Их будут изображать другие участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать свою фантазию, чтобы каждое из препятствий было преодолено. Условие – не наносить друг другу физического вреда или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен выступить в роли как «препятствия», так и «преодолевающего».
(Методист следит за соблюдением правил. В конце проводится обсуждение)Упражнение «Облако тегов»
Методист предлагает участникам назвать и запомнить слово или словосочетания, затем предлагает «расшифровать» их, т.е. в двух – трех предложениях рассказать, почему они выбрали именно эти слова и словосочетания. Очередность устанавливается по желанию участников.
(В конце встречи методист благодарит всех за хорошую работу)