Организация наставничества (Из опыта работы с молодыми педагогами)


Статья
Организация наставничества
(Из опыта работы с молодыми педагогами)
Гильманова Разида ЗилаваровнаУчитель английского языка
МОУ «СОШ №5» г.о. Стрежевой
Томская область
Организация наставничества
(Из опыта работы с молодыми педагогами)
Современная школа – это сложный комплекс образовательного, воспитательного, информационного пространства с обязательным сотрудничеством учителей, учащихся, родителей и различных образовательных и общественных организаций. Современную школу сегодня невозможно представить без молодых учителей. Молодым учителям, вчерашним выпускникам ВУЗов, нелегко адаптироваться в этот сложный организм. Учитель является значимой фигурой, именно от учителя зависит качество обучения, формирование универсальных умений и навыков, умение организовать учебное время и пространство. Как помочь молодому педагогу справиться со всеми практическими трудностями, с которыми он сталкивается, придя работать в школу?
В этой статье мне, наставнику молодого педагога, хотелось бы рассказать о том, как организована работа с молодыми педагогами в школе №5 г.о. Стрежевой Томской области. Основное внимание направлено на оказание помощи в реализации личных качеств молодого педагога, в стремлении овладеть им инновационными технологиями обучения и воспитания подрастающего поколения. Для реализации оказания помощи начинающим учителям в учреждении разработана программа адаптации молодого педагога «От молодого педагога к учителю-мастеру» состоящая из трёх этапов.
Цель программы: формирование компетентности молодого педагога в области учебного предмета и методики его преподавания через профессиональные взаимодействия и стремление к самосовершенствованию и профессиональному развитию.
Задачи:
Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
Создать психологически-комфортные условия для профессиональной деятельности молодого педагога.
Организовать дифференцированную целенаправленную методическую работу с молодыми педагогами на основе выявленных потенциальных возможностей и имеющихся затруднений.
Формировать потребность в непрерывном самообразовании и создать необходимые условия для их реализации.
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
Организовать мониторинг с целью определения результативности процесса адаптации молодого педагога.
В программе адаптации отражены все аспекты структур и служб школы - это школьная администрация, городской методический отдел, психологи, предметное (школьное) методическое объединение, педагог – наставник, опытные педагоги, работа временных проблемных групп как школьных, так и городских.
Исходя из целей и задач программы адаптации молодого педагога, на первом этапе нами был разработан совместный план работы на учебный год. План работы предусматривает совместное изучение программ, методических рекомендаций, пособий, документов ФГОС, совместное проектирование учебных рабочих программ по предметам. Деятельность всех педагогов в целом, и деятельность молодого педагога в частности невозможно представить без календарно-тематического планирования, портфолио , плана личного профессионального развития и поурочного планирования. Все это мы с молодым педагогом составляли до начала и в начале учебного года.
Для оказания практической помощи при подготовке к урокам мы с молодым педагогом назначили дни консультаций. Эти дни мы проводим по субботам два раза в месяц. В самом начале мы разрабатывали сценарии уроков в соответствии с требованиями ФГОС, подробно обговаривали все этапы уроков и составляли планы уроков в зависимости от темы и типа урока. В школе действует «Образовательный десант», когда молодые педагоги посещают уроки наставника, и опытных коллег –педагогов. И наставник обязательно посещает уроки молодого педагога для оказания методической и практической помощи.
С целью повышения профессионального мастерства и роста педагогов, в нашей школе организована работа временных проблемных групп, где учителя делятся опытом и обучают коллег. Все учителя выбирают работу в одной или нескольких группах. Работая в этих группах, мы изучаем теоретический материал и практическое применение разных технологий и методик ( «РКМЧП», «ИКТ технологии», «Смысловое чтение как технология формирование метапредметных УУД», «Новые возможности мультимедийной презентации», «Структура современного урока по ФГОС ООО» и т.д.) Молодые педагоги обязательно участвуют в работе этих групп, которые они выбирают по собственному усмотрению или по рекомендации наставника. Затем, при встречах по субботам, мы обсуждаем применение образовательных технологий и методик на конкретных уроках.
Каждую четверть мы становимся участниками методических семинаров, где проводим мастер-классы, работая в группах, учимся ставить проблемы и находить пути их решения. Молодые педагоги принимают самое активное участие во всех мероприятиях, организованных методической службой нашей школы.
Наставничество, как мне кажется, это не только оказание помощи в профессиональной адаптации молодого педагога, но это и новый, качественный рост опытного учителя и приобретение им нового опыта.