Консультации для воспитателей и доклады к педсоветам


МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Каштановое»
ДОКЛАД на тему:
«ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

воспитатель- Щетинина И.В.
2015год
На современном этапе, развитие просвещения в России характеризуется такими особенностями: увеличением количества детей, что начинают посещать дошкольные учреждения с 1,5-2 летнего возраста, низким уровнем охвата детей системой дошкольного образования, переходом образования на обучение с шестилетнего возраста на семилетнее в Крыму в школе. Именно эти особенности развития двух первых ступеней образования требуют тщательного внимания к проблеме обеспечения каждому ребенку успешной адаптации к новым социальным условиям.
При принятии малыша в дошкольное учреждение педагоги собирают наиболее полную информацию о малыше, семье, традициях семьи, узнают о том что малыш умеет делать самостоятельно. Затем, проводят консультацию для мамы и других самых близких родственников: как не бояться чужих людей. Например:
Сделать прощание с человеком игрой- когда люди уходят, махать рукой и говорить: «пока-пока»; учить малыша посылать воздушный поцелуй;
Играть с малышом в «жмурки» для того чтобы ребенок приучался к тому, что мама то исчезает, то появляется;
Приучать ребенка к тому, чтобы он играл со всеми людьми в «Ладушки»,»Сороку-ворону» и т.д.
Независимо от возраста, на каждого воспитанника детского сада, который проходит период адаптации, оформляется адаптационная карта, где воспитатели, психолог, медицинская сестра фиксируют основные показатели адаптации или дезадаптации малыша. Позднее, когда ребенок поступает в первый класс, эта карта передается школьному психологу с целью прогнозирования характера адаптации к школьному обучению в начальной школе, а потом в средней. К оформлению адаптационных карт необходимо привлекать как можно больше людей-специалистов, что поможет составить объективную картину процесса адаптации к новым социальным условиям каждого ребенка, а также в случае необходимости составить конструктивные рекомендации.
Малыша, поступающего в дошкольное учреждение необходимо привести на прогулку, для того чтобы он познакомился с другими малышами, чтобы он с ними поиграл, пообщался. Необходимо обеспечить присутствие вновь поступающего малыша на различных праздниках и развлечениях, а также привлекать по возможности этого малыша к участию (посильному) в этих праздниках и развлечениях. Когда малыш познакомился со сверстниками, необходимо неполное его пребывание в дошкольном учреждении и только после этих этапов организовать полное пребывание в дошкольном учреждении.
В утренние часы «новичка» можно заинтересовать красивой, яркой, необычной игрушкой. Это могут быть всевозможные погремушки, куклы, машинки, каталки и т.д. А так же проводить разнообразные дидактические, развивающие, сюжетные игры. Например:
- игры с пирамидками;
- Д/игры: «Прокати шарик в ворота»; «Привяжи шарик на ниточку»;
-Д/игры: «Накорми птенца»; «Парные картинки»;»Разложи кружочки по величине и цвету»; «Прокати шарик в трубочку»; «Подари петушку перышко» и т.д.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Каштановое»
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ
РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ»
(консультация для воспитателей)
Подготовила: воспитатель Щетинина И.В.


2015 год
Важнейшей составной частью работы по развитию связной речи является обучение рассказыванию. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей пятого года жизни рассказам по восприятию (описание игрушки, растения, картины) и пересказу.
Наши данные свидетельствуют о том, что пересказывают дети легче и охотнее, чем составляют описательные рассказы по восприятию, причем при правильном подборе произведения, они одинаково легко и охотно пересказывают как сказки так и рассказы.
Однако возникает такой вопрос. Если дети легче пересказывают, чем составляют описательные рассказы, не следует ли вначале обучать их только пересказу? В результате исследования, проверенных на практике, автором установлено, что наибольшие успехи достигаются при параллельном обучении детей тому и другому виду рассказывания (четче восприятие текста предмета или его изображения, последовательнее и длиннее – 1,5 -2 фразы- рассказ, богаче словарь, эмоциональнее речь). Однако при самостоятельном рассказывании дети, как правило, допускают неточности в описании, существенные пропуски, в результате чего воспитателю приходится исправлять их ответы, что-то подсказывать, помогая сделать рассказ полнее и содержательнее. Ребенку закончившему рассказывать, иногда следует предложить помощь. Желательно, чтобы затем он повторил свой рассказ еще раз.
В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок дополнении не превышало 3-х фраз, иначе ребенок не запомнит их. Для рассматривания и рассказывания рекомендованы картины из серий:
-«Наша Таня»;
- «Мы играем»;
- «Домашние животные»;
Картины просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов, их окружающих невелико (1-3). Это позволяет ребенку вычленить и охарактеризовать главное, установить связи между предметами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) намерения и мотивы действий персонажа, его отношение к окружающему.
Образец- ведущий прием обучения рассказыванию по картине. В методической литературе не определены четкие требования к его построению и объему. Наблюдения показали, что четырехлетние дети легче и охотнее ориентируются на такой образец, в котором одно другое поясняет, одно из другого вытекает, причем главным в содержании рассказа является действие и переживания персонажа: («На улице морозно, но Танюше не холодно, так как на ней теплое пальто»).
Рассказ воспитателя может состоять из 7-10 предложений. Он должен отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным.
Первые самостоятельные рассказы детей состоят из 2-3 предложений. В одних случаях попытка ориентируясь на образец ,передать главное («У черной собаки два щенка, один лежит около собаки, а другой стоит около собаки»).
Многие рассказы вообще могут быть далекими от образца, не характеризующими суть картины. Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают очень легко. Рассказы дошкольников становятся значительно лучше, если взрослый сообщает им название картины. В этом случае даже трехлетние дети относительно содержательно рассказывают о том, что они видят, а дошкольники четырех-пяти лет дают развернутое описание.
Самую большую группу составляют вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств. Они заставляют ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы, строить предположения. Педагогу следует учиться вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Если при рассматривании картины дети были активными, а их суждения логичными и доказательными, предлагать образец рассказа не нужно. Нецелесообразно также воспитателю давать описание самого трудного фрагмента картины. Рассматривая с детьми картину, педагог должен так сгруппировать свои вопросы, чтобы при ответе у ребенка получился законченный рассказ по одному из фрагментов. Занятие целесообразно заканчивать рассказом воспитателя, который составляется накануне.
Д О К Л А Д
к родительскому собранию на тему:
«ОТЕЦ В СЕМЬЕ»
Подготовила: воспитатель Щетинина И.В.
К мужчине- отцу и мужу- семья предъявляет ряд специфических требований, ему отводит эти ожидания.
Что такое хороший отец? Это человек, который все лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие его люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передавать детям. Не выдрессировать очень правильного, очень послушного и угодливого мальчика, а воспитать ребенка способного видеть красоту мира, способного размышлять, жадного к познанию. Естественно, чтобы привить эти качества ребенку, нужно самому обладать ими, вырабатывать их в себе. А дается это с трудом, огромным трудом на протяжении всей жизни.
Вот что говорил журналист Максим Шур: «Воспитать сильного и гордого человека, светлую душу и благородный характер, можно только создав атмосферу высокой частоты. Отец сам должен жить в этой атмосфере всей своей сущностью. Ты не командуй отец! Ты просто будь таким, каким хочешь вырастить своего ребенка. За ним, за ребенком, присматривай, но с себя глаз не спускай. Не вырабатывай никакие методы, не придумывай, хитроумных средств. Просто- будь! Ясным и правильным, чистым и серьезным, справедливым и смелым. Ребенок заметит. Не беспокойся, ни один твой мужественный шаг не останется без внимания. Все увидит приметливый и зоркий детский глаз.» С первого дня рождения ребенок должен быть «облучен» родительской взаимной любовью, расти в атмосфере чистоты чувств, честной дружбы, нежности, откровенности и прямоты, мужества и душевной щедрости. Пусть ребенок научится этому у тебя отец. Следи, отец, за собой: как ты сидишь за столом, как разговариваешь? Не хмурься, не ворчи, не брюзжи, не устраивай сцен из-за пересоленного супа- иначе ведь потеряешь всякий вес, твои поучения! Умей слушать, умей уважать, держи себя просто, говори серьезно, и твоим словом, твоим взглядом, твоей улыбкой будет дорожить твой ребенок. И ребенок будет в тебе нуждаться. И еще: имей терпение. И не требуй беспрекословного повиновения. (Раз я сказал….), оставь амбицию и спесь. Отца не должны бояться – отца должны любить.
Отец должен бороться за любовь, завоевывать ее. У отца и ребенка должны быть общие дела- строительные, изобретательные, художественные, спортивные. Общие дела и заботы в доме и вне дома. От отца ребенок должен унаследовать поэтическое отношение к любимой работе. Часто отец возвращается с работы усталый, озабоченный, но нужно собраться с силами и выслушать сына или дочь: что у него произошло за день, какие события волнуют, заботы. Необходимо взять на себя часть хлопот и забот, предложить свою помощь, но серьезно, с полным уважением к личности ребенка, к его ребячей затее.
А то бывает так: «Да отстань ты от меня со своими лошадками, со своими клюшками, со своими коробками и машинками. Да еще и пригрозит всыпать пару горячих.» Но этого мало. Отец и к другим людям должен относиться с уважением и приязнью. Дети не должны видеть отца несправедливым, мелочным, сварливым, злобным.
«Папа пришел! Папа пришел! Папа пришел!» - да это же праздник для детишек. С папой не больно. С папой не страшно. С папой понятно. С папой интересно. С папой легко. С папой здорово.
Это очень много, это очень радостно, это счастье на всю жизнь- хороший папа.
Как правило в дошкольном и младшем школьном возрасте дети мечтают о сильном отце, отце защитнике. Такого отца хотят видеть и мальчишки и девочки, и такими они своих отцов и видят. В этом возрасте дети идеализируют своих родителей, разочаровать их не легко: как правило, маленькие дети не замечают недостатков своих пап. Вот что говорит доктор психологических наук М. Неймарк:
«Мне как-то пришлось наблюдать такую сцену. Летом по берегу реки шла группа взрослых и детей лет 5-6. Дети – две девочки и мальчик- горячо обсуждали проблему, по-видимому, навеянную какой-то телепередачей.
«Мой папа сильный, он всех фашистов может побороть, мой папа самый сильный- кричал мальчик- посмотри, какой мой папа!» «А наш папа речку может переплыть,- старалась перекричать его одна из девочек. И мой может, - тут же заволновался мальчик»
С возрастом представление о силе, естественно, модифицируется, и ребенок уже не требует и не ждет, чтобы отец обязательно мог «всех побороть». Речь идет уже о значимости отца как личности, о его надежности как опоры семьи. И такую функцию отец обязан выполнять.
Ребенок должен быть уверен, что в семье есть человек, который всегда готов за все быть в ответе, который в любую трудную минуту возьмет на себя все, примет все нужные решения и все необходимые меры. Человек добрый и, главное справедливый. Нередко подобную роль выполняет мать, причем ей это неплохо удается. И все таки для того, чтобы мальчик рос мужчиной, а девочка женщиной, гораздо лучше, если опорой семьи будет отец.
Отец-защитник, отец-опора семьи. Но есть еще и отец рыцарь. Если отец не перекладывает все семейные заботы на мать, если он ко всему причастен и за все отвечает, то ребенок не только чувствует себя в безопасности, но и всегда видит перед собой образец, с которого он берет пример, с которым себя идентифицирует. Он знает, каким дожжен быть мужчина, и сам будет стремиться стать таким. В последнее время все чаще приходится слышать, что сейчас уже не поймешь, кто сильный, кто слабый пол, что из характера мужчины исчезают рыцарские черты. Против этого нельзя решительно возразить. Представьте: мальчиков воспитывают женщины. И в школе, и дома: мама, бабушка, воспитательница в детском саду, учительница. Да еще директор школы и завуч чаще всего женщины. Причем, все он решительные, самостоятельные. Мама делает покупки, ходит на родительские собрания. Мама берет молоток и забивает гвозди, потому что папу не допросишься,(я все еще имею в виду хорошего папу, но занятого, забывчивого, устающего). Мама, правда тоже устает и занята, но ведь делать-то надо, и поэтому она не забывчива. Вообще женщины могут все, все умеют и даже в помощи мужской как будто не нуждаются. Женское окружение и воспитание мальчика, отсутствие рядом рыцарского мужчины подчас способствуют формированию инфантильного характера, провоцируют черты своеобразного мужского иждивенчества. Становясь взрослыми, эти слабые, инфантильные мальчики, привыкшие во всем полагаться на женщин тоже не могут стать полноценной опорой семьи. Не меньшее значение образ отца имеет и для формирования девочки. Девочке, чтобы стать настоящей женщиной- женственной, нежной, заботливой, а не только волевой и решительной, тоже необходимо иметь постоянно перед глазами настоящего мужчину. И этим мужчиной должен быть отец. Если в семье нет такого отца, образ мужчины, будущего мужа формируется под влиянием литературы, героев кино и телеэкрана, случайных знакомых. Хорошо, если это умные книги и фильмы, подходящие знакомства. Но ведь может сложиться совершенно недостаточный эталон! И так, мальчикам и девочкам одинаково нужен энергичный, деятельный, сильный отец! В отношении к матери он должен показывать пример рыцарства и приучать к этому сына. По отношению к дочери – тоже. Тогда дочь научится ждать и требовать уважения, почтения и бережного отношения со стороны других мужчин, а сын получит наглядные уроки рыцарства по отношению к женщине вообще и к своей будущей жене и к дочери в частности.
Отец в семье должен так же быть понимающим другом. Итак, отец сильный и уважаемый, но не суровый и грозный. В некоторых семьях отца бояться, и родители считают, что это хорошо. Но это очень плохо. Иногда думают, что именно суровый отец может воспитать мужественного сына. Нет! Ведь запуганный сын – это сын слабый и приспосабливающийся. А если суровому отцу и не удается подавить сына, если сын устоит перед ним, то цена тоже слишком высока. Такой сын сам может стать суровым отцом. Жестокость рождает жестокость. Для дочери грозный отец тоже плох. И ее он либо подавит и сделает зависимой, несамостоятельной, тусклой, (запуганный человек не может быть яркой личностью), либо, если она станет сопротивляться и будет вынуждена делать это постоянно, у нее вырабатывается мужеподобный, неженственный характер. Иногда энергия отца сосредотачивается на материальном обеспечении семьи. Конечно, семью надо обеспечивать, и прежде всего это должен делать отец. Но нельзя, чтобы роль отца только этим и ограничивалась. Тогда у детей могут сформироваться неправильные представления, и они начнут смотреть на отца потребительски. Вот что рассказала одна мать о своем ребенке, который посоветовал ей в минуту, когда она жаловалась на нехватку денег: « А ты возьми нам еще одного папу, тогда у нас будет две получки». Вот вам и отношение к отцу.
Чтобы сохранить, а тем более завоевать уважение сына или дочери, надо приложить не меньше, а больше усилий, чем для того, чтобы поддержать свой престиж среди взрослых, среди коллег.
Хочется остановиться и на тех отцах, которые мало занимаются воспитанием детей, часто бывают пьяны, дебоширят, что к сожалению, часто можно видеть.
Вот что рассказывает журналист М.Рубцова в своей статье:
«После выходных и праздничных дней, слыша, как дети рассказывают о прогулках, о походе в театр, о семейных трудовых делах, субботнике на дому, Коля обычно вздыхает и с завистью произносит:
- А мы никуда не ходили. Папа опять был пьяный, бранился…. А потом пришел сосед дядя Костя и уложил его спать. Я долго не спал, боялся, что проснется и будет обижать маму.» Скандалы в семье отражаются на поведении ребенка. Он приходит в детский сад понурым, часто безучастен на занятиях, капризничает.
- «Когда Коля видит в вестибюле отца, то не торопится к нему, как-то померкнет, съежится. Даже припасенная в отцовском кармане конфета или апельсин не привлекает сына. Ему приходится напоминать: «Ведь тебя ждет папа» - а он махнет и не по детски скажет: «Ничего, пусть подождет». А как-то шепнул доверительно: «Не люблю папку. Вот вырасту большой, не дам обижать маму.» Такие отцы теряют веру сына или дочери, теряют их любовь, привязанность. Очень горько, обидно, что шагнув на путь пьянства, они теряют себя в глазах детей.
Счастливы дети, если имеют возможность восхищаться моральной силой отца, подражать ему, учиться жить и работать, впитывать высокие идеалы добра, практикой постигать, что такое чувство долга, чести, мужского достоинства.
Вот что говорил Сухомлинский:
«-Отец- самый родной, самый дорогой для ребенка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг, поступок в жизни.
В отцовстве- великая миссия приемственности поколений, нравственного совершенствования в новой, созданной отцом и матерью личности».
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Каштановое»
«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(консультация для воспитателей)
Подготовила: воспитатель Щетинина И.В.

Актуальная задача нашей современной действительности- формирование личности. Исключительную роль в этом плане играет эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание комплексно влияет на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную стороны личности, закладывает основы таких качеств, как эстетическая ориентация, эстетическая отзывчивость и восприимчивость, способность давать эстетическую оценку, эстетический вкус и способность к творческой продуктивной деятельности. Искусство, а так же красота окружающей жизни оказывает глубокое влияние на ребенка уже в первые годы его жизни. Большой педагогический опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются художественные, музыкальные, изобразительные, литературные способности, зарождается понимание нравственного смысла художественного произведения, формируется эстетическое отношение к действительности.
Невозможно воспитать всесторонне развитого человека – будущего члена нашего общества; не пробуждая в нем чувства прекрасного, не приобщая его к лучшим произведениям искусства, художественной литературы, не формируя у него художественного вкуса, художественных и музыкальных способностей.
Наша задача- сделать мир красок, звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее. Ведь данные непосредственных ощущений и восприятий создают основу для формирования более сложных умственных процессов, таких, как представление, память, мышление и воображение. Воображение превращает человека в творца, в личность. Развитое воображение помогает воспитать в ребенке человечность. Без развитого воображения невозможно создать гармонически развитую личность.
Начало этой работы мы организовали в первой младшей группе. К детям приходили сказки с театром: «Петрушки»; «Матрешки»; «куклы Бибабо»; настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников.
На начальных этапах учили детей описывать внешний вид окружающих людей, провели ряд дидактических игр, имеющих цель научить выделять и называть части тела, их характерные признаки. Представление героев художественной литературы требует хотя бы элементарных знаний о том, какими бывают настроения, чувства, что такое поза, выражение лица, как настроение окрашивает движение человека. С этой целью знакомили детей с тем, что такое поза, какой она может быть при различных функциональных (идет, бежит, стоит) и эмоционально окрашенных движениях (идет грустный, стоит радостный, бежит в страхе).
Для того чтобы дети усвоили, что в позе передаются не только движение, но и настроение, чувства. Мы предлагали им вспомнить какое настроение они наблюдали у своих товарищей, как узнавали, что оно было радостное, грустное. Дети вспоминали эпизоды известных им сказок, фильмов, рассказывали, какое настроение было у персонажей и почему они думают, что оно такое. Рассматривали с детьми картинку с изображениями человека в позе, мимике, лице которого передано различное состояние (радость, гнев, страх, печаль, удовлетворение), фигурки человека в той или иной позе и отмечали при этом особенности расположения различных частей тела.
Дети пытались точнее передать позу, характерную для того или другого движения, направление движений героев, их пространственное расположение, глубже осознавали логику действий героев.
Провели ряд игр, основной целью которых является углубление, расширение и уточнение знаний о высших средствах выражения отдельных душевных черт литературных героев.
Вначале провели игру «Найди картинку». Каждому ребенку предложили по 4 картинки с изображением литературных героев, в позе и мимике которых переданы чувства. Взрослый описывал выражение эмоций, а дети находили соответствующие картинки. В дальнейшем научились играть в игру «Угадай картинку по описанию». Дети по описанию взрослого находили картинку и называли из какой она сказки. Затем учились сами описывать картинки. Когда убедились, что дети правильно узнавали и называли героев сказок по картинкам, попробовали загадывать о них загадки (без показа иллюстраций), например: «Чей это дом?»
«А теперь про этот дом
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила.
Но беда пришла нежданно-
Этот дом сгорел дотла!»
(«Кошкин дом»)
«Кто засел так крепко?»
«Кто-то за кого-то ухватился крепко:
- Ох, никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут….
Победит упрямицу дружный, общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это……
(«Репка»).
Большинство детей отгадывали загадки правильно.
Так, благодаря широкому использованию наглядности, организации практической деятельности мы добились значительных успехов в развитии воображения, речи, мышления, памяти.
Теперь дети сами стали рассказывать сказки, небольшие рассказы, стихи.
Но средства отражений взаимоотношений персонажей, их эмоций дети взаимствовали из иллюстраций. Это объясняется тем, что они не оперируют еще в достаточной степени обобщенными представлениями, не владеют умениями передавать одно и то же содержание различными выразительными средствами речи и рисунка.
Возникла необходимость научить детей создавать и воспроизводить свои образы, отличные от иллюстраций. С этой целью на последующих этапах проводили сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту, обращали внимание дошкольников на то, как разные художники передают одни и те же характеры героев, их настроение, чувства, как изображают движения, мимику, пространственные расположения персонажей. Дети убеждались, что один и тот же отрывок сказки, рассказа можно по разному изобразить в рисунках, но все равно содержание текста будет передано.
Кроме того, один раз в неделю показывали детям мультфильмы.
На базе просмотренной сказки проводили с детьми беседы, театральные игры, творческие рассказы, занятия. Основное место отвели занятиям по художественному чтению и рассказыванию. На этих занятиях мы учили детей чувствовать поэтичность образов, напевность речи, эмоционально отзываться на те произведения, которые им читают. Сказки, стихи, пословицы, загадки, прибаутки, вобравшие в себя народную мудрость, дали богатый материал для развития у ребят умению видеть прекрасное в быту и окружающей жизни. Богатые возможности, формирующие личность ребенка, осуществляли и через широкое введение кукольно-театральной деятельности в жизнь ребят. Детям предлагали для театрализованной деятельности разнообразных кукол, театральных костюмов, различное оборудование для эстрадных номеров, настольные, пальчиковые театры, театры масок, всевозможные декорации, фланелеграф. Все атрибуты сосредоточены в группе, дети могут свободно ими пользоваться, расставлять их в любом месте и играть.
Во время театрализованных игр следим за тем, чтобы каждый ребенок в меру своих сил и умений участвовал в драматизации сказки, одеваем всем ребятам костюмы, предлагаем нужные атрибуты.
Безусловно, не все дети обладают одинаковыми способностями. Одному что-то удается лучше, что-то хуже. Мы учитываем индивидуальные особенности детей, непременно стараемся подобрать такую роль, которая была бы ему по силам, увлекла его. Мы не допускаем, чтобы блистали только таланты. Такое деление пагубно влияет на нравственное становление личности: у избранных развивается самоуверенность, тщеславие, у оставшихся в тени- застенчивость, чувство ущербности, отсутствие уверенности в свои силы. Пусть не все получается у застенчивого ребенка ловко и красиво, как у других, однако он покажет смекалку, ловкость, умение веселиться в общих играх, хоровом пении, коллективной декламации.
Опыт работы показал нам необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей.
Так, наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком мы практикуем коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят отмечаем достоинства и находки исполнителя и обращаемся ко всем: «Кто еще хочет показать как движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петушок?» Глаза ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи- ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки», «добрые зайчата», «дружные зверята». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, старого медведя и маленького медвежонка, веселого храброго колобка.
Проявлению творческих способностей детей помогает прослушивание фонозаписи их игр, рассматривание фотостендов. Слушая записи своих спектаклей, дети забывают об окружающих, входят в образ. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры, мы направляем их внимание на удачные мизосценические решения, на выражение лиц персонажей, на наличие новых красок в позе, лице, движениях. Дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями.
Творчеству детей способствует наш контакт с родителями. Мамы и папы не безучастны к спектаклям детей. Они становятся нашими помощниками в организации художественной деятельности детей, охотно участвуют в создании декораций, костюмов, помогают им учить текст роли выразительно, мелодично, обращают их внимание на поэтические образы, на нравственную сторону поступков героев, на торжество добра над злом.
Так, заинтересовывая детей, обучая их основным приемам мы достигли цели: дети стали играть группами, игры становились более длительными, увлекательными. Игры-драматизации стали любимыми в группе.
Вся предварительная деятельность взрослых и детей заканчивается интересным зрелищем: «Играем в сказку!» Мы видим моменты возникновения театра из игры. Герои сказок не просто расхаживаются, а начинают жить.
Вместе с персонажами, ими созданными, дети негодуют и радуются, борются со злом, утверждают добро. Неподдельная искренность переживаний, выдумка украшают игру детей, вселяют в них уверенность, желание фантазировать. Так при инсценировке сказки «Теремок» еж и петух (Рома и Максим) предлагали встретить волка и лису (Аню и Ваню) на полянке за елочками и неожиданно напасть на них и этим уберечь жителей теремка от недобрых зверей. Мы были свидетелями мгновенного перевоплощения: озабоченные лица, воинственная осанка, крадущиеся движения.
Интуитивно в ответ на поступки ежа и петуха рождалась ответная реакция жителей теремка. Им передалось желание активно защищаться. Вместо страха и беспомощности появилась решительность. Чем чаще повторялась игра, тем свободнее дети использовали приобретенный опыт для дальнейших импровизаций и находок.
Порой ребята сами меняют сюжет сказки. Так, мама-Коза очень сильно ругала своего оставшегося козленка, почему он разрешил козлятам открыть дверь, она же сказала им , что чужим дверь не открывать, каким бы голосом он не говорил, что козлята плохо знают правила поведения с незнакомыми людьми. А, недоброму медведю, который хочет разрушить теремок, жители теремка, посоветовавшись однажды, с чувством собственного достоинства и уверенности предлагают жить в дружбе и добре. Медведь от неожиданности растерялся и вместо злого рычания радостно заплясал, а ребята- актеры и ребята-зрители весело захлопали в ладоши.
В игре стали чаще повторяться ситуации, в которых проявились моральные качества детей. Складывались благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера.
Игры-драматизации стали бытовать в группе и в праздничные дни. Так, в чей-либо день рождения любимая, самая желанная роль отдается имениннику. Дети привыкают быть доброжелательными, чуткими к товарищам: «У нас в группе праздник! У Карины день рождения!» Ребята радуются, веселятся, дарят имениннице маленькие подарки.
Подобные игры и ситуации способствовали созданию детского коллектива, создавали атмосферу радости и чистоты, доброты. Систематически усваивая в игре нормы взаимоотношений, дети учились подчинять свои желания, волю интересам коллектива. Подвижным, самоуверенным детям чаще всего предлагаем роли спокойных, добрых персонажей. При анализе игры подчеркиваем удачи, направляем внимание детей на нравственную сторону поступков.
Игра-драматизация помогает детям чувствовать красоту поступков, учит помогать слабому. На опыте мы убедились, что эти игры при их правильной организации могут быть богатым источником для формирования