Статья «Педагогическая техника в интерактивном обучении как средство обеспечения принципов обучения (на примере уроков истории и обществознания)»


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ
КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

Одна из приоритетных задач современного образования – подготовка гражданина своей страны, человека, умеющего брать на себя ответственность, планировать будущее. Этого невозможно добиться без повышения качества образования, без использования инновационных подходов к организации процесса обучения.
Сегодня основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Это означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (с компьютером) или с кем-либо (с человеком).
Авторы различных методик, такие как Гин А., Суворова Н., Селевко Г. сходятся во мнении, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Такими целями могут выступать ключевые компетенции (умение сотрудничать, общаться и др.), общеучебные умения (анализировать, делать оценочные суждения и пр.), когнитивные (умения и навыки выполнения конкретных действий со знаниями), которые могут быть реализованы через определённую педагогическую технику. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащегося необходимой информацией;
развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;
позволяет снять нервную нагрузку, переключить внимание, сменить форму деятельности и т.д.
В настоящее время разработано немало педагогических приемов, позволяющих учащимся учиться критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях. Эти способы и приёмы, обеспечивающие эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса, мы относим к педагогической технике. Педагогическая техника представляет собой сложную сеть, в которой
каждый приём обеспечивает поддержку другого, создавая нечто целое, создавая систему.
Поэтому необходимо при планировании процесса обучения и выборе интерактивных методик руководствоваться некоторыми принципами. А.Гин в «Приемах педагогической техники» выделяет пять основных принципов. Для их реализации подберем гамму конкретных приёмов.
Принципы обучения и их реализация с помощью приемов педагогической техники
Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно представлять учащимся право выбора, с одним важным условием – право выбора всегда уравновешиваются осознанной ответственностью за свой выбор.
Например, на первом же уроке новой темы по предмету «Обществознание» преподаватель вывешивает “Базовый лист контроля”. В нем перечислены основные понятия, формулировки и т.д., которые обязан знать каждый учащийся.
Базовый лист может быть “двухэтажным”. Первая его половина – обязательный минимум для всех, вторая половина содержит добавочные вопросы или творческие задания для претендентов на “отлично”.
Таким образом, выбирая тот или иной объем работы, учащиеся несут ответственность за полученные оценки.
Принцип открытости.
“Я знаю, что я ничего не знаю”, – говорил мудрый грек. Печально то, что учащиеся подчас не знают главного: ОНИ НЕ ЗНАЮТ, ЧЕГО ОНИ НЕ ЗНАЮТ. Весьма смутно представляет сегодня выпускник школы границы своей информированности и уж совсем туманно – границы познания наук. Откуда же тогда взяться любознательности? Поэтому задача педагога – не только представлять знания, но еще и показывать их границы, сталкивать учащегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Главное достояние процесса обучения – не сумма аккуратно уложенных в голову учащегося ответов на стандартный перечень вопросов, а готовность к познанию и саморазвитию.
Мы знаем, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, поэтому учителю нужно стремиться находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Например, на уроке при изучении темы “Сущность тоталитаризма” учитель говорит: «Вы уже знакомы из уроков литературы с романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Воланд – какой он? Зло наказывает зло? А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал своё понимание исторической роли Сталина?»
Иногда удивительное не просто привлекает внимание и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает еще один прием – «фантастическая добавка». Учащимся предлагается: “Представьте себе, что вы можете встретиться с В.И. Лениным накануне революции 1917 г. Что бы вы сказали ему? Попробуйте предсказать его реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях”.
Использование таких приемов иногда бывает очень эффективно, так как помогает ликвидировать оторванность, изолированность получаемых на уроках знаний от общего процесса познания окружающего мира.
Принцип деятельности.
В основе этого принципа лежит убеждение в том, что освоение учащимися знаний, умений, навыков только в деятельности. Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, учащийся должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Можно привести следующий пример реализации этого принципа на уроках «Истории», «Обществознания» и др. Учащиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают своё мнение. Эффективнее всего коллективная работа, тогда учащиеся ищут ошибку вместе, спорят, совещаются. Или возможна такая форма работы: преподаватель объявляет конкурс “шпаргалок” (опорных конспектов) по ранее изученной теме.
Принцип обратной связи.
Процесс обучения нужно регулярно контролировать с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров, без этого успешный полет немыслим. Успешный урок так же немыслим без обратной связи. Только преподаватель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет “термометра настроения” или “высотометра понимания”, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
Один из таких приёмов – это применение сигнальных карточек эмоционального состояния. В начале урока учащиеся поднимают карточку, символизирующую то настроение, с которым он пришёл на урок (красная – хорошее настроение, зелёная – спокойное, синяя – плохое, чёрная – угнетённое).Синий и чёрный цвета говорят о неготовности к активной деятельности учащихся. Их можно привлечь к работе, поручив роли: эксперт, хранитель времени, «фома неверующий», «адвокат» и тп.
Процедура с карточками повторяется в конце урока в качестве рефлексии собственной деятельности. Это позволяет проследить как меняется настроение, уровень заинтересованности учащихся в течение урока и внести коррективы в деятельность педагога.
Принцип идеальности (высокого КПД).
Идеальность – одно из нужных понятий в использовании интерактивных методов обучения. Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов – едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность (КПД) действия тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогическому процессу это означает, что некоторые приёмы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшенные из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил преподавателя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда. Полезно максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Для этого можно применять различные приёмы педагогической техники. Например, учитель может увеличить свой “оценочный арсенал”. Шкала из трех отметок (“3”, “4”, “5”) – грубый инструмент. Вполне допустимо выставлять оценки по 10-ти бальной шкале, тогда учащиеся будут лучше представлять уровень своей подготовленности, и не будут упрекать преподавателя в необъективности. Естественно, учитель, используя этот приём должен заранее ознакомить учащихся с правилами соотношения баллов и оценок.
Для повышения активности и интереса учащихся на уроках нужно приучить их к регулярному оцениванию своего труда. Например, завершив работу, учащийся сам ставит себе оценку. За ту же работу оценку ставит и учитель. Записывается дробь (4/5; где “4” – оценка учащегося, а “5” – оценка преподавателя). С помощью такого приёма можно проследить низкий или высокий уровень самооценки у учащихся и, исходя из этого, регулировать данный процесс. Когда преподаватель доверяет учащимся, то доверие ценится, и редкий учащийся не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.
Реализация принципов обучения А.Гина с помощью методики «шести шляп»
Для практической реализация пяти основных принципов обучения, кроме ранее перечисленных конкретных приемов педагогической техники, можно использовать методику «шести шляп» мышления.
Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать в процессе обучения. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и даже для выполнения опережающего задания).
Группа учащихся делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести разноцветных шляп, сделанных из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Эту методику можно применять при изучении любого предмета, а также при подготовке к внеклассным мероприятиям.
Белая шляпа. Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Например: «О каких событиях идет речь в тексте?», «Перечислите главных героев» и т. д.
Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например: «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что...».
Черпая шляпа. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта проблема осталась для нас непонятной, потому что…».
Красная шляпа. Это - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.). Надо лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал рассказа вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Зеленая шляпа. Это - творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т. д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы автор описал героя более детально, описал его чувства и мысли, восприятие его поступка было бы иным».
Синяя шляпа. Это - философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы разделить на две равные части: в первой - походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй - вернуться в спою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними - последнее слово.
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого. Это является одной из важных характеристик критического мышления. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
Результаты применения принципов обучения на практике.
Суть представленной методики заключается в увеличении интереса учащихся к изучаемому предмету. Необычность подачи учебного материала и представление свободы выбора в решении проблемных задач способствует повышению качества знаний у учащихся, помогают осуществлять перенос учебных навыков в сферу практической деятельности.
Применение данной методики, других приемов педагогической техники, реализация перечисленных принципов обучения на уроках истории и обществознания принесло немало положительных результатов.
Например, можно проследить динамику роста качества знаний у учащихся за определенный промежуток времени. Использование интерактивных методов обучения способствовало повышению качества знаний в течение года на 12%.
Можно выделить ряд других критериев, по которым прослеживается эффективность представленной методики.
Оценка результативности учебного процесса на уроках обществознания
на примере учащихся 9 А класса (2010-2011 уч. год)
№ п/пКритерии Показатели
начало учебного года конец учебного года
1 Самостоятельность суждений Учащиеся высказывали свою точку зрения неохотно, принимали точку зрения учителя;
На вопросы отвечали шаблонно (по конспекту или по учебнику);
Проявлялась у 20 % учащихся. Высказывают свою точку зрения;
В решении проблемных творческих задач не всегда соглашаются с мнением учителя;
Приобрели навыки написания эссе;
Предпочитают творческие задания и работу в группах;
Проявляется у 80 % учащихся.
2 Успеваемость 100 %
3 Учебные навыки Умение работать с текстом, анализировать или синтезировать учебный материал, наблюдалась у 45 % учащихся. Коммуникативные умения и навыки учащихся носят не хаотичный, а целенаправленный характер;
Учащиеся приводят аргументы в защиту своей точки зрения, используют при этом научные термины;
Общие учебные умения и навыки наблюдаются у 70 % учащихся.
4 Перенос учебных навыков в сферу практической деятельности 50 % учащихся могли привести практические примеры проявления того или иного явления общественной жизни 70 % учащихся имеют навыки работы с периодической печатью;
По определенным критериям оценивают политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь страны;
Прислушиваются к чужому мнению.
5 Мотивация Об очень низком уровне заинтересованности учащихся говорило их нежелание участвовать в дискуссиях, выполнять домашнее задание, упреки в адрес учителя о необъективности. Установлены эмоциональные контакты учащихся друг с другом и учащихся с учителем.;Заинтересованность учащихся к учебному процессу повышается благодаря разнообразию форм деятельности и удержанию внимания учащихся в течение длительного времени;
К работе подключаются учащиеся, которые ранее оставались в «тени».
6 Прочность знаний Лишь 50 % учащихся могли воспроизвести учебный материал предыдущего урока. 70 % учащихся могут вспомнить учебный материал не только предыдущего урока, но и другой темы, изучавшейся в течение года, т.к. материал запоминается лучше, если он подкреплен дискуссией, ролевой или интеллектуальной игрой.

Таким образом, эффективность интерактивных методов очевидна. Чем больше активность, самоорганизация учащихся, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами учащихся, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учащихся – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить.
Подводя итоги, еще раз хотелось бы отметить, что организованная жизнь - это как сетка для страховки. Благодаря ей мы можем совершать высоко на проволоке более сложные трюки. Сетка, сеть - образ. Основные приемы и принципы педагогической техники - сеть. Результат - хорошо организованный труд преподавателя, хорошо организованный труд учащегося, хорошо организованные знания.
Список использованной литературы.
Гин А. Приемы педагогического техники.- М: Просвещение, 2007.
Е.В. Коротаева . “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2003г.
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.
М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.
Сорокина А.В. Использование приема чтения с остановками и методики «шести шляп» на уроках истории. / Фестиваль педагогических идей.- 2009.