Из опыта организации учебного взаимодействия в интерактивном режиме


Из опыта организации учебного взаимодействия
в интерактивном режиме
Особенностью уроков в интерактивном режиме является то, что они изменяют форму передачи материала с монолога на диалог. При этом развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении в паре, микрогруппе, так и в диалоге между группами. На мой взгляд, эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удаётся реализовать на первых порах две важные функции обучения в диалоговом режиме: решение учебных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. На традиционном уроке учитель нацелен преимущественно на решение учебных задач. При организации интерактивного обучения уже на этапе формирования групп учителю нужно позаботиться об эмоциональном климате в микрогруппе, желании и возможности членов группы поддерживать начиная друг друга, обратить внимание на то, в какой мере развит навык слушания, диалогирования.
Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и количества учащихся в каждой группе и в классе в целом.
Учащиеся предпочитают объединяться в группы «по желанию». При явных плюсах такой организации мне видится и ряд минусов: могут сформироваться группы, неравные по силе, следовательно, и результаты совместной деятельности будут значительно различаться. Кроме того, в группе может создаться такая обстановка, когда интерес к общению вытесняет процесс решения учебных задач. Организовывая группы, принимаю во внимание содержание поставленной к уроку задачи. Слабому ученику зачастую нужен не столько «сильный» партнёр, сколько терпеливый и доброжелательный; самым развитым стоит найти партнёра, равного по силе. Иногда следует позаботься, чтобы в каждой группе был ученик с противоположным взглядами: обсуждение проблемы будет живым, интересным. Подвижность учебного состава помогает ребятам лучше узнать друг друга, а также вырабатывает навык общения с разными, порой противоположными по характеру и взглядам людьми.
Следует уделить внимание выработке навыков общения и групповой
деятельности. Я затрачиваю несколько занятий на обучение нормам группового поведения: в конце урока, рефлексируя прошедшее занятие, вместе анализировали возникшие недоразумения и конфликты. Для этого заранее подбирала вопросы, помогающие понять и адекватно выразить отношение к происходящему. Например:
Удалось ли группе выполнить задание?
Легко ли работалось в группе?
Кто ощущал себя некомфортно и почему?
Всегда ли прав тот, кто берёт на себя руководящую роль в группе?
К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
Что помогает и что мешает общей работе?
Что приобретаешь в совместной работе?
Разбор конфликтных эпизодов помогает классу осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвращения обид.
Такая работа даёт хороший результат, который выражается в слаженной работе групп на последующих уроках. Постепенно были выработаны правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:
необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточной информации;
нужно учиться задавать вопросы, помогающие понять суть того, о чём говорят;
важно не только умение говорить, но и умение слушать;
критикуем идеи, а не личности.
Этап подведения итогов работы группы показывает, насколько удалось группе реализовать обе функции. Случается, что «спикер», представляя общее решение, вдруг высказывает своё, отличающееся от высказанного группой мнение: «Так считает группа, хотя я сам думаю по-другому...» Или, наоборот, может выясниться, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Если возникают такие расхождения, это значит, что функцию группового сплочения и взаимопонимания реализовать не удалось. Приходится ещё раз напоминать, что в процессе обсуждения нужно слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, смогут убедить вашего оппонента, докажут правильность вашей позиции.
С первых же занятий целесообразно принять правило трёх «нельзя»:
нельзя говорит «уже всё сказали»;
нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе;
нельзя прятать за высказывание своё плохое настроение.
В процессе высказывания мнений не должно быть повторов, поэтому настраиваю учащихся на то, что их мысли и чувства могут быть сходными, но не одинаковыми, и надо обязательно донести до одноклассников свои решения. Считаю очень важным «подвигнуть» ученика к высказыванию, подхвалить его начинание, поддержать и похвалить и отдельного школьника, и группу, и весь класс. «Рада вас видеть», «С вами было интересно», «Спасиба за общение» и тому подобные – необходимые слова и выражения на уроках.
Мои ученики любят такие уроки. Уже при входе в класс, где модернизировано учебное пространство (нестандартно расставлены столы), они высказвают одобрение и удовлетворение. Внутренняя готовность учащихся позволяет сокращать время, необходимое им для погружения в содержание урока, а умение работать в интерактивном режиме делает его (урок) эффективным.