План самообразования на тему «Развитие речи и творческого воображения младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амгино-Нахаринская СОШ имени П.И.Яковлева»
План самообразования на тему
«Развитие речи и творческого воображения
младших школьников»
Учитель начальных классов
Пахомова М.П.
2016-2017 учебный год
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя: Пахомова Мария Павловна  
Дата рождения: 02.06.1980.  
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):
Якутское педагогическое училище №1 им.С.Ф.Гоголева, 2000г.
СВФУ Педагогический институт им.М.К.Аммосова МО 2011г.
Специальность по диплому: учитель начальных классов и педагог-психолог; менеджмент организации
Место работы: МБОУ «Амгино-Нахаринская СОШ им. П.И.Яковлева»
  с.Оннес Амгинский улус РС(Я)
Занимаемая должность: учитель начальных классов  
Дата назначения на должность: 2013г.  
Общий стаж трудовой деятельности: 16 лет  
Педагогический стаж: 16 лет  
Квалификационная категория, дата присвоения: ЗСД, 2015
Курсы повышения квалификации:Пояснительная записка
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Современный учитель должен владеть многими технологиями, чтобьы создать свое педагогическое кредо,ю свой педагогический почерк, свою методику преподавания, найти свои методы и приемы, обеспечивающие формирование прочных знаний, умений и навыков у учащихся, условий для профессиональной творческой самореализации.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только владение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Актуальность выбранной темы: основной аспект развивающей программы «Школа 21 века» в начальном образовании делятся на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися речевой грамотности, на воспитание культуры речи и общения, развитие творческих, познавательных способностей детей.
Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех по всем предметам, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышения орфографической грамотности. Работа по развитию речи – это не только овладение грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи,Ю строить предложения и связную речь.
Цели: - Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество. - Формирование потребности в творческой деятельности. - Организация творческого сотрудничества учащихся, получение оригинального результата.
Задачи:- Познакомиться с новинками литературы;- Продумать систему работы по развитию письменной и устной речи школьников на уроках;- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей;- Пополнить дидактический материал и широко использовать его на уроках.Методы обучения: проблемные, поисковые, исследовательские, практические ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности. Формы организации учебного пространства: -индивидуальные (сочинение, “рифмованные строки”, стихи, отзыв о книге и др.)-индивидуально-групповые (микро- групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект);-парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);-групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);-коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма -творческого мышления и организации творческой деятельности вообще).Методы и приёмы: - устные рассказы на заданную тему;-сочинение сказок, стихов, загадок, поздравлений;-слоговой аукцион;-сочинение чистоговорок;-письмо другу;-сочинение по картинке, по серии картинок;-подбор к словам синонимов, антонимов, родственных слов;-составление с новыми словами предложений.- знакомство с новыми словами по толковому словарю;-чтение по данному началу и концу;-словарики- помощники;-редактирование текста. Основные направления:
- развития творческих способностей:- игровая деятельность,- творческое сочинительство,- сочинения и диктанты,- сюжетные и тематические циклы уроков, уроки панорамы,- интеллектуальные игры.Благодаря развитию творческого мышления и речи, учащиеся овладеют творческими и интеллектуальными умениями: •умение работать самостоятельно с любой информацией, исследуя, анализируя ее, и делают выводы;• поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию;•умение находить альтернативные варианты решения проблем;•научаться работать с разными справочными материалами;•умение отстаивать свою точку зрения.Всю работу условно можно разбить на три этапа. Первый этап. Подготовка, связанная с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью школьников:1. Анализ готовых произведений (расшифровывание пиктограмм; анализ загадок, выявление их особенностей; введение термина «рифма», нахождение рифмующихся слов; анализ стихов, рассказов, сказок из учебника, на основе которого осуществляется устное рисование художественных образов).2. Сближение опыта читателя с опытом писателя ( экскурсии в природу, организация наблюдений за жизнью).3. Воспитание в детях отсутствия страха перед высказыванием, пробуждение фантазии, укрепление присущей возрасту творческой свободы, посредством специальных заданий.
Второй этап. Творческая работа.1. Составление пиктограмм. 2. Сочинение загадок.
3. Сочинение стихов.4. Написание сочинений.5. Рисование (на бумаге) литературных образов.
6.Чтение произведений по ролям.
7. Драматизация (на уроках, во внеурочное время) .Третий этап. Рефлексия.1. Редактирование.2. Анализ готовых работ.3. Использование работ на уроках по различным учебным предметам и во внеклассной деятельности.
Диагностико- прогностический
2016-2017 1. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
2. Курсы повышения квалификации.
3. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
4. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
5. Изучение опыта работы учителей по теме в СМИ.
Практический
2017-2018 1. Практическое применение материалов во 2 классе на уроках .
2. Проведение открытых мероприятий в школьном уровне.
3. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
4.Посещение уроков учителей предметников.
5. Посещение семинаров.
6. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.
Коррекционно-практический
2018-2019 1. Практическое применение материалов в 3 классе на уроках математики.
2. Корректировка работы.
3. Открытые уроки на школьном, сетевом уровне.
4. Посещение семинаров.
5. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.
6.Создать свой персональный сайт и регулярно его пополнять.
Обобщающий
2019-2020 1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
2. Открытые уроки.
3. Выступление на заседании МО учителей начальных классов.
4. Консультативная помощь учителям.
5. Оформление результатов в форме печатной работы.
Распространение собственного педагогического опыта (в форме мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации за последние 5 лет)
Уровень распространения собственного педагогического опыта
Форма
(мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы, и др.), даты проведения Тема
(проблема) Результаты (презентации, публикации, выставки, форумы и пр.)
1. Школьный уровень 2. Муниципальный уровень 3. Региональный уровень 4. Межрегиональный уровень 5. Федеральный уровень Участие в конкурсах профессионального мастерства (последние 5 лет).
№ Название конкурса Год участия Результат
1 2 3 4