Разработка урока по окружающему миру по теме Как построить дом ( 2 класс)

Тема урока: « Строим дом»

Цели урока:
познакомить детей со строительством домов, строительными материалами и строительной техникой.

Задачи по достижению результатов:
выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов.
Личностные:
формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Предметные: научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.
Оборудование урока: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация, карточки - задания для групповой работы.

Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.

– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста.
1. Из чего сделаны ножницы, ложка, кастрюля?
а) металл б) глина в) древесина
2. Из чего сделаны шкаф, стол, карандаш?
а) металл б) глина в) древесина
3. Найди материал, из которого сделана тетрадь.
а) пластмасса б) древесина в) металл
4. Из чего сделаны шарф, шапка, варежки?
а) бумага б) шерсть в) глина
5.Что делают из стекла?
а) Посуда, зеркала, украшения. б) Одежда, игрушки, цветы.
в) сапоги, спасательные круги.
III. Сообщение темы и цели урока
- Я прошу вас помочь мне определить тему урока. Отгадывание загадок.
Носик круглый, пятачком,  Им в земле удобно рыться,  Хвостик маленький крючком,  Вместо туфелек копытца.  Трое их и до чего же  Братья дружные похожи.  Отгадайте без подсказки,  Кто герои этой сказки?  («Три поросёнка»)
Лисичка дом себе нашла, Мышка добрая была, В доме том, в конце концов, Стало множество жильцов. («Теремок») На лесной опушке Стояли две избушки. Одна из них растаяла, Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка») (слайд)
- Посмотрите на картинки, вспомните содержание сказок, что может объединять эти сказки. (Домики, строительство домов). Герои сказок строили дома. Так о чём мы будем говорить на уроке?
(Тема урока «Как построить новый дом?) – на доске.
Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?.
И как он домом стал.
IV. Актуализация знаний детей
-О чем хочется узнать при изучении темы?
( Как строят дома? Что нужно для строительства дома? Каким должен быть дом?)
V. «Мозговой центр».
-Прочтите старинную пословицу.
(На доске: Дом построить – не шапку на голову надеть) (слайд)
-Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? (Высказывают предположение, что дом построить нелегко.) У меня на доске картинка очень красивого дома. Этот дом был построен много веков назад, но он до наших дней сохранил свою красоту и первозданный вид. Каким же должен быть дом чтобы он простоял много веков? (прочным, надёжным). Вот сегодня мы и разберёмся что для этого надо.
-Дома бывают разные. Мы с вами живём в большой и многонациональной стране. И у каждого народа есть свои традиционные жилища
Казахи, монголы издавна разводили овец. В поисках хорошего пастбища люди постоянно меняли место жительства, поэтому и дом им нужен особенный. Он должен легко разбираться и легко собираться. Каркас такого дома сделан из жердей, покрыт войлоком из овечьей шерсти. Называется такое жилище – юрта.
Народы северо – восточной Сибири занимающиеся оленеводством возводят жилище из жердей и оленьих шкур. Такое жилище называется – чум.
На Крайнем Севере, где всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, внутри зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Называется такое жилище – иглу.
Жителям лесов было, конечно, лучше: свой дом они строили из толстых брёвен. Между брёвнами клали мох, чтобы не выходило тепло из дома. Такие постройки надёжно защищали от морозов и зверей. В таких домах и сейчас неплохо живётся многим жителям сёл и деревень, многие дома были построены 100 и более лет назад. Называется такой дом – изба. Избы строились большие чтобы помещалась вся семья. Ведь в старину говорили так: Семья сильна когда над ней крыша одна. Это традиционное жилище жителей средней полосы России.

VI. Изучение нового материала
На доске картинки
- Ребята мы познакомились с видами жилищ в разных уголках России. И вы увидели что все дома строятся из разных материалов.
- Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы?
- Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные.
- А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, панельные? (дом так называется в зависимости от материала из которого построена главная часть дома - стены)
- На строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.
Знакомство с видами строительных материалов. (слайд)
Кирпич применяется для кладки стен при строительстве дома.
Кровельные материалы: шифер, металлическая черепица, применяют для покрытия крыш домов.
Бетонные панели это большие блоки из которых собирают стены зданий. Иногда достаточно 2 – 3 блока для целой стены. В блоках сразу есть и оконные и дверные проёмы.
Лесоматериалы - строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.
Песок, цемент - вяжущие средства - применяют для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.
В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, пластмасса.
Работа в группах Строим дома.
Из разнообразия строительных материалов выберите те которые подходят для:
Группа№1 группа №2 группа № 3
Кирпичный дом Деревянный дом Панельный дом
Бетонные плиты Бетонные плиты бетонные плиты
Песок песок песок
Цемент цемент цемент
Шифер шифер шифер
Кирпич кирпич кирпич
Черепица черепица брёвна
Брёвна брёвна черепица
Доски доски доски
Гвозди гвозди гвозди
Оконные рамы оконные рамы оконные рамы
Проверка работы. Каждая группа рассказывает что необходимо для строительства дома.
Вывод: для строительства любого дома нужны строительные материалы.
- У нас есть разнообразные строительные материалы. А что еще надо чтобы построить панельный дом? (строительные машины)
Работа в группах.
Собрать пазл строительной машины. Один из группы зачитывает сообщение о этой машине.
1.Бульдозер. Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.
2.Экскаватор. Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачёрпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Экскаватор роет огромную яму - котлован.
3. Автокраны - настоящие силачи. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Они помогают строить фундамент.

4.Бетономешалка. применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.
Вывод: Для строительства дома нужна помощь строительных машин.
- У нас есть строительные материалы и строительные машины. Но сам по себе дом строиться не начнёт. Кого не хватает? (строителей, квалифицированных рабочих). Люди каких специальностей участвуют в строительстве дома мы сейчас узнаем.
Работа в парах. Среди многообразия букв спрятались слова которые и являются названиями строительных профессий.
Расчищает строительную площадку бульдозером бульдозерист;
бетонирует фундамент бетонщик;
кладет стены (из камня, кирпича) каменщик;
поднимает грузы подъемным краном крановщик;
кроет крышу кровельщик;
белит и красит стены, двери... маляр;
делает рамы, двери плотник;
подвозит строительный материал на тракторе тракторист;
сваривает металлические конструкции сварщик;
Вывод: На строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. Чтобы построить хороший крепкий дом, нужна дружная слаженная работа людей разных профессий и хорошая техника.
VII. Закрепление нового материала.
Вывод - обобщение
Дом - это не только жилье, но и важнейший символ Земного существования. Дом это место где собирается вся семья. Дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.
У каждого дома (и то непременно) Должны быть и крыша, и окна, и стены, Должно быть уютно, тепло и светло, Но главное – в доме должно быть добро.
Рефлексия. Подведение итогов.
- Как вы думаете, легко ли построить дом?
- Почему считаете, что трудно?
- Каким должен быть дом?
- Что необходимо для строительство дома?
В мире построено множество зданий. Самым древним считается Китайская стена протяжённостью более 5 т километров и Египетские пирамиды высотой 150 м. Эти сооружения были построены около 3 тысяч лет назад.
Строятся и необычные дома. Например дома вверх ногами.







15