Рабочая программа по обществознанию. 5 класс.ФГОС


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Степная Васильевка
Рассмотрено
      на заседании МС
__________________
 
Протокол №_______
от «___» __________2014 г Согласовано
    Заместитель
директора по УВР
  _________/ С.А.Беляева /
                             
   «___» ___________2014 г Утверждаю
      Директор МКОУ ООШ
с.Степная Васильевка 
 
__________/Л.Н.Денисова/
                            
  Приказ №______
от «___» ___________2014 г
 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
по учебному курсу «Обществознание »
 
  5 класс базовый уровень
 
                                                                                                                               Разработана
учителем истории и обществознания
Наумовой Н.А.
 
 
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой «Обществознание 5-9 кл.Стандарты второго поколения » изд. «Просвещение» 2011 г. и рабочей программой к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» 5 класс под редакцией Н.И.Чеботаревой, С.В.Агафонова. - М.: Русское слово,2013.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), включая проведение:
контрольной работы – 1;
практической работы – 1;
тест – 1;
зачет – 1.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа).
Характеристика предмета «Обществознание»
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях. Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).
Изучение обществознания в 5 классе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации —  в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления граждан­ской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общие задачи изучения курса:
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5-9 классах отводится 175 часов, в 5 классе-35 часов(1 час в неделю).
Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции обществоведческого образования. Из резерва 1 час отводится на проведение практической работы по теме «Деятельность» и 1 час на изучение темы «Национальная принадлежность». С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Исходя из целей и задач обществоведческого образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах: тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, защиты сообщений и презентаций, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
уроки контроль ные работы практические работы тесты зачет
Введение
1 Введение в курс обществознания Раздел I. Человек в социальном измерении (19 часов)
Загадка человека 3

Загадка человека. Потребности человека. Человеческие интересы Деятельность и поведение человека. Познание мира 5
Как человек оценивает себя и других. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Деятельность. 1 Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование. Положение человека в обществе: что его определяет 2 Положение человека
в обществе. Социализация. Возраст и его влияние на социальное положение человека. Отрочество 2 Возрасты нашей жизни. Особенности подросткового возраста. Есть ли социальные преимущества у мужчин? 2 Что такое гендер. Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальность. Гражданство 2 Национальная принадлежность. Юные граждане России. Здоровье
в «социальном
портрете личности» 2 Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу I. 1 Повторение по теме: « Человек в социальном измерении» 1 Раздел II. Ближайшее социальное окружение (10 часов)
Семья
в жизни человека и общества 4 Самые близкие люди. Семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Как государство заботится
о семье 2 Государственная поддержка семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей. Человек
в группе 3 Человек в малой группе. Общение. Межличностные конфликты. Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу II. 1 Повторение по теме: «Ближайшее социальное окружение» 1 Итоговое повторение 1 Повторение. Урок обобщения систематизации знаний. 1
Резервное время 4 Содержание курса «Обществознание» 5 класс
Раздел I. Человек в социальном измерении (19 часов)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Раздел II. Ближайшее социальное окружение (10 часов)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.
Резерв (4 часа)
Итоговый контроль (1 час)
Требования к уровню достижений учащихся 5-х классов
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Критерии оценок по обществознанию
Критерии оценки устного ответа.
«5»- заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
« 4» - есть небольшие недочёт по содержанию ответа.
« 3 » - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
« 2 » - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка « 5 » - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
Отметка « 4 » - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка « 3 » - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Отметка « 2 » - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Литература и средства обучения по обществознанию

п/п Для учителя Для учащихся
Обязательная
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений
/А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа). (Электронное приложение
к учебнику). Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений
/А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа). (Электронное приложение к учебнику).
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию.5 класс.ФГОС. К УМК А.И.Кравченко,Е.А.Певцовой.-М.:Вако,2015 Дополнительная
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е. Обществознание («Зачем изучать общество?»). – М.: Баласс, 2012. 2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 5 класс.- М.: Русское слово,2014.- (ФГОС. Инновационная школа).
Махоткин А.В. обществознание в схемах и таблицах /А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2012
Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 5 класс.- М.: Русское слово,2014.- (ФГОС. Инновационная школа). МультимедияСокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.