Урок обучения грамоте. Календарь. Календарные праздники. Знакомство с Букварём.


Урок 1. Календарь и календарные праздники. Знакомство с «Букварем»
Цель деятельности учителя Создать условия для ознакомления с первой учебной книгой – «Букварем»
Планируемые образовательные
результаты Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться с первой учебной книгой – «Букварем», правилами поведения на уроке, школьными принадлежностями, необходимыми при работе на уроке; актуализировать знания о временах года и календарных праздниках.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Образовательные ресурсы Картонная коробка, на которой наклеен такой же, как на обложке учебника, рисунок; кубики (размером 10  10 см или 15  15 см, белого цвета); магнитофонная запись «Советы парты», фонограмма песни «Азбука», костюмы для артистов, иллюстрации: дерево без листьев, снежинки, листочки (с одной стороны – зеленые, с другой – желтые, красные), бабочки, цветы; Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ, список календарных праздников (учебник, с. 5)
Сценарий урока
Этапы урока Формы,методы,методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель называет, какие школьные принадлежности необходимо иметь ученику на каждом уроке обучения чтению, сопровождая показом: учебник «Букварь», тетрадь для печатания, простой и цветные карандаши, ластик. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Затем учитель читает стихотворение:
Есть у нас немало славных Зазвенел звонок веселый:
Разных дней в календаре, Здравствуй, школьная пора!
Но один есть самый-самый, И шагает дружно в школу
Самый первый в сентябре. В это утро детвора Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальная. Проверка готовности к уроку (проверка наличия необходимых на уроке школьных принадлежностей: учебник и тетрадь для печатания в обложке с закладкой,
мягкий ластик,
остро отточенные карандаши); проверка их состояния
II. Знакомство с предметом. Фронтальная, словесный метод – беседа. Ученик*. Здравствуйте, ребята!
В большой и светлой школе
Для всех открыта дверь.
Вы все пришли учиться,
Вы – школьники теперь.
– Для чего нужно ходить в школу? Правильно. Я вижу, вы все хотите быть учениками. Давайте знакомиться. По моей команде каждый из вас громко назовет свое имя.
– Почему было непонятно, кого как зовут? Обсуждают и выводят правила поведения
1 2 3 4 5 6
1. Ознакомление с правилами поведения на уроке. Если хочешь ты сказать,
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать.
Учитель сопровождает чтение стихотворения соответствующим движением.
– В школе есть правила, которые помогут вам хорошо учиться. Называют свое имя, фамилию. на уроке, отмечают особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на уроке; различают формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. Слушают
и отмечают, что необходимо ученику для работы в школе, в каком состоянии нужно хранить учебные принадлежности. 2. Ознакомление со школьными принадлежностями, необходимыми на уроке. – А теперь наклонитесь к своей парте и послушайте ее советы.
Звучит магнитофонная запись «Советы парты».
Утром рано просыпайся,Не дразнись, не зазнавайся,
Хорошенько умывайся,В школе всем помочь старайся,
Чтобы в школе не зевать,Зря не хмурься, будь смелей –
Носом парту не клевать.И найдешь себе друзей.
Приучай себя к порядку,Всем о школе расскажи,
Не играй с вещами в прятки,Честью школы дорожи,
Каждой книжкой дорожи,Учись писать, читать, считать,
В чистоте портфель держи.Чтоб получать отметку «пять».
Одевайся аккуратно,Вот и все мои советы,
Чтоб смотреть было приятно,Их мудрей и проще нету.
На уроках не хихикай,Ты, дружок, их не забудь.
Стул туда-сюда не двигай.В добрый путь! Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
3. Ознакомление с первой учебной книгой – «Букварем». Фронтальная, индивидуальная. – Хорошо ли вы знаете, что нужно складывать в портфель? Давайте проверим.
А теперь, ребятки, слушайте загадки!
1) Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги.
Оттого, что рисовал,
Я поменьше ростом стал.
2) В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
3) По полю ходила,
Клювиком водила.
След свой оставила –
Точку поставила.
4) Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
5) То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
6) Он очень-очень знаменит,
Зимою книжками набит,
А летом пуст и крепко спит,
И просто в комнате лежит. – Карандаш.
– Пенал.
– Ручка.
– Краски и кисточка.
– Тетрадь.
Отгадывают
загадки. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
4. Работа по учебнику. Фронтальная. Но только осень настает,
Меня он за руку берет –
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой …
7) Я все знаю, всех учу.
Только сам всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
– Предлагаю поиграть в игру «Что возьмем в школу?». Руки поставьте на локти. Я буду называть какой-нибудь предмет; если берете его в школу – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.
Входит Букварь**.
Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И, конечно, улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались. – Портфель.
– Букварь.
Выполняют движения по тексту. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
– Рассмотрите страницу 2. Что вы видите на кубиках? (Рисунки.)
– Почему нет букв?
– Назовите, что вы видите на каждом кубике. Если сможете, назовите букву, с которой начинается каждое слово.
– Назовите буквы или прочитайте слова на странице 3.
– Мы будем учиться говорить и рассказывать о том, что увидим на кубиках и картинках в учебнике. Хотите узнать, о чем мы будем говорить прямо сейчас? Тогда отгадайте загадку:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет – весь лист опадет.
– Откройте в учебнике страницу 4. Что такое календарь? Где вы его видели? Для чего он нужен? Кто из вас пользовался календарем? Когда?
– От календаря оторвали четыре листочка. Догадайтесь, что на них изображено.
Можно загадать загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
– Какие времена года изображены на листках календаря? Знакомятся с рисунками.
– Календарь.
– Времена года. – Расскажите, что вы знаете о каждом времени года.
– А теперь поиграем. Догадайтесь, о каком времени года говорится, и покажите пальцем соответствующую картинку в учебнике. Читающие ученики могут на рисунках написать время года Различают времена года по признакам, объяс- Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Индивидуальная практическая работа.
Фронтальная 1) Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
2) Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
3) Солнце печет,
Липа цветет,
Бабочки летают,
Когда это бывает?
4) Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется –
Это время года нами как зовется?
– Соедините карандашом картинки по порядку: зима, весна, лето, осень.
– Какие зимние месяцы вы знаете? Сколько их? Кто из вас родился зимой? Весной? Летом? Осенью?
– Сколько месяцев в году? Назовите их по порядку.
Игра «Слово – магнит».
На доске: макет дерева без листьев. или первую букву слова.
– Зимой.
– Весна.
– Летом.
– Осень.
Отмечают, что картинки расположены не по порядку, соединяют правильно. няют и рассказывают. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
5. Рассказ
учителя. – Назовите слова, которые относятся к каждому сезону:
зима (на каждое названное учениками слово (например: зима – коньки, снег, Новый год и др.) прикрепляется к дереву снежинка); весна (прикрепляются листочки); лето (прикрепляются цветы, бабочки); осень (листочки желтого и оранжевого цвета).
– Вы назвали Новый год, 8 Марта и др. – это праздники.
Откройте с. 5. Назовите праздники, которые вы видите на листках календаря.
– Какой праздник мы отмечаем самым первым в году?
– Когда бывает этот праздник?
– Назовите другие зимние праздники.
– Найдите на листках календаря праздники, которые мы отмечаем весной.
– Летом, 12 июня, отмечается День независимости России. Рассмотрите листок календаря. Что вы на нем видите?
– Герб и флаг – это символы нашего государства. Что изображено на Государственном гербе РФ?
– Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. Все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с креста-
ми. У каждого флага своя история, своя судьба. Давайте рассмот- – Новый год.
– Зимой.
– 23 февраля – День защитника Отечества.
– 8 марта – Международный женский день,
9 мая – День Победы.
– Герб и флаг.
Перечисляют.
Знают и называют календарные праздники.
Рассказывают о государственных символах страны Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
6. Работа по учебнику: игра «Займи свое место» рим Государственный флаг России. Какого цвета верхняя полоса?
– Белый цвет означает благородство, совершенство. Какого цвета средняя полоса?
– Синий цвет – верность и честность. Какого цвета нижняя полоса?
– Красный цвет символизирует мужество, отвагу, смелость.
Где должен находиться Государственный флаг России? Как следует относиться к Государственному флагу нашей Родины?
Учитель дает правильные ответы.
– У нас остался один листок календаря. Какой праздник нарисовал художник?
– Расположите праздники по порядку, так, как они идут в календаре.
Ученики получают «листочки календаря», аналогичные данным в учебнике на с. 5.
Проводится 2–3 раза.
– Как вы догадались, что на последнем листке календаря – 1 сентября? – Белого.
– Синего.
– Красного.
Предположения детей.
– День знаний –1 сентября.
По команде учителя встают друг за другом, соблюдая очередность праздников в календаре III. Итог урока. Рефлексия деятельности Фронтальная, индивидуальная; словесный метод – беседа – Я вас поздравляю: вы стали школьниками. О чем вы расскажете сегодня своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам? Чем вы занимались на уроке? Что особенно понравилось? Дома вы можете по желанию выполнить практическую работу: составить режим дня.
Звучит аудиозапись песни «Азбука» или «Чему учат в школе» Отвечают на вопросы Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности Индивидуальная. Проводят внутренний анализ деятельности