Урок: Прощание с царством растений

Урок : Прощание с царством растений.

Задачи:
Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и любовь к родине.
Развивающая: Развивать умение связывать знания полученные на уроках с жизнью. Повышать интерес к предмету.
Образовательная: Учить учащихся пользоваться дополнительной литературой, для расширения кругозора в области ботаники.

Ребята! Наш урок «Прощание с царством растений» -это праздник. И проведем его в игровой форме. В любой игре есть победители. Победителем станет тот, кто наберет больше всего баллов. Подсчитывать баллы у нас будет жюри. (Выберем жюри 2 чел). У меня будут помощники, которые будут вести игру.

Начинают ведущие.

Родной край! Как любим мы тебя! Любовь к родным местам, к родной природе неразрывно связана у нас с горячей любовью к родине.
Природа – наш зеленый друг. Охранять природу -значит охранять Родину.


Стихотворение: Мы в букет собрали маки жаркие
Много незабудок голубых
И потом цветов нам стало жалко
Снова в землю посадили их
Только ничего не получается
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут
Как не тонок, неприметен
Под землею корешок
Но не может жить на свете
Без него любой цветок

Учитель : Вы узнали не только , как беречь природу и от кого это зависит, вы очень многое узнали о внешнем строении растений и их многообразии, так же заглянули во внутрь растения и можем объяснить любой физиологический процесс происходящий внутри каждого растения. Чтобы урок прощание с ботаникой не оказался грустным, как любое прощание, а наоборот вам будет радостно прощаться с этим учебником. Ведь вы проститесь только с учебником, а не со знаниями, а те знания, которые вы получили,они вам еще пригодятся в жизни.
И сейчас мы с вами посмотрим, как у вас это получается: Давайте для начала попробуем разгадать метаграммы и анаграммы.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь- поставь меня в вазу...
Но с буквою «К» в огород я пойду
И если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу
(роза-коза)
Если мне на место «А»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите
(лебедь-лебеда)
Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной
Если «К» сочтете лишним
смысл получится иной
Стану белым и пушистым
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня
(Клен-Лен)
Охотно ты по мне пройдешь
И свежим воздухом подышишь
Когда с конца меня прочтешь
Травы уж больше не найдешь
А, что - то шумное услышишь
(Луг-Гул)
И теперь разгадывать будем шарады. сущность шарад заключается в том , что загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово. сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово.

Мое начало вы найдете в поле,
Второе с третьим вы учили в школе,
Когда был по грамматике урок:
Одно из них союз,
Другое же предлог
Затем вы приложив старанье,
Найдете дерева название
А в целом – имя города-героя
Чьей мы гордимся славой боевою
( Сев-а – с – тополь)
Шараду запишите так:
Две ноты, буквы, мягкий знак,
Все -куст, его вы без труда
Найдете в парках и садах
(Си-ре-н-ь)
Местоимение, предлог,
Меж них -фамилия поэта
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета
(Я-блок-о)
Чтоб отгадать -имей терпенье
С «Л» -часть лица, а с «Б» - растение
(Лоб-боб)


Первая -нота, второе -тоже,
А в целом на горох похожа
(Фа-соль)
Три простеньких слова-
Нота, круг, союз-
Дают нам вместе овощ
Приятный на вкус
(ре-диск-а)
Перейдем к загадкам

Дышит растет, а ходить не может ( растения)
Бел балахон, а шапка красная (подосиновик)
Стоят на лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички( ромашка)
Повернулось к солнцу золотое донце, В донце-оконце, в оконцах щелкунчики, щелкунчики- грызунчики. ( подсолнечник)
Кафтан на мне зеленый,сердце, как кумач,на вкус, как сахар, сладок,а весь похож на мяч ( арбуз)
Назовите , какое дерево состоит из восклицания. ноты и предлога ( о-си-на)
Сейчас я вам буду задавать разные вопросы. Будьте внимательны.
Под соснами в лесу встречают молодые елочки, а под елями молодые сосенки не встречаются. Почему?
В одной колхозной бригаде скосили луговую траву до цветения, а в другой после цветения, какое сено будет более питательным?
Почему увеличивается урожай растений, если их предшественниками на поле были бобовые?
Какой орган употребляют в пищу у картофеля ( клубень) , свеклы( корнеплод) , цветной капусты( соцветие), чеснока( луковица) , редиса( корнеплод) , лука( луковица), подсолнечника( семена), ржи( семена), салата( листья) , хрена(корнеплод)
Почему березовая поросль от пня растет быстрее, чем всходы семян березы.
Подумай , обрати внимание на доску, послушай задание и отгадай
впиши в клетки квадрата название овощного растения , употребляемого в пищу в свежем и консервированном виде, так , чтобы можно было прочитать это название по горизонтали, вертикали и диагонали дважды.




Впиши название цветов.

р _ _ _ _ _ _
_ _ а _ _ _ _ _ _
_ _ _ с
т _ _ _ _ _ _
_ е _ _ _ _ _
н _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ и
_ _ _ _ _ _ _ я

Ответы : ромашка, гладиолус, ирис, тюльпан, георгин, нарцисс, ноготки, магнолия).

Назовите растения:
О каком растении Дона пишет А. Сафронов
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром
( бессмертник)
В Ростовской области сохранился свидетель лесной чащи дона. что за «свидетель», где он находится ?
(Это дуб- великан около 400 лет. высота 23 м , диаметр 2,5 см, окружность 6,5 м.Кулундаевское лесничество в 3 км от ст. Вешенской).

Мы сейчас убедились , что определенные знания по ботанике вы получили и умеете их применять. Но независимо от того в какой степени вы будете использовать их в своей дальнейшей жизни вы должны помнить , что судьба природы в наших руках, в нашей сознательности, в нашей совести, в нашем отношении к ней. Ее будущее решается сегодня.
Человек -венец природы любимое ее дитя. И он никогда не сможет возвысится над ней, потому что всегда будет чувствовать необходимость общения с ней, чтобы остаться человеком.

Заключительный этап нашей игры это будет заполнение кроссвордов.















15