Тема создания кластеров, способствующих профориентации подростков — Как учиться и работать?


Как учиться и работать?
Уже  не  в  первый  раз  возникает вопрос о создании профессионального кластера, который соединил бы образовательные учреждения разного типа (школа – колледж) и производство в своеобразную сеть. А учебная программа колледжа должна быть сформирована с учетом прикладного  характера  профессионального образования, и тех потребностей участников сети, которые выставляет сегодня производство и бизнес региона.
Такое партнёрство образовательных учреждений и производства проходит апробацию во многих регионах Российской Федерации. Результатом становится подготовка квалифицированных кадров, способных освоить технологии нового поколения, отвечающих требованиям высокотехнологичных производств. Колледж, где налажено сотрудничество не только с образовательными учреждениями, региональным бизнесом, но и со спортивными организациями, становится более привлекательным для подростков. Занятия спортом способствуют проведению совместных массовых мероприятий участников кластерной сети.
Продолжая разговор о популяризации рабочих профессий, заметим, что более пяти тысяч человек ежегодно приходят учиться в колледжи Севастополя на бюджетные места. Интерес к рабочим профессиям поддерживается в средних учебных заведениях. Регулярно проводятся мероприятия профессиональной ориентации в общеобразовательных школах города. Проводятся  классные  часы,  родительские собрания о рабочих профессиях, экскурсии в учреждения профессионального образования, дни открытых дверей. Проведение предметной олимпиады по технологии на школьном и городском уровнях могло бы повысить интерес к рабочим профессиям. Родители и сами выпускники должны видеть перспективы, которые открывают перед ними та или иная профессия, специальность или деятельность, которой они будут заниматься, будучи студентами. Наиболее популярным направлением дополнительного  образования остаётся  спортивная деятельность, а  популяризация здорового образа жизни в студенческой среде способствует формированию стратегии собственной жизни.
Реализация профориентационной работы проходит поэтапно.
Предварительное формирование группы учеников для поступления в колледж, осуществляется на основе проведения мониторинга среди учащихся 9-х классов и родителей о потребности в профильном обучении. Зачисление в группу происходит на основании заявления учащегося, согласованного с родителями.
Школа проводит мониторинг потребности учащихся в получении среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, формирует программу за счет часов на профильное обучение с учетом интеграции спецкурса, профессиональной подготовки.
Составляет договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, которые должны регулировать совместные мероприятия участников сети. Образовательная деятельность связана не только с преподаванием учебных дисциплин, но и с внеклассной работой: спортивно-массовые мероприятия, акции, праздники, фестивали, концерты, конкурсы, профильные лагеря, различные социальные практики, и др.
Колледж разрабатывает содержание базового подготовительного курса для профессий, специальностей, программ профессиональной подготовки, организует профориентационную работу, осуществляет реализацию базового подготовительного курса, профессиональной подготовки в рамках профильного обучения в соответствии с региональным заказом.
Для организации теоретических и практических занятий колледж готовит производственно-технологическую информацию, научно-техническую документацию, специальную литературу по профилю подготовки и другие информационные и материально-технические ресурсы.
Формирование пакета учебно-программной документации, планов, комплекта методического обеспечения. Учебный план и программы должны разрабатываться совместно педагогами школы и колледжа. К реализации профессиональных программ должны активно привлекаться представители предприятий.
На современном этапе формирование кластеров в области образования является важной задачей. В основе кластерного  взаимодействия  лежит заинтересованность не только средне-специальных профессиональных образовательных учреждений, но и регионального работодателя, который решает для себя задачу обеспечения производства трудовыми ресурсами.
  Трудоустройство выпускников колледжа на основе реализации кластерного подхода, влияет на продуктивность деятельности колледжа, выделяя следующие ключевые моменты: общую цель; алгоритм взаимодействия; правовую основу для совместной деятельности; механизма управления и технологии реализации кластерного подхода.
Кластер структурирует сетевую горизонталь и вертикаль управления с возможностью свободного творчества для участников кластера. В кластерной сети нет жестких границы между видами деятельности, которые рассматриваются во внутренних взаимосвязях. Преимущество кластера заключается в возможности неформальных взаимоотношений между образовательным учреждением и социальными партнерами, работодателями, родителями, входящими в кластер.
Основу разработанного механизма составляет сотрудничество с партнерами, заинтересованными в подготовке кадров, которые способны быстро включиться в трудовую деятельность. Средством достижения такого уровня подготовки служит участие в образовательном процессе всех заинтересованных сторон.
Меркулова Д.С.,
Меркулова Г.Н.