Организация контроля за формированием у учащихся навыка техники чтения(нач.шк.)

Мартемьянова Наталья Викторовна
Учитель начальных классов
КГУ «Общеобразовательная школа № 70»

Организация контроля за формированием
у учащихся навыка техники чтения
Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово...
Да, очень часто у ребенка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно-единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть текст вверх ногами и прочитать его. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом?.. Но ведь ребенок поначалу читает все равно что вверх ногами, он еще не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации.
Многие родители хотят, чтобы их ребенок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит от интеллекта, - но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего...
Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу, - научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успех в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.
Известный ученый, педагог Зайцев В.Н. в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не менее 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в пятом классе. Важным направлением в работе учителя является организация эффективного контроля за формированием навыка беглого чтения.
Каковы условия успешного формирования навыка скорочтения?
Задача научиться бегло читать должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя начальной школы.
Эта задача должна быть принята учениками и их родителями.
Учитель, ученики, родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения – не одно и то же. Для этого надо организовать тематические родительские собрания и консультации.
Необходимо подготовить учащихся к оценке техники чтения, настроить их на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.
Овладение навыком скорочтения не должно сводиться к эпизодическому контролю. Работа над техникой чтения должна быть ежедневной для достижения успеха.
Если ученик добился успеха, его работа должна быть одобрена учителем, родителями, учащимися. По своему усмотрению, учащийся может продолжить совершенствовать свой навык и фиксировать свои лучшие результаты.
Необходимо еще раз подчеркнуть тот факт, что если учащийся не примет поставленную задачу самостоятельно работать над техникой чтения, то у педагогов шансов на успех мало. Это зависит от настойчивости, педагогического такта учителя, родителей, мотивации ребенка.
Существуют определенные причины, по которым ученик не может добиться нужной техники чтения в установленный срок. Например, заикание. В этом случае контроль техники чтения нужно проводить при чтении учащимся про себя, взрослый проверяет понимание текста после чтения, задавая вопросы.
Мешает достижению успеха и неровное дыхание. В этом случае нужно отмечать партитуру дыхания в тексте знаком, принятым в музыке, ориентируя вдох на знаки препинания.
При тренировке техники чтения можно использовать разнообразные упражнения.
Столбик слов. Поочередно читать слова в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество слов.
Читать скороговорки, с каждым разом увеличивая темп.
Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов. Прочитать эти слова несколько раз.
Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
Сравнить скорость чтения незнакомого и известного текста.
Найти в тексте половину слова (окончания слов перепутаны), например: ков ничий лес та пар ер
Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.
Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
12. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
13. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
14. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
15. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Сильная игровая мотивация;
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)
Расширение поля зрения.
Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.
Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.

16. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
17. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

18. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:
1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;
2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.
Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.
Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
19. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

20. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:
Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;
Создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;
Развивает произвольное внимание;
Способствует развитию глазодвигательной активности.

21. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.
Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.
Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

22. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.
Значение эффективного контроля за формированием скорочтения переоценить трудно. В результате этой работы устраняются трудности в чтении, страх и неуверенность учащихся, они приобретают любовь к чтению. Эта работа объединяет детей, родителей и учителей.

Использованная литература:
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» № 2, Москва , 2001 г.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Cтельмах Валентина Михайловна, декабрь, 2011.
Раннее развитие детей www.razumniki.ru

15