Рабочая программаАзбука профориентации XXI века


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»


«ПРИНЯТО»
Председатель МО _______/ Протокол № __ от
«_____» _________ 201 г.
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы-интерната по УВР __________/Т.В.Соболева /
«_____» _______ 201 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Салемальской школы-интерната __________/И.А.Огородникова/
Приказ №__ от «___»____201 г.


Рабочая программа
«Азбука профориентации XII века»
Направление: социально-психологическое

Планирование составлено на основе:
методического пособия Богайцевой Марины Викторовны
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год

1 час
1 раз в неделю
1 час
35 часов







Составитель: Карпова Светлана Сергеевна,
педагог-психолог
2016г
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии. научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии. составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору.
Содержательная часть занятий ориентирована на подростка 14-17 лет, без требований к начальному уровню знаний и умений. Данную программу рекомендуем для учащихся 9-х классов. Курс реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий - один раз в неделю.
Курс рассчитан на 35 часов, состоит из пяти разделов, введения и заключения. Каждый раздел разбит на темы. Изучение курса может проходить отдельными блоками, в рамках учебного процесса или в качестве внеклассной работы. Занятия могут проводиться как в форме уроков, так и в форме групповой психокоррекционной работы.
Каждое занятие состоит из практической и теоретической части.
Теоретическая часть включает изучение личности, мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
Задачи курса:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Учебный план
1
Введение
1
Понятие «профориентация», Три составляющие правильного выбора профессии. Социально-психологическое исследование (анкетирование)

1

2
Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
1
Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.
11



2
Изучение интересов и мотивов




3
Ценностные ориентации




4
Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека)




5
Профессионально важные качества




6
Коммуникативная успешность




7
Барьеры коммуникации




8
Самооценка




9
Целеполагание и образ будущего




10
Этап профессионального самоопределения




11
Карта самопознания


3
Мир профессий. «Что я знаю о профессиях? »



1

Понятие «профессия». Классификация профессий
10




Классификация профессий по предмету труда




2
Профессия типа «человек - человек».




3
Профессии типа «человек - знак».




4
Профессии типа «человек - художественный образ»




5
Профессии типа «человек - техника»




6
Профессии типа «человек - природа»




7
Профессии типа «человек - бизнес»




8-10
Просмотр профессиограмм


4
Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»


Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
3



2
Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.




3
Информация, необходимая при выборе учебного заведения.


5
Анализ современного рынка труда. «Что Я знаю о рынке труда?»

1-2
Основные понятия и определения.

3


Стратегии принятия решения при выборе профессии.

3
Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития).




4
Многообразие форм занятости. Программы временной занятости молодежи.



6
Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»

1
Типичные ошибки при выборе профессии.
2



2

Стратегия принятия решений.


7
Заключение

1
Социально-психологическое исследование.
5



2
Индивидуальный профессиональный план.




3





4

35

Содержание программы
Программа рассчитана на 35 часов и включает в себя введение, пять разделов и заключение.
Введение
Тема 1. Понятие «профориентация», Три составляющие правильного выбора профессии.
Структура курса и особенности учебника. Понятие «профориентация». Три составляющие правильно го выбора профессии.

Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Тема 2. Побудительные силы человека - мотивы, интересы, склонности.
Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.
Тема 3. Ценностныe ориентации.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии.
Собственные ценностные ориентации.
Тема 4. Способности.
Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности.
Присущие учащимся способности.
Тема 5. Профессионально важные качества.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 6. Коммуникативная успешность.
Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки Эффективного поведения в конфликтной ситуации.
Тема 7. Барьеры коммуникации.
Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.
Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа.
Тема 8. Самооценка.
Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.

Тема 9. Целеполагание и образ будущего.
Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания.
Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.

Тема 10. Этапы профессионального самоопределення.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.
Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».


Тема 11. Карта самопознания.
Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.


Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

Тема 1. Понятие «профессия», Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессии и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий, Профессиональный выбор.

Тема 2. Профессия типа «человек - человек».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек - человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек - человек». Знакомство с профессиями типа «человек - человек».

Тема 3. Профессии типа «человек - знак».
Особенности профессий типа «человек - знак». профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.

Тема 4. Профессии типа «человек - художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, требования к личным качествам представителей профессий типа «человек - художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек - художественный образ».

Тема 5. Профессии типа «человек - техника».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек - техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек - техника».

Тема 6. Профессии типа «человек - природа».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек - природа»,
Анализ содержания труда и классификация профессии типа «человек - природа».

Тема 7. Профессии типа «человек - бизнес».
Представление о профессиях типа «человек - бизнес».
Особенности психологического типа представителей профессий этой группы.
Профессиограммы профессий типа «человек - бизнес».

Тема 8-10. Профессиограмма.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Тема 2. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.
Формы обучения, сроки освоения про грамм профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.
Тема 3. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.
Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что Я знаю о рынке труда?»
Тема 1-2. Основные понятия и определения.
Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда.
Тема 3. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития).
Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.
Специфические черты рынка труда ЯНАО.

Тема 4. Многообразие форм занятости. Программы временной занятости молодежи.
Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в ЯНАО.

Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»
Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии.
Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.
Тема 2. Стратегии принятия решения при выборе профессии.
Стратегия принятия решений.
Способы аналитического решения в ситуации профессионального само- определения.

Заключение
Тема 1. Социально-психологическое исследование.
Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов.
Тема 2. Индивидуальный профессиональный план.
Навыки планирования. Процесс профессионального самоопределения учащихся.

Реализация данной программы позволит:

сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
повысить мотивацию молодежи к труду.

Условия реализации
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо иметь материально техническое обеспечение:
Просторный, светлый кабинет.
Мультимедийное оборудование
Листы бумаги А-4, тетради, ручки, карандаши и т.д.
Столы, стулья.

Используемые методы
Выступление в роли обучающего.
Обучение практикой действия.
Обсуждение в группах (психологический тренинг).
Использование наглядных пособий.
Аудио-визуальные средства.
Чтение.
Лекция.
Дискуссия.
Мозговой штурм.
Ролевые игры.
Коллективные, групповые занятия.
Кинотерапия.
Релаксации.
Психодрама.
Креативные методы.





































Заголовок 115