Практико-значимая работа на тему: «Приёмы мобилизации внимания на уроке» (4 класс)






Практико-значимая работа
на тему:
«Приёмы мобилизации внимания
на уроке».














.










Содержание:

Введение.
Глава 1. Внимание.
1.1. Игра - как средство повышения у учащихся интереса к учению.
1.2. Создание ситуации успеха.
1.3. Коллективная форма познавательной деятельности.

Глава 2. ИКТ - в процессе обучения.
2.1. Как сделать урок интересным.
2.2. ИКТ на уроках в начальной школе.

Заключение.

Список литературы.



























Введение

«Доска и мел – наши главные инструменты,
но  хочется большего..»

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения,  мы  постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. На любом уроке самым главным является внимание ученика.
Чтобы удержать внимание ребенка, мы как бы переключаем каналы. Каналы восприятия. «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, или даже понюхайте (зависит от формата мероприятия). А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия, внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания – 20 минут. Именно поэтому продолжительность школьного урока – 45 минут: 2 минуты поздороваться и навести порядок, 20 минут провести опрос, 20 минут объяснить новый материал, 3 минуты задать домашнее задание и попрощаться. 4 блока, не более 20 минут каждый. 
Но это не единственный способ привлечения и удержания внимания. Человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Посудите сами, что вы запомните лучше: рассказ о том, как кого-то ударили, ситуацию, когда вы были свидетелем, как кого-то ударили, или ситуацию, когда вас самого ударили? Степень запоминаемости сюжета определяется степенью вашей вовлеченности в него.  Помните, как в детском спектакле Баба-Яга спрашивает у детей-зрителей: «Куда пошел Иванушка? Туда?» и детки проходят первый урок публичной лжи и, дружно крича, показывая в противоположную сторону: «Туда!». Баба-Яга, как бы ошибаясь, показывает именно туда, куда он удалился: «Туда?». Дети (уже громче раза в три и с подскакиванием с мест): «Туда-а-а-а!!!». И так несколько раз, пока зрители не вспотеют. Что это? Отличное использование приема «Вовлечение». Только когда зрители подрастают, с ними перестают работать по этому принципу. А напрасно. Как эту информацию может использовать учитель? Он придумывает, как вовлечь класс в то, что он делает: 
Он задает вопросы классу
Он, как бы ошибаясь, просит его поправить
Он спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить свет поярче и т.п. Таким образом, класс вовлекается в принятие решения.

Задача любого учителя – привлечь и удержать внимание учащихся на протяжении всего своего урока.  Многое делается для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью каждый учитель сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.
Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке.
К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.























Глава 1. Внимание.

1.1. Игра - как средство повышения у учащихся интереса к учению.

В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы  игры.  
Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника,  продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности  младших школьников учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь,  дети не замечают, что учатся: познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе.
Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.
В обучении и игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у школьников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
 Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
 Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.
Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка.
Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся.
Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой.
Существует три типа дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе:
Игры - задания.
В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.
Примеры игр-заданий.
«Видимо - невидимо»
(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).
Технология.
1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.
2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений, защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).
Примеры:
русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов.
«Волшебная палочка»
(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).
Технология.
1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.
 2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.
 3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.
4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.
«Шапка» вопросов
(Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом).
 Технология.
1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).
2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего, не знающего.
3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.
4. Идет обсуждение: интересный, неинтересный вопрос (ответ).
5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.
«Разрезанная открытка»
(Ненавязчивая жеребьевка, объединение в группы)
Технология.
1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).
2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.
«План – карта», «Слепой капитан»
 Технология.
1. Учитель дает детям план-карту, в котором указан порядок выполнения заданий, действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.
2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.
 «Пишущая машинка»
(Диктант в группе)
 Технология.
1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают на листочке по очереди слово за словом или фразу за фразой, передавая листочек по кругу.
 2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение недоразумений.
 
2. Игры - разминки.
Эти игры всеобще доступны, азартны, порой смешны, несерьезны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоемкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряженности.
Примеры игр-разминок:
«Руки-ноги»
 (Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции. Преимущество: крупная смена поз).
 Инструкция.
1) Один хлопок - команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)
2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идет моментальное включение.
 
 «Эхо»
Инструкция.
1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определенном темпе.
2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.
Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.
Совместная работа часто требует умения быть самостоятельным и умения подчиняться. Это важный навык - подчинение общему ритму.
Поддержание дисциплины.
Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. При грамотном осуществлении традиционных форм они практически становятся игровыми.
Пример: групповая работа. Подходит время сдачи продукта. Шум, перекричать невозможно.
Бубня под нос: кто меня слышит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку ,кто меня видит - встаньте и т. д. по 2 раза каждую фразу.

3. Игры - упражнения.
Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.
 Представляем описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии, используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы продленного дня, динамических часов.
«Загадки» (придумывание загадок на определенную тему, по определенному типу, алгоритму).
  «Замри, запомни, повтори» (запоминается ряд слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).
 «Повтори, дополни, отличись»
 (Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).

 «Федот, да не тот»
1) Учитель кладет в «шапку» записки с названием предмета, понятия.
2) Один ученик тянет записку и опрашивает 3-х по желанию. «На что похоже?»
3) После того, как все скажут свою гипотезу. Читается слово в записке. Каждый из 3-х доказывает, что действительно похоже на то, что он сказал.
4) Кто не может ответить - Федот, да не тот - ищет признак, на что похоже и водит в игре.
Кроме того, дидактические игры, помимо обучающей роли, которая, естественно, является основной, играют также воспитательную роль, помогая объединить класс, сплотить учеников.

1.2. Создание ситуации успеха.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Я с этой целью использую, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили.
Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

1.3. Коллективная форма познавательной деятельности.

В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.         
Уже в начальной школе учащиеся занимают в учебном процессе  пассивную роль и  начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности.

Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.
Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются.  Это школа обучения каждого каждым.  Деление класса на группы помогает организовать  взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в  зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость он тоже выполняет посильную часть общей работы.



Глава 2. ИКТ в процессе обучения.

2.1. Как сделать урок интересным.


Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении урока.
Современный  урок  невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная  школа.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных  технологий, включая информационно – коммуникационные.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Для реализации использования информационно – коммуникационных технологий на уроках мною ставятся такие задача и цели:
Задача: подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и актуализация полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования. Цели:
активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники);
повысить объем выполняемой работы на уроке;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к практическому, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
создание презентаций к уроку;
работа с ресурсами Интернета;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств  в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

2.2. ИКТ на уроках в начальной школе.

Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под  моим руководством  на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа.   Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему,  решают задачи на движение.
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет  за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ. Интерес к урокам математик вырос.
Для развития интереса к  урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме.  Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Уроком- презентацией мне виделся урок «Введение» в курс «Ознакомления с окружающим миром». К этому уроку я подготовила слайды, которые раскрывали для ребят цели курса, его значение для детей, первые представления людей о мире и т.д.
В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.
Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков труда по технике "Оригами”. Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы, указав линию сгиба, линию отрыва, промежуточное сечение.
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.  Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы.  А  при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит,  им  небезразличен  уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

























Заключение.

Когда видишь горящие глаза учеников на уроке, то чувствуешь и понимаешь слова Л.С. Выготского, основоположника развивающего обучения, который писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только-то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как  солнце в капле воды, отражаются все его стороны. 
Если не вся, то значительная часть педагогики
концентрируется в уроке.




























Список литературы.

Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1992. –215 с.
Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 11-20.
Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С. 9-14.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
Запорожец, А.В. Проблемы психологии детской игры. / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1996. – 190 с.
Ивочкина, Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. - 1998. - № 11-12.
Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2011. – 438 с.
Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения. / М.А. Панфилова. - М.: Слово, 1995. – 342 с.
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 428 с.
Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 346 с.
Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.










13PAGE 15


13PAGE 141715




15