ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, КОНЦЕНТРАЦИИ САМООБЛАДАНИЯ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В РУССКИЕ ШАШКИ


Шабуров А.Г.,
МАУДО «ДДТ «Дар», г. Кунгур, дополнительное образование
Приемы и методы развития внимания, концентрации самообладания, логического мышления у детей в группах начальной подготовки посредством игры в русские шашки
В рамках образовательной программы «Русские шашки» педагогом создана авторская методика, ставящая своей целью создание условий для развития внимания, памяти, комбинационного зрения у детей начального уровня подготовки к освоению русских шашек. В основе построения данной методики лежит методическая концепция автора, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации, аналогии и обобщения в условиях реализации стандартов нового поколения.
Ценность авторской методики заключается в подборке интересного учебного материала, начиная с азов и постепенным его усложнением. Материал учебного занятия ассоциируется у детей с колоритным русским языком, с национальными традициями, принадлежностью детей к великой русской культуре. Работа в данном направлении начинается со знакомства детей с такими понятиями, как «застава», «распутье», «кол», «любки», «рожон». Такие термины и определения способствуют развитию интереса детей к изучению русских шашек.
При достижении поставленной цели решаются следующие актуальные задачи: содействовать получению учащимися опыта самостоятельной практической деятельности по освоению правил и истории игры в русские шашки, постижению культуры и этики шашиста; формировать общеучебные умения и обобщенные способы деятельности (ключевые компетентности), необходимые для решения проблем, принятия решений в выбранной сфере деятельности; для продуктивного использования и преобразования информационных ресурсов; для позитивного взаимодействия с другими людьми.
Система учебных заданий, разработанная в рамках авторской методики, адекватна концепции автора, логике построения его содержания и нацелена на осознание учащимися учебных задач, на овладение способов их решения и формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия.
Критериями оценки развивающих занятий являются:
логика их построения, направленность на решение учебной задачи; вариативность предлагаемых педагогом учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними;
продуктивная мыслительная деятельность учащихся, которая обеспечивается различными методическими приёмами, сочетанием различных средств и форм обучения; активными высказываниями детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования;
Автор в своей практике учитывает новые достижения науки о памяти. В частности, открытия Э. Канделя. Он установил, что при разных формах обучения возникают разные формы памяти. Для практических успехов ребёнка важно верно определить его когнитивный стиль.
Учебные занятия направлены на формирование у детей таких компетентностей, как готовность и способность к решению проблем, к принятию решений в выбранной сфере деятельности, способность к использованию информационных ресурсов; способность и готовность к социальному взаимодействию.
Обучение игре в шашки позволяет решать ряд психолого-педагогических и социальных задач по развитию и воспитанию детей начального этапа обучения. Решается так же сквозная задача по становлению их спортивно-гуманистической культуры, содействия личностному развитию.
Сложнейшей проблемой уже на раннем этапе совершенствования шашиста является повышение уровня его игры. Проводить несложные комбинации учащиеся способны достаточно рано. Гораздо труднее дается им предупреждение комбинации соперника. В этом направлении автор предпринимает ряд воспитательных и специальных мер, повышающих концентрацию внимания и усидчивости детей. Чтобы проверка возможных жертв со стороны противника стала привычной, в процессе решения комбинаций, педагог организует анализ учащимися возможного решения соперника. Активно применяются сеансы одновременной игры с задачей «не попасть на комбинацию».
Методика работы с авторским пособием заключается в том, что он может использовать ее как дополнительный материал к тому, чем пользуется на занятиях (шашечная литература и методические пособия для начинающих). Кроме того, педагог для самопроверки и контроля учащихся предлагает им, в соответствии с программой, контрольные работы и конкурсы решений, что обеспечивает объективную оценку и систематизацию знаний детей начального уровня обучения. Использование авторской методики рассчитано на 2 года обучения, с учетом постепенного усложнения предполагаемых для решения позиций.
Хотелось бы также отметить, что шашки - игра творческая, обладающая сложным и интересным механизмом и представляющая широкие возможности для применения логических и творческих способностей учащихся. Учебные занятия в рамках авторской методики, способствуют росту достижений учащихся в игре в русские шашки, а также в учебной деятельности в школе.