Конспект урока по окружающему миру на тему М В. Ломоносов 4кл

«Школа России»
Окружающий мир. Автор А.А. Плешаков 4 класс.
12 урок раздела «Страницы истории Отечества».

Тема урока: М. В. Ломоносов.
Цели урока:
- познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показать его вклад в развитие России;
- развивать кругозор учащихся, умение обобщать и делать выводы, развивать коммуникативные способности;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
.
Задачи:
1. Познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова.
2. Перечислить основные открытия, сделанные М.В. Ломоносовым.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора, презентация, комплект карточек для игры «Домино», «ключ» для проверки кроссворда.

План урока:
1.Детство и юность Ломоносова.
2. Путь в науку.
3. Вклад в науку.
Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
- Мы продолжаем с вами путешествие по страницам истории нашего государства.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Прежде чем мы познакомимся с героем нашего урока, давайте вспомним, о ком мы беседовали на прошлом занятие? (о Петре I) Что вы узнали о нем? (Выступление детей с сообщениями, по темам, данным на предыдущем уроке)
Игра «Домино»
Класс делится на три команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карт «Домино». Заранее заготовить три комплекта карточек: (разрезать на прямоугольники по линиям)
1721 год
Город на Неве
Санкт – Петербург
Главная улица Петербурга

Невский проспект
Самое высокое здание в России в 17 веке
Петропавловский собор
Построена в честь Александра Невского

Александро– Невская Лавра
Строительство Петербурга началось
Петропавловская крепость
Празднование Нового года

1 января
Первый музей
Кунсткамера
Первая русская газета

Ведомости
Дедушка русского флота
Ботик
Россия стала империей



3. Ведение в тему. Создание проблемной ситуации.
-Великий русский поэт А.С. Пушкин писал об этом человеке: «Он создал первый русский университет... Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Слайд1.
- О ком речь? (дети выдвигают свои гипотезы)
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с М.В. Ломоносовым. Определение темы урока.
Слайд 2.
- Попробуйте определить главный вопрос, на который нам предстоит ответить. Дети определяют задачу урока: Почему поэт назвал Ломоносова «..первым нашим университетом»? (записать на доске)

4. Открытие нового знания.

Работа с учебником. Групповая работа.

- Сейчас вы разобьетесь на две группы. Каждая из групп подготовит сообщение на свою тему, используя материал учебника на стр. 101 – 102.

Задание 1 группы. «Рассказать о детстве М.В. Ломоносова» стр.101, стр.102 - 1-й и 2-й
абзацы.
Задание 2 группы. « Путь в науку». Стр. 102.

Каждая группа готовит самостоятельно выступление. Учащиеся выступает с сообщениями, остальные участники группы дополняют, ответы товарищей.

5. Первичное закрепление.

Просмотр слайдов № 3 – 7, пересказ основных вех биографии по слайдам.


6.Открытие нового знания. (продолжение)

- Сейчас, мы узнаем каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры.

Коллективная работа по презентации. Просмотр слайдов, чтение текстов слайдов. Побуждающий к выводам диалог.
Слайды №7 – 18
Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.
7. Закрепление. Работа в тетради в парах.
- Откройте свои тетради на стр. 37, выполните задание №1 «Разгадай кроссворд».
Проверка по ключу, самооценка.
8. Итог урока. Рефлексия.
Ответы детей. – Какое открытие вы сделали на этом уроке? (Прием «Синквейн», обучающиеся заполняют таблицу)
учитель
дети

1 существительное
Ломоносов

2 прилагательных
талантливый
знаменитый

3 глагола
учился
изобретал
открывал

Фраза
Ломоносов – первый наш университет

Вывод
ученый

-Вернемся к главному вопросы, на который мы искали ответ. Почему Ломоносова назвал А.С. Пушкин первым нашим университетом?
– Что для вас было самым интересным на уроке?
– О чем захотелось еще узнать?
– Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? (Самооценка )
9. Домашнее задание
– Приготовить сообщения о М.В. Ломоносове.








15