Доклад «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Орский машиностроительный колледж» Оренбургской области г.Орска






ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ ФИЗИКИ»








Выполнила: Марченко О.В.,
преподаватель физики
высшей квалификационной категории

















Содержание

Введение 3
Проблемное обучение как средство реализации компетентностного подхода
на уроках физики.
1.1. Причины возникновения проблемного обучения..4
1.2. Суть проблемного обучения.....5
1.3. Технология проблемного обучения.7
1.4. Значение и функции проблемного обучения..8
1.5. Проблемное обучение на уроках физики9
Заключение12
Список используемых источников..13
Приложения

























Введение.

Педагогическое сообщество профессионального образования находится уже не в преддверии, а на стадии внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе. Осуществляется пересмотр сложившихся подходов к организации образовательного процесса, выбору методов, форм деятельности, технологий обучения. Переход на новые стандарты – сложный и в чем-то болезненный процесс, требующий ломки сложившихся стереотипов.
Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед нами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Главной идеей новых стандартов признана идея непрерывного развития человека как субъекта, образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование.
В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения.


















1. Проблемное обучение как средство реализации компетентностного подхода на уроках физики.
1.1. Причины возникновения проблемного обучения.
Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.
В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.















1.2. Суть проблемного обучения
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.
Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.
Методы создания проблемных ситуаций достаточно разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отличия от традиционной педагогики
Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?
Критерии
Традиционное обучение
Проблемное обучение

Деятельность преподавателя
сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами
Организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности

Деятельность
студентов
воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются
Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности

Мотивация
непосредственное побуждение
Интеллектуальные мотивы

Методы обучения
объяснительно-иллюстративные
Исследовательские, активные методы, образовательные технологии

Результаты обучения
готовые знания
Знания – убеждения, творческие способности, компетенции

При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер, а он сам становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой они уподобляются приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.
Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.
При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений). Ярко выраженную особенность проблемные ситуации имеют при организации практического обучения студентов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















1.3.Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения следующую структуру[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. 
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании студентов. 
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Второй уровень отличается тем, что у студентов воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, – на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Если педагог чувствует, что студенты затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести студентов на более низкий уровень технологии проблемного обучения.
При организации проблемного обучения существенно меняется роль педагога. Он должен выполнить ряд новых для него ролей и функций [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



1.4.Значение и функции проблемного обучения
Технология проблемного обучения, что очень важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, готовит студентов к самоменеджменту, и позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
Стимулирует мотивацию учения;
Повышает познавательный интерес;
Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
Развивает творческие способности;
Формирует убеждения;
Формирует навыки исследовательской деятельности;
Развивает коммуникативные компетенции.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г.Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.
В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности.





1.5. Проблемное обучение на уроках физики.
Зная о ценностях жизни, умея взаимодействовать с ценностным миром, высоко оценивая этот мир, развивающийся человек ежемоментно ориентируется на окружающие его ценности и содействует их утверждению в реальной жизни.
Суть воспитания – в отношениях к миру, которые обеспечиваются знаниями о мире и умениями взаимодействовать с миром.
Я считаю, что физика один из тех предметов, который может реализовать данные подходы на своих уроках, а проблемное обучение поможет достигнуть главной цели воспитания и обучения.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением усматривают в целях и принципах организации учебного процесса. Цель проблемного обучения – усвоение не только основ науки (как в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип “открытия” им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Вместе с тем проблемное обучение нельзя представить, как непрерывную цепь самостоятельных “открытий” студентами новых законов, явлений. Оно предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности обучающихся по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления. При проблемном обучении не исключается объяснение преподавателя и решение студентами тренировочных задач и упражнений для выработки необходимых умений и навыков. Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания, не универсально, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения.
Как тип обучения, проблемное наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности обучающихся, превращения их знаний в убеждения, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики.
При проблемном обучении преподаватель физики, излагая материал и объясняя наиболее сложные понятия, систематически создает на уроке проблемные ситуации и организует учебно-познавательную деятельность студентов так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений (при демонстрационном или фронтальном эксперименте) самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.
Таким образом, проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации – главного средства активации мыслительной деятельности школьников и проходит затем основные этапы: формирование проблемы, нахождение способов ее решения, решение проблемы, формулирование выводов, подведение итогов.
Сущность проблемной ситуации составляет несоответствие между уже усвоенными знаниями, умениями и теми фактами и явлениями, которые необходимо объяснить. Не всякая проблемная ситуация становится учебной проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию. К примеру, вопрос преподавателя: “Чем объясняется поверхностное натяжение в жидкостях?”, создает проблемную ситуацию, но поиск ответа им еще недоступен, и она переходит в учебную проблему, решение которой осуществить при выполнении лабораторной работы. Трудности анализа проблемной ситуации должны быть посильными для студента, и у него должно возникать желание преодолеть их, между тем решение проблем не сразу доступно всем обучающимся.
Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и так далее. Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, то есть искать закономерность. Так, например: “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: “Почему тела плавают?” будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.
Таким образом, я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках, делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания:
Ф – Г – М – Э (ФАКТЫ – ГИПОТЕЗА – МОДЕЛЬ – ЭКСПЕРИМЕНТ)
Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется студентами, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы дает возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.
Деятельность педагога по использованию проблемных ситуаций на уроках физики:
а) при объяснении нового материала.
Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики по теме «Основные положения МКТ и их опытное обоснование» при изучении явления диффузии. Студентам предлагается определить скорость диффузии запаха в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая им сообщается. Скорость молекул примерно 400 м /с, она соизмерима со скоростью пули. После расчета скорости диффузии студенты получают результат: примерно 25 см/с. Для расчета им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время. Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? студенты выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества. В данной ситуации преподаватель может подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула запаха преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.
б) при проведении фронтальной лабораторной работы
Проблемные вопросы исследовательского характера можно поставить на уроке физики по теме “Силы в природе” при изучении силы трения. Перед студентами ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, им необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование. Студенты уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения:
масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать).
поверхность, по которой движется брусок (это может быть дерево, обложка тетради, поверхность книги, пол-линолиум, линейка так далее).
После проведения данного эксперимента обучающиеся делают вывод: “ сила трения зависит от”
в) при использовании мысленного эксперимента.
На уроке по теме: «Постоянный электрический ток и его характеристики» при изучении электрического сопротивления студенты должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление. Студенты предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например:
от длины проводника - нужно хорошо понимать, что для того чтобы найти зависимость от какого либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять.
Чем больше длина, тем большее сопротивление приходиться преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1>R2. Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине (аналогично зависит от толщины, от рода проводника). Таким образом, имея теоретические данные, студенты смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.


Заключение.
Противники проблемного обучения иногда задают вопросы: Какое значение имеет “открытие” студентами давно известных истин? Зачем студенту выступать в роли первооткрывателя? Как показали исследования, основное значение здесь имеет не только нахождение результата, факт субъективного “открытия” истины, но и сам процесс ее поисков.
Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах;
формирует интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.
Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках”
В наших же руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый студент не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, студент должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога – создать для этого все условия.
Б. Шоу





Список используемых источников.

Е.Л. Мельникова Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М. АПК и ПРО 2006.
С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Современный урок, часть III. «Учитель» 2006
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975;
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь).
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.
Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.
Материалы сети Интернет.










































13 PAGE 141415








15