Личтностно – ориентированное обучение как один из путей реализации компетентностного подхода на урока русского языка и литературы.


Личтностно – ориентированное обучение как один из путей реализации компетентностного подхода на урока русского языка и литературы.Часть 1 (теоретическая)
1.1 Актуальность и перспективность опыта
Одна из ведущих целей проекта нового федерального государственного образовательного стандарта - переход к программе развития личности, чтобы на выходе из школы выпускник был «самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было больше друзей, он был лидером, умел ставить задачи.
Идея личностно ориентированного обучения сегодня широко используется в образовании. Это означает, что учителя отказываются от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Я работаю над проблемой личностно ориентированного обучения и пытаюсь ответить на вопрос, почему я решила реализовать эту идею в своей работе.
Во-первых, меня беспокоит падение интереса школьников к обучению вообще и изучению языка и литературы в частности.
Во-вторых, изучая специальную литературу, меня заинтересовала идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, возможностям, склонностям, интересам.
В-третьих, эта идея актуальна, то есть, отвечает потребностям нашего времени. Существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и завтра.
В-четвёртых, русский язык и литература ,имеют широкое практическое применение в различных сферах жизнедеятельности. Но часто получается, что ученик не владеет языком, затрудняется правильно выражать свои мысли. А, как известно, первый компонент развития - умение применять полученные знания. Это умение нельзя сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание и умение. Поэтому очень важный компонент личностно - ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности.
1.2 Своеобразие и новизна опыта. Обоснование выдвигаемых принципов
Задачи личностно-ориентированного обучения на моих занятиях:
- личностный рост;
- развитие субъективности;
- саморазвитие детей;
- интеллектуальное развитие;
-отбор содержания урока, позволяющего реализовывать основную цель личностно-ориентированного обучения - создание условий для развития личностных качеств обучающихся
Принципы построения личностно-ориентированного обучения нацелены на всестороннее развитие личности. К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного обучения на уроке математики, относятся: - необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности в учении, саморазвитии. Педагог – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности, а не главное действующее лицо на уроке; - организация учебного процесса через диалог или полилог; - свобода выбора уровня и темпа обучения. Смысл личностно-ориентированного обучения я вижу в учёте особенностей каждого ученика, в индивидуализации обучения, а не в личностной ориентации. В процессе обучения педагог изменяет учебный процесс, подстраивая его под особенности каждого ребёнка, адаптируя педагогическое воздействие к ученику.
Личностно-ориентированная технология обучения математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения. Каждый ребёнок по-своему уникален и талантлив, имеет свои способности, свой уровень развития.
1.3 Наличие теоретической базы опыта
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи гуманистической педагогики и философии, научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей этого направления в педагогике и психологии таких как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др., они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной, специально организованной, познавательной деятельности, в процессе которой у детей формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности.
Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению учёных, являются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты»Ш.А. Амонашвили условно делит модели образования на авторитарно - императивные и гуманные. Авторитарно-императивный подход базируется, по его мнению, на:
- нивелировании индивидуальности отдельного ребенка;
- подчинении детей целям и воле взрослого в процессе воспитания и обучения;
- отчуждение ребенка от участия в процессе организации собственного образования;
- превращении вопроса дисциплины в главную педагогическую проблему;
- порождении насилия по отношению к детям.
По мнению ученого, гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:
- максимально возможным учетом и культивированием детской индивидуальности;
- стремлением превратить ребенка в полноправного сотворца собственного развития; - ориентацией на «истинную» природу каждого ребенка;
- отсутствием всякого рода насилия по отношению к ребенку.
Среди главных условий реализации личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревская выделяет: самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание обучения и воспитания, диалогичность и творческих характер учебной деятельности.
В основу личностно-ориентированного подхода к обучению В.В.Сериков положил теорию личности, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Обучение, ориентированное на личность, достигает своей цели только тогда, когда создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения.
Методологической основой проектирования личностно - ориентированного обучения в концепции И.С. Якиманской является принцип субъективности в соответствие, с которым автор указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности. Наиболее важными для нашего исследования мы считаем следующие положения концепции И.С. Якиманской:
- направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;
- построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога).
В своей работе я опираюсь на личностно-ориентированные развивающие технологии такие, как система развивающего обучения Занкова Л.В., пользуюсь опорными конспектами Шаталова В.Ф., применяю технологию проблемного обучения, основоположниками которой были М.Фридман и В..И. Маху. Для работы с учащимися использую технологию блочно-модульного обучения.

1.4 Ведущая педагогическая идея
Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога. Чтобы традиционные отношения учитель – учебник - ученик были заменены на новые: ученик – учебник - учитель. И.Г. Песталоцци писал: "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Георг Зиммель: "Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает".
Учитель лишь направляет действия ученика, помогает ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания. Цель учителя, работающего в системе личностного ориентирования:
-создание условий для проявления познавательной активности учеников, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
-поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи) анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные-создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Работа учителя должна быть направлена решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе их деятельности на уроке математики.
Новизна опыта: разработана модель формирования личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве на уровне уроков русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе, выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации данной модели.
1.5 Оптимальность и эффективность средств
Процесс построения личностно-ориентированного обучения охватывает следующие этапы:
-приобщение учащихся к элементам творчества, это и выполнение творческих заданий по предмету, и выполнение проектов различной степени сложности; приобщение учащихся к собственным исследованиям.
Первый этап решает задачу становления исследовательских умений и навыков учащихся. Опыт поиска и постановки проблемы, освоение основных приемов работы с литературными источниками, теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) формировался в процессе выполнения учащимися творческих заданий, подготовки рефератов, участия в спецкурсах, работы в проблемных группах и т.д.
Второй этап предполагает проведение с учащимися самостоятельных исследований, в процессе которых они знакомились с этапами теоретической и экспериментальной исследовательской работы, современными методами и методиками научного исследования, способами обработки результатов эксперимента, учились работать с информационными источниками, анализировать их, критически оценивать состояние изучаемого вопроса.
Процесс личностно-ориентированного обучения даёт возможность привлечения каждого ученика в активный исследовательский, творческий процесс. Проектный метод больше всего ориентирован на самостоятельную работу учащихся и адаптирован к исследовательской деятельности. Выполнение проекта - наиболее продуктивный способ обучения, вмещающий в себя необходимые составляющие личностного роста обучающегося самостоятельно добывать и использовать новые знания (от постановки проблемы через планирование, анализ, синтез, активную деятельность в выполнении проекта до предоставления результата). В ходе выполнения проекта ученики применяли программы общего назначения (текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных), пакеты программ MS-Office: MS-Word, Excel, Power Point и др.

Часть 2 (практическая)

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в педагогической деятельности на базе МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск Республики Мордовия. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседания кафедры, педагогических советах гимназии, перед слушателями курсов повышения квалификации учителей математики в МРИО на конференции «Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях ФГОС»
Я предлагаю использовать педагогические основания, то есть определить как те или иные психологические и психофизические качества индивида отражаются на деятельности ученика на уроке, и исходя из этого строить свою работу. Одним из таких оснований является индивидуальный способ учения школьников, который рассматривается как комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности школьников. Он позволяет решить задачу повышения эффективности процесса обучения именно за счёт индивидуальных возможностей учащихся.
Например урок русского языка в 5 классе начинается чтением стихотворения П.Чеснокова:
Друзья моя задача такова-
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создаёт положительную мотивацию.
На этом же этапе используется приём перепутанной логической цепочки, когда ученикам предлагается расставить в предполагаемом им порядке карточки с материалом, который нужно изучить на уроке. Так, на уроке литературы в 9 классе, прежде чем начать разговор о жанровой специфике отдельных глав романа Лермонтова герой нашего времени, учащимся предлагается соотнести название частей романа и жанра.
1) «Бэла» А) романтическая повесть
2) «Максим Максимыч» Б) психологическая повесть
3) «Тамань» В) путевые заметки
4) «Княжна Мери» Г) философская повесть
5) «Фаталист» Д) рассказ
Актуализация знаний (определить тему урока, организовать фронтальную беседу по определению и формулированию цели познания). Например, в 6 классе при изучении темы “Гласные в приставках пре- и при-” предлагается записать слова в три столбика – в зависимости от их приставок. В первый столбик – слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково; во второй – слова с приставками на з-, с-; в третий – все остальные, обязательно пропустив в них гласную букву:
Бессилие, отвердение, прибить, положение, избрать, приплыть, замедление, испугать, приморский, разведать, вздрогнуть, присесть, потепление, премилый, преградить.– Назовите слова первой группы. Выделите в них приставки.
– Какое из слов можно считать лишним?
– Перечислите слова второй группы. Объясните их правописание.
– Прочитайте слова третьего столбика. Подумайте, что у вас вызывает сомнение в их написание, и сформулируйте тему урока.
– Сформулируйте цель урока. Используйте опорные фразы: познакомиться с …; учиться писать… с….
Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.
Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.
Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней:
припоминание учеником выполненной деятельности;
фиксация рассматриваемого содержания, его границ;
выявление своих результатов и способов их получения;
выявление имеющихся или возникающих противоречий;
выявление причин и способов разрешения противоречий;
вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;
эмоционально-образные способы рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала;
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, урок литературы в 9-м классе по теме “Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П. Чехова “Анна на шее” предлагаю начать с прослушивания аудиозаписи русской народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В. Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный настрой учителя и учеников.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”, “письмо самому себе”, “телеграмма”.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Например, на этапе первичного закрепления по теме “Второстепенные члены предложения. Определения” в 8 кл. учащиеся составляют синквейн:
Определение.
Согласованное, несогласованное.
Обозначает, поясняет, связывает.
Может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием.
Признак.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…– Теперь я могу…– Я почувствовал, что…– Я приобрел…– Я научился…– У меня получилось …– Я смог…– Я попробую…– Меня удивило…– Урок дал мне для жизни…– Мне захотелось… Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшит. отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Развитие познавательных способностей:
призёр муниципального тура Всероссийской олимпиады по математике 2011-2012 уч. год (приложение 1.1);
призер Первой олимпиады математического факультета МГУ им.Н.П. Огарева по математике
(приложение 1.2);
II, III места в вузовской олимпиаде школьников общеобразовательных учреждений РМ 2012г
(приложение 1.3);
Развитие мотивационной сферы учащихся,
вовлечение в активную внеклассную творческую деятельность
призёр XVII межрегиональной заочной физико-математической олимпиады 2010-2011 уч.
(приложение 1.4); »
победитель и лауреаты конкурса АЛЬБУС 2012 (приложение 1.2);
дипломанты общероссийской предметной олимпиады по математике Олимпус 2012 ,2013
(приложение 1.5)
дипломанты IX Международной Олимпиады по основам наук по предмету математика 2012-2013 уч. год
(приложение 1.6)
II, III места по Республике Мордовия в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» 2013, 2014 г
(приложение 1.7 );
дипломанты открытой российской математической интернет - олимпиады 2013-2014 уч. г.
(приложение 1.8);
призовые места в конкурсе «Ученик года» в номинации «за успехи в изучении предметов математического цикла» 2010-2014г (приложение 1.9);
участие в Межрегиональной олимпиаде школьников по математике САММАТ 2012, 2014 г
(приложение 1.10);
1.7 Возможность тиражирования
на школьном портале Республики Мордовия http://www.schoolrm.ru/schools/gim23sarСписок литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988.
2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996.
3. Бодаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования.// Педагогика, 1997.
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2005.
5. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.,1998.
6. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя. - СПб: КАРО, 2006. 11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М
7.Литература. 5 – 11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.



Результативность опыта: