Статья Раскрытие музыкального потенциала детей по методу Марии Монтессори

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Ребенок не только получает информацию об искусстве как о творчестве, но и в процессе игры учится творить сам. Комплексный подход дает возможность всестороннего развития ребенка, а главное-формирует эмоционально-образную сферу сознания маленького "Я сам". Мы привыкли, что урок музыки-это урок пения или игры на инструменте, на самом деле урок музыки-это искусство, в котором есть место не только песне, танцу, слову, но даже рисованию и сочинению собственных произведений. К тому же, такие уроки полностью исключают возможность ощущения у ребенка "не получается", поскольку преподаватель обязательно выявит то, что у ребенка получается лучше всего, ведь предложено много вариантов. Через музыку, пластику можно не только развить ученика, но и решить психофизиологические проблемы ребенка.
Музыка и искусство.
Следует познакомить Вашего малыша с другими языками символов и способов самовыражения помимо письма. Музыка также является формой человеческого общения, передает настроение и содержит в себе определенное сообщение. С тех пор, как барабанный бой в общине первобытных людей возвещал о начале охоты или торжества, либо сигнализировал о надвигающейся опасности, музыка стала частью человеческой культуры. Устные предания, баллады, песни, гимны, и поэзия представляют собой богатейшую область культурного наследия. Малыши любят слушать, как родители поют для них. Колыбельные матери особенно хорошо успокаивают ребенка, ведь, как мы уже знаем, он слышал ее голос еще до рождения. Песня, спетая на ночь, прекрасно убаюкает ребенка любого возраста. То, насколько хорошо вы умеете петь, совсем не важно. Важно именно ваше участие и присутствие в момент создания музыки. Дети могут видеть, как формируются звуки песни, а повторение и аллитерация в песнях и балладах помогает им развивать способность к запоминанию.
Вы также можете проигрывать качественные музыкальные записи своему малышу. Мы знаем, что мозг ребенка впитывает, схватывает абсолютно все, что он слышит. Поэтому, также как и с литературой, очень важно знакомить его только с лучшим из культурного наследия. Классическая музыка Баха и Моцарта, обладающая формальной структурой и повторяющимися музыкальными темами и комбинациями, может быть особенно полезна маленьким детям, у которых формируется умственный порядок. Однако лучше не включать дома музыку в качестве шума на заднем плане. Установите специальное время для прослушивания музыки в течение дня, когда вы и ваш ребенок оба готовы провести время спокойно или заняты деятельностью, не требующей концентрации. Если вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте, играйте для вашего ребенка. Показывать любовь к музыке на своем примере также важно, как и демонстрировать ребенку вашу любовь к книгам. Дети впитывают в себя много больше, чем вы думаете. Одна мать рассказала нам, что обычно она объявляла названия музыкальных произведений и их авторов, которые собиралась сыграть во время своей ежедневной послеобеденной практики в игре на фортепиано. Во время этих занятий ее дочь отдыхала на одеяле под пианино с тех пор, как ей исполнилось два с половиной года. Однажды, она забыла объявить название следующего музыкального произведения и начала играть Сонату №8 С.Прокофьева. Ее дочь приблизилась к матери и, посмотрев наверх, сказала: «Еще Прокофьев, мам?» Выбирая книги для чтения ребенку, не забывайте включать туда книги о композиторах и истории музыки, а также рассказы о музыкальных инструментах. Существует много качественных книг для детей, посвященных музыке, и вы можете наслаждаться ими вдвоем во время вечернего чтения. Музыкальные инструменты также хорошая тема для языковой практики с использованием объектов и карточек, которую мы описывали ранее.
Погремушки обычно являются первой вещью, с которой могут экспериментировать малыши, чтобы извлекать звуки и ритм своими усилиями. Даже новорожденные семи-восьми недель от роду могут схватить и потрясти маленькую погремушку, сделанную для детей этого возраста. Конечно, новорожденные находятся не на той стадии развития, когда они могут намеренно извлекать звук. Вместо этого, глаза ребенка округляются каждый раз, когда движение его руки производят звук погремушки, словно он хочет сказать: «Что это было? Что это было?» К восьми месяцам ребенку начинает нравиться трясти небольшую погремушку из высушенной тыквы-горлянки, а к двенадцати месяцам издавать звук, хлопая в ладоши. Приблизительно в восемнадцать месяцев, ребенку нравится стучать по барабану, заводить музыкальную шкатулку и даже использовать ксилофон. Однако не используйте эти предметы в качестве игрушек, только как музыкальные инструменты. Доставайте их в особое время, когда вы готовы поучаствовать в этом процессе вместе с ребенком. Выбирайте инструменты, которые производят реальную музыку, а не тот металлический звук, который производят многие игрушки для детей. Например, качество музыкальных шкатулок для детей сильно разнится. И, более того, вам не нужно усложнять распорядок дня, присоединяясь детским группам музыки и ритма, которые так популярны в наши дни. Все, что может помочь развитию у ребенка чувства музыки и ритма, также как и других сфер самообразования, может быть достигнуто в более спокойных и естественных условиях дома или в другой похожей на дом среде.
В классе Монтессори следуют тем же образцам представления музыки детям, что и при знакомстве их с устной речью. Сначала определяется звук. Потом ему присваивается символ. И, наконец, звук и символ объединяются вместе. Таким образом, два набора музыкальных колокольчиков чистого тонального звучания играются раздельно, подбирая колокольчик к колокольчику, затем по ладам. Таким способом ребенок трех лет развивает способность различать тон звука на слух. В результате, его знакомят с именем « нота ДО средней частоты», и так далее, для каждого колокольчика в музыкальном ладу. В конце концов, ему представляют звуки виде музыкальных нот и знакомят с их расположением на нотоносце. Последние материалы представлены в конкретной форме, так что дети могут ими манипулировать. Музыкальные материалы Монтессори интегрированы в среду и в дошкольных , и в начальных классах, а также всегда доступны для детей. Поэтому ребенок способен открыть для себя чтение и написание музыки независимо, также как он открыл для себя чтение книг. На самом деле Монтессори говорила, что чтение музыки может произойти также естественно для ребенка, как и открытие связи устной и письменной формы речи. Точно также как дети в дошкольных классах получают радость от написания собственных историй, до того, как научатся читать книги, многие из детей придумывают свои собственные песни до того, как научатся читать музыку, написанную другими. В классах начальной школы детям больше всего нравится открывать для себя музыку других культур и исторических периодов.
Искусство представляет собой другой важный вид языка символов, его также нужно представить ребенку. Искусство, также как и музыка, стало частью жизни людей со времен зарождения человечества. Наскальные рисунки, сделанные древними людьми и изображавшие охоту на животных, являлись первым видом общения людей посредством символических изображений. Первый письменный язык изображал идеи условным графическим изображением, как например Египетская иероглифическая письменность. В конечном счете, финикийцы поняли, что, создавая маленький знак для каждого звука в слове, они могут снизить путаницу в использовании картинок предметов или действий, таким образом, подарив нам алфавит из 26 символов. Однако мы до сих пор иллюстрируем эти слова, созданные с помощью алфавита, для книг и литературы рисунками и живописью. Даже более того, в течение существования человеческой культуры живопись и рисование, не сопровождающиеся текстом, остаются особенным языком, с помощью которого люди выражают себя и общаются с другими. Хотя художественное выражение, также как и музыкальное, естественно для людей, окружающая среда значит многое. Родители играют ключевую роль в развитии способностей своих детей и в их понимании искусства. Маленьким детям нужны только родители, которые показывают им пример, и предоставляют доступ к подходящим материалам. Родителям нужно уважать попытки детей практиковать искусство и помочь им ценить и уважать культурное наследие, данное нам лучшими живописцами, скульпторами и архитекторами.
Занятия по методу М.Монтессори нацелены на:
Развитие музыкального слуха, чувства метроритма, координации движений;
Изучение музыкальной грамоты в пределах программ ДМШ и ДШИ РФ;
Развитие вокальных навыков, голосового диапазона и чистоты интонации;
Овладение навыками импровизации и композиции;
Освоение игры на музыкальных инструментах.


Раскрытие музыкального потенциала детей по методу Марии Монтессори
Чудо колокольчиков.
Колокольчики Марии Монтессори - это сенсорный материал, который естественным путём раскрывает музыкальный слух ребёнка. Он заложен природой в каждом человеке независимо от того предназначено ему быть музыкантом или нет. Мария Монтессори не ставила задачу воспитать музыкантов из своих учеников. Работу с колокольчиками она рассматривала в качестве вводных упражнений для освоения речи, которые особым образом концентрировали бы внимание ребёнка на различении "модуляций человеческого голоса". "Но помимо развития речи подобные упражнения также приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые лёгкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам. Подобное воспитание - пишет Мария Монтессори в книге "Мой метод", - ценно ещё и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни".
Ребенок очарован чувственным исследованием музыкального звука, когда общается с колокольчиками. Важно, что ухо ребенка на пути музыкального воспитания с самого начала встречается с эталоном звука, и это становится первой записью в его музыкальной памяти. С рождения ребенок слышит много звуков, в том числе и музыкальных, но, общаясь с колокольчиком, он не просто слышит звук, он в него вслушивается, а значит - запоминает!
В своей книге "Мой метод: начальное обучение" Мария Монтессори пишет:"Наш опыт показывает, что из 40 детей 3-6 лет, впервые взявших в руки данный материал, только 6 или 7 сразу смогли по слуху выстроить мажорную гамму. Однако, постоянно упражняясь с колокольчиками, все 40 достигли этого уровня. Так же, как все научились читать, писать. Разная скорость достижения такого уровня зависела скорее не от способностей, а от увлеченности ребенка.»
Музыка для каждого.
Работая с детьми, я окончательно убедилась в правоте М. Монтессори. В книге "Мой метод: начальное обучение" она пишет: "Некоторые знатоки музыки раскритиковали наш материал, заявив, что он не поможет овладеть музыкальным искусством, доступным лишь избранным. Однако речь идет о различении разных звуков, т.е. колебаний разной частоты. Это вполне материальное, ощутимое отличие, которое способно уловить любое нормальное ухо. Для этого не нужно никакой музыкальной одаренности. Иначе мы дойдем до утверждения, что только гений способен отличать оттенки цвета. Особая трудность музыки - иного, высшего порядка: интуитивное чувство гармонии и контрапункта, творческое вдохновение".
Музыкальный материал Марии Монтессори - это набор из 13 белых(8) и черных(5) колокольчиков, которые соответствуют тонам и полутонам До-мажорной гаммы, и 13 парных им коричневых колокольчиков. Их звук совпадает со звуком клавиш второй октавы фортепиано. Материал из 13 парных коричневых колокольчиков обладает основным свойством сенсорных материалов: предметы различаются только одним параметром, в данном случае - высотой звука, что обостряет развиваемое чувство. Они, совершенно одинаковые по форме и размеру, издают разные звуки. Если мы посмотрим на клавиатуру фортепиано, то увидим разницу между чёрными и белыми клавишами. У ребёнка складывается впечатление, что играть на чёрных клавишах - это сложно, а значит и звуки, которые они издают, трудно извлечь. Дети не любят чёрные клавиши, а, следовательно, диезы и бемоли, которые за ними стоят. Чёрные колокольчики, наоборот, притягивают внимание ребёнка. И если белые колокольчики являются олицетворением европейского мажорного лада, то чёрные - это восточная пентатоника: 13 колокольчиков соединяют в себе одновременно Европу и Восток. И ухо 3хлетнего ребёнка уже это слышит.
Учить играючи.
Работу с колокольчиками дети воспринимают как игру. У них нет страха ошибки. Они играют со звуком, они слушают звук, они впитывают звук. Музыканты знают, как это важно научить ребёнка слушать один звук. Но ни один инструмент не даёт возможности подобного вслушивания, впитывания звука. Не случайно для воспитания слуха Мария Монтессори выбрала колокольчик, так как эволюционно колокол является символом любви и духовности. Отличие Монтессори-урока от обычного занятия в музыкальной школе в том, что у нас нет программ, поурочных планов и зачётов. Мы идём от ребёнка, от его биологического темпа работы, мы наблюдаем и не торопим ребёнка сделать самостоятельные открытия. Главное - это то, что мы не сообщаем ребёнку о его ошибке. Если ребёнок ошибся, при выполнении задания, Монтессори-учитель никогда не скажет об этом ребёнку. Очень важно оставить его сознание в чистом виде, и на следующем уроке повторить упражнение.
Колокольчики могут быть презентованы ребёнку сразу, как только он получит достаточный контроль над движением, чтобы обращаться с материалом тщательно и успешно. В классе во время Монтессори-урока работа с колокольчиками может проходить одновременно с работой с другими Монтессори-материалами сразу, как только ребенок начинает ходить в Монтессори-класс. Некоторые дети приходят в более старшем возрасте, однако они проходят начальные упражнения быстро, включая чтение нотной записи. Это даёт им необходимую подготовку к работе с нотными знаками, зелеными и серыми досками. Такие занятия предоставляют ребёнку удовольствие музыкального творчества. Дети могут петь с колокольчиками, играть импровизированно и по нотам, исполнять известные мелодии песен на слух, сочинять свои произведения и исполнять их. Удовольствие от подобной игры является важным компонентом в детском раннем музыкальном опыте.
Интересно наблюдать работу с колокольчиками детей 3-4лет: для них колокольчик - это одушевлённый предмет. Они слушают его звук, разговаривают с ним, старательно держат молоточек и редко используют глушитель. Детям нравится то, как долго держится звук в пространстве. Иногда они подходят ко всей установке и играют сразу на всех колокольчиках. Музыка, которая возникает в классе, завораживает не только присутствующих на уроке детей, но даже взрослых, так как она рождена здесь и сейчас, и сделана руками 3х-4хлетнего сознания. Вот что происходит с детьми при работе с колокольчиками. «Миша (4года): работа с колокольчиками выявила у него абсолютный слух. Миша научился слышать отдельный звук и называть его. Звук каждого взятого колокольчика Миша слышал независимо от других звуков, так же, как он различал имена своих друзей. Олег (4,5года): после полугода занятий в подготовительном классе престижной музыкальной московской школы, у него было напрочь отбито желание вообще слышать о музыке. Колокольчики вернули его к жизни. Олег с удовольствием стал общаться с колокольчиками, сочинять музыку, играть на флейте, записывать собственные произведения. Коля (6лет): отказался ходить в подготовительный класс традиционной музыкальной школы. У мальчика явные музыкальные данные. После года обучения в классе «Монтессори-музыка», Коля успешно поступил в школу искусств на народное отделение, чем порадовал не только себя, но и своих родителей. Егора(5лет) привела мама, которая сообщила мне, что её сыну "медведь на ухо наступил". На первом же уроке Егор «прилип» к колокольчикам и вслушивался в один звук. Я не торопила его, наблюдая за тем, как колокольчик завоёвывал ухо ребёнка. На втором занятии Егор легко определил разницу звуков, при подборе пар, после чего я с уверенностью объявила его маме, что у ребёнка есть музыкальный слух, и я в это верю. Саша (5,5лет): от родителей я узнала, что у неё проблемы со слухом. Саша долго не слышала разницу между звуками. Я ждала. Прошло полгода, а я не была уверена: слышит Саша сама или угадывает по реакции других детей? Наступило лето. А в октябре мы снова все встретились на Монтессори-музыке. И вот – о, чудо! – Саша легко сама составила все восемь пар звуков и выстроила мажорный звукоряд! Теперь она это делает играючи».
Не следует торопить ребёнка, ради собственных амбиций. Вера в материал, педагогическое терпение, доверие природе и наблюдение за ребёнком, помогают понять истинность и гениальность Монтессори-материала! Не знаю как, но колокольчики Марии Монтессори работают во имя ребёнка и ради него!
Любите свой инструмент.
Как и любой другой материал в классе, колокольчики должны использоваться детьми, независимо от их возраста, бережно и с уважением.
Это - сенсорный материал. Он служит чувственному развитию детей. Его цель - увеличить остроту слухового восприятия. Работа с данным материалом развивает музыкальный слух ребенка. Звук колокольчика является эталоном музыкального звука. Работая с колокольчиками, ребенок может развить свой музыкальный слух до абсолютного естественным образом! Колокольчики - красивый самостоятельный музыкальный инструмент, требующий уважения и должного хранения. Каждый раз, обращаясь к данному материалу, учитель презентует ребенку своё отношение к колокольчикам.
Кроме колокольчиков, Мария Монтессори разработала дополнительные материалы для письма и чтения нот. К ним относятся: зеленая доска с пронумерованным нотным станом; две разлинованные зеленые доски; коробки с музыкальными символами и нотами; ключ Соль и ключ Фа; восемь черных дисков с числами на одной стороне и названиями нот на другой; 40 белых дисков с названиями нот; простые черные диски (большие и малые),черные диски с отверстиями; внутри (графический символ целой ноты), штили, 2диеза, 2 бемоля, 2 бекара, 2 тактовые черты.
Этот материал должна иметь каждая группа, которая называет себя группой Монтессори. Это основной и базовый материал в этой методике, любые другие материалы могут дополнять, но могут и мешать музыкальному образованию маленького ребенка.
Кроме колокольчиков дети играют на металлофоне Марии Монтессори: это 15 белых призм и 10 чёрных призм с металлическими пластинами, которые по звуку соответствуют малой и первой октавам фортепиано. Особенностью этого металлофона является то, что призмы не соединены между собой. Это позволяет разбирать металлофон на составляющие звуки (анализ), а затем составлять звукоряд заново (синтез). На металлофоне дети изучают басовый ключ, легко строят всевозможные звукоряды и играют гаммы. Музыкальный метод, разработанный Марией Монтессори в сотрудничестве с музыкантом Анной Маккерони ещё 100 лет назад, не является старым – он проверен временем! Он позволяет ребёнку в возрасте 3 – 6 лет сенсорно освоить объём знаний, который соответствует 1-7 классу традиционной музыкальной школы без ущерба его слуху, здоровью и интересу к музыке! Это единственный метод, который не убивает любовь к музыке, а даёт возможность стать музыкантом уже в три года.
Задачи:
1. приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать основы художественно-эстетической культуры личности;
2. формировать интерес и мотивацию к занятиям музыкой, обеспечивать музыкально-эстетическое развитие;
3. обеспечивать информационно-познавательную потребность через участие в различных видах музыкальной деятельности, а также в условиях самостоятельной свободной работы;
4. развивать музыкально-сенсорные способности: тембровый, ладовый, динамический слух, чувство ритма; способности к спонтанному творческому поведению в музыке, содействовать проявлению и развитию музыкального вкуса;
5. формировать способы и навыки музыкально-творческих проявлений, способствовать развитию интереса к сочинению простых музыкальных форм, сочинению музыкальных сказок, ритмов, импровизаций;
6. развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
7. способствовать развитию коммуникативных навыков и гармоничного самоощущения средствами коллективного музицирования;
осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию здоровья детей.

Список использованной литературы:
http://www.gurenok.ru/
http://www.montessori.magichild.ru/st/stmontessori-pedagogika-yazik4.htm











Заголовок 215