доклад Раскрытие воспитательного потенциала художественного творчества в кружковой работе

Раскрытие воспитательного потенциала художественного творчества в кружковой работе
Методист по кружковой работе Сосновских И.Г.

Актуальность и педагогическая целесообразность кружковой внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях. В частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в ХХ веке и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества. Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику. Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства – такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому творческому самоопределению. И вот здесь главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Кружковые программы внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству в школе-комплексе № 2 основываются на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности учитывает индивидуальные физические и психологические особенности ребенка, предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Украиной, народами Крыма, национальной культурой (в том числе, художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип диалога культур в программах кружковой деятельности подростков в сфере художественного творчества предполагает:
понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур про свою судьбу, свою жизнь, о своем счастье в мире людей;
рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами культурных текстов, исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, - главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения – но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.
В логике действия данного принципа предусматриваются художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.
Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой к драматическому театру, ансамблю, изостудии, объединениям декоративно-прикладного творчества и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно-исторической уникальностью.
Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
коммуникабельность – легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
законность (легальность) - стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
Экзистенциальные проекты – проекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и судьбоносности по отношению к внешним событиям.
Экзистенциальные проекты – это результат работы принципа поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обостренность (на фоне пубертата) восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению. Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.
Основная идея кружковой работы в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (обучение вокалу, искусству танца, актерское мастерство, особые инструментальные компетенции рисования, народных промыслов и т.д.). Именно поэтому кружковая внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических, интегрированных видов художественного творчества.
Использование этих синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актеров, певцов, танцоров, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства).
Цель кружковой работы – формирование у школьников в процессе создания и представления (презентации) своего художественного творчества способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи кружковой работы:
- расширение общего и художественного кругозора учащихся общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.









13PAGE 15


13PAGE 14715