Раскрытие гуманитарного потенциала биологии через систему научных революций


Раскрытие гуманитарного потенциала биологии через систему научных революций
Гуманитарная система образования направлена на развитие, воспитание культурного человека, свободного гражданина, творческой личности. Гуманитаризация образования помогает ученику приобрести знания о многообразии и определенной закономерной взаимосвязи в мире, о единстве человека и природы, человека и истории, о родстве мира и человека.
Биологическое образование формирует у учащихся понимание жизни, как величайшей ценности, раскрывает целостное понимание живой природы в единстве с развитием планеты. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биология – наука о закономерностях возникновения, развития, жизнедеятельности, самоорганизации многообразия всех систем живых организмов, как необходимого источника среды, основы развития и деятельности человека. Вместе с тем это наука о закономерностях разумного сохранения, преобразования живых организмов, управления ими человеком. Любая естественная наука – это не только область знания о части мира, но и социокультурный исторический феномен, сфера творческого поиска, область человеческого общения. Биология становится лидером естествознания XXI века, так как
это узел интеграции всех наук (естественных, гуманитарных, технических, общественных);
это самая сложная ступень развития Природы, включающая в себя все предыдущие ступени (физическую, химическую);
обеспечивает наиболее целостное познание процессов и полного понимания живого (в результате процессов взаимопроникновения разных методов смежных биологических и других научных дисциплин – физики, химии, математики, кибернетики, открываются новые возможности познания живых систем);
обеспечивает формирование биотехнической основы информационного общества;
обосновывает этапы перехода биосферы в ноосферу, новую форму общества;
вырабатывает стратегию решения экологических проблем;
Биологическое образование должно стать средством для развития личности и воспитания гражданина. Преподавание биологии – это не обучение комплексу биологических знаний, а воспитание развивающегося человека в каждом ребенке на основе биологии. Для решения этой задачи, при реформировании биологического образования возникают вопросы:
как развивать в сознании школьников понимание общей системы эволюции живого?
как обеспечить целостность, системность биологических знаний, сформировать единую картину биологической реальности?
как соединить познание живого с пониманием ценности жизни человека в биосфере и единством человека с биологической формой развития мира?
как воспитать человека, способного гуманно преобразовывать биосферу и сохранять разнообразие жизни на планете?
Как научить ребенка управлять своим организмом, поведением и своей жизнедеятельностью?
Всеобщая связь живой и неживой природы, единство человека и природы, рассматриваемое в начальной школе, должно сохраниться в средней и старшей школе. Наша задача: понять единство развивающегося человека и развивающейся органической природы, сохранить (не наслаивать различные разрозненные срезы биологических наук) и провести ее как ключевую идею через все биологическое образование.
Гуманитарный потенциал науки биологии включает в себя:
Историю биологического познания в социо-культурном аспекте;
Историю научного познания живого в единстве с другими науками;
Философские, мировоззренческие, этические вопросы биологии;
Развитие методологии биологической науки;
Историю биологических идей великих ученых;
Научные революции в биологии, их влияние на общество и культуру.
Необходимо воспроизвести путь развития науки, развитие основных понятий биологии, научить ребенка определять основные понятия (развитие, эволюция, приспособленность, наследственность, изменчивость, самосохранение, прогресс, регресс и др.). Показать исторический путь появления, смены и развертывания научной теории, т.е. должны показать биологию, как систему развивающегося знания. Позволяет это сделать исследование системы научных революций в биологии. Научная революция – это новая ступень развития общества, науки. Научная революция готовит почву для создания новой техники, нового производства. Научная революция отвечает на вызов времени. Научная революция – это концентрат знаний, связующее звено между методологией, мировоззрением, картиной мира и практикой. Научная революция содержит и духовный потенциал науки. Личности в научной революции – это творцы, деятели, борцы. Они упорны, трудолюбивы, незаурядны, они в постоянном поиске научном и духовном, в постоянных противоречиях с самим собой и обществом, в конфликтах, заблуждениях, озарениях. Таким образом, научную революцию можно рассматривать, как модельный объект гуманитаризации биологии.
Мало говорить только о результатах научной революции., представлять их как свершившийся факт в науке (современная эволюционная теория размыта по всей программе школьной биологии, клеточная теория упоминается вскользь в начале цитологического раздела, нет развернутого изложения хромосомной теории, мало вопросов уделено положительному решению экологических проблем). В школе нужна не мертвая наука фактов и результатов исследований, а живая наука поисков истины, борьбы идей, драматических заблуждений. Все великие открытия теории биологии необходимо излагать в форме поиска и борьбы идей. Необходимо рассматривать научную революцию. как связь науки с культурой в целом, показать, что научная революция содержат творческий мир науки. «Биография» этих теорий раскрывает взаимодействия идей и фактов в научном познании, позволяет объяснить ход развития науки, творческий ее потенциал. Это период острейшей борьбы мировоззрений и идей, ломка старых представлений. Борьба старого и нового и является источником развития науки и общества. Гуманитарный и мировоззренческий потенциал содержат три общие научные революции в биологии:
научная революция -1838 – 1890 гг. – создание клеточной и эволюционной теорий;
научная революция -1900 – 1937 гг. – переоткрытие законов генетики, хромосомная теория, теория биосистем, синтетическая теория эволюции;
научная революция - 1953 – 1990 гг. - развитие молекулярной биологии, экологии.
Осмысления мировоззренческого диалога в науке позволяет нам заниматься мировоззренческим воспитанием учащихся и ключевые мировоззренческие проблемы сфокусировать в преподавании биологии:
Это проблема перехода от неживой природы к живой, проблема единства жизни и смерти. В старших класса необходимо сосредоточить внимание на спорах в биологии по вопросам – «наука – религия», «материализм – идеализм», «гуманизм – антигуманизм», «жизнь – смерть». Нельзя обойти вниманием спорные вопросы о телеологии, креационизме, витализме, онтогенезе, расизме, технократизме, евгенике и т.д.
Это проблема раздвоения в эволюции живого на материальные и психические способы приспособления живого.
Это проблема эволюционного перехода от живой природы к развивающемуся человеку, обществу.
Это проблема гармонизации отношений человека и живой природы. Сохранение жизни человека и биосферы в целом несовместимо с глобальной агрессией, с необдуманной потребительской деятельностью человека.
При раскрытии научной революции наиболее ярко проявляются личности ученых. Целые плеяды биологов собирают многообразный материал для построения теорий. Но в каждой теории есть ученые, которые внесли наибольший вклад, научное творчество которых представляет наибольший интерес. Это Т.Шванн и М.Шлейден, К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин - в первой научной революции. Т.Мендель, Т.Морган, Н.И. Вавилов, И.М.Сеченов, И.П.Павлов – во второй научной революции Дж.Уотсон, Фр.Крик, В.И.Вернадский, Н.К.Кольцов – в третьей научной революции биологии. Огромный духовный заряд в биографиях ученых помогает воспитать ученика как гражданина (воспитание человека разумного, осознающего и познающего себя в единстве с развитием природы и общества, воспитание личности как субъекта всех форм человеческой деятельности – трудовой, социально-исторической, познавательной, воспитание личности как субъекта права и обязанностей человека в отношениях к живой природе, воспитание ответственного человека-гуманиста, воспитание культурного человека как творца и творения культуры в историческом диалоге с многообразием мировой культуры).
Можно объяснить цепочку предпосылок любой научной революции от бессистемных наблюдений до подлинно – научной атмосферы. Каждая научная революция проходит и затрагивает не только определенную область биологии. Коренные и качественные преобразования проходят и в смежных науках – физике, химии, что дает толчок для развития новых дисциплин – экологии, генетики, цитологии, бионики, биотехнологии, синергетики и др.
В чем же интересна научная революция для ученика?
Во - первых, раскрывает творческий мир науки биологии, рождение новых биологических идей.
Во – вторых, раскрывает развитие самой биологической науки.
В – третьих, готовит ученика как субъекта культуры, воспитывает его как гражданина.
В - четвертых, дает материал для анализа научных и научно-технических революций XX века с целью определения гуманистической ориентации гражданина XXI века.