Матерьял по теме Написание эссе


Писать эссе следует по следующему плану: I. Вступление. С чего можно начать эссе: ● Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой. Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека. «Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. ● риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого? ● проблемный вопрос. Может ли компьютер заменить книгу? ● типичная ситуация (аналогичная изображенной в тексте). Часто бывает так, что… ● общие сведения об обсуждаемой проблеме. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии... ● ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин. ● создание определенного эмоционального настроя. Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста. ● обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, - проблема экологии культуры.
Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были„ случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Не начинайте эссе со следующих выражений: • В этом тексте говорится… • Автор данного текста обратился к проблеме… • Этот текст посвящён… • В статье Л. Долининой рассказывается… • В своём тексте автор… • Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте. В любом случае вступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы.
II. Формулировка проблемы: Помните! Проблема (чего?) Вопрос (о чем?)Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения! Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите: ● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…; ● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема… Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например: Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.). Можно использовать следующие речевые клише: • Автор затрагивает проблему... • Автор затрагивает важную проблему... • Автора текста размышляет над проблемой... • В центре внимания автора проблема… • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... • Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой... • Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин. • Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...
Д.Гранин предлагает своим читателям задуматься над проблемой..• Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. • Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:... • Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, на чем, кого..?) Этой сложной проблеме посвящен текст ….. Такова проблема, поднятая в тексте …. Ответ на этот вопрос ищет в своем тексте… Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор. • Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т.д. Проблема, рассматриваемая автором, может быть: • Общественно значимой • Глубокой • Философской • Политической • Нравственной • Злободневной • Животрепещущей • Насущной • Острой • Важной • Серьезной • Спорной • Наболевшей и т.п. Примеры формулировки проблем: 1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека. 2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека. 3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то). 4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране. 5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то). 6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»). 7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо). 8.Проблема нравственного выбора. 9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи. 10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи. 11.Проблема нравственного долга. 12.Проблема защиты и сохранения природы. 13.Проблема сохранения и развития русского языка. 14.Проблема чинопочитания и угодливости. 15.Проблема семейных (родственных) отношений. 16.Проблема исторической памяти. 17.Проблема коммерциализации культуры.
III. Комментарий к проблеме. Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». . Комментарий – это объяснение, разъяснение, пояснение, толкование, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: • насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему; • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; • если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; • есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской; • на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…») • на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»). Важно следующее: ● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии. ● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий. Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции). Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. От текста к действительности
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При концептуальном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. От действительности к тексту. Найди ответы на следующие вопросы:
• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
• К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Клише, помогающие ввести текстуальный комментарий
Размышляя над этим вопросом, писатель/публицист вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как..Предлагая на обсуждение читательской аудитории этот вопрос. Писатель приводит факты из биографии ТТ и рассказывает о том, как однажды великий полководец/ поэт, / император и т.д……
Размышляя над поставленным вопросом, писатель/ публицист на примере случая из жизни ТТ показывает…
Вовлекая читателя в совместные размышления над этой проблемой писатель приводит данные научных исследований, подтверждающих, что…
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель обращается к героическим событиям далёкого прошлого нашей Родины и рассказывает о том, как…
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель делится любопытным жизненным наблюдением…
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, писатель анализирует причины того, почему…. , и приходит к интересному выводу о том, что..
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель рассказывает о непростых взаимоотношениях кого-то с кем-тоЧтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель вспоминает слова ТТ, который считал, что…
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель рассказывает историю о том, как..Речевые клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ДЕЙСТВИЯ автора:
В размышлениях автора звучит мысль о том, что..Автор текста приводит примеры того, как люди по-разному…
ТТ обращает внимание читателей на тот факт, что…
Автор текста особо подчеркивает…
ТТ пытается понять причины того, почему..
Причину подобного поведения героя автор видит в том, что это человек…
Писатель вовлекает читателей в круг переживаний своего героя, описывая его внутренне состояние.
Автор обосновывает справедливость своих суждений, ссылаясь на .. и приводя одно из его известных высказываний.
Публицист сравнивает отношение к … людей, живших в 19 веке, и своих современников.
Речевые клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ЧУВСТВА и ЭМОЦИИ автора исходного текста, вызванные теми или иными жизненными событиями
Автор с возмущением(негодованием, нескрываемой тревогой. Искренним недоумением, нескрываемым волнением) говорит о том, что..Автора беспокоит тот факт, что..Автор осуждает героя за то, что..Автор восхищается людьми, которые..ТТТ печалит подобное отношение общества/ современных подростков к …
Его огорчает тот факт, что…
Публициста удивляет , почему герой…
Сравнивая отношение (кого? К Чему?), писатель/публицист делает неутешительный вывод о том, что…Речевые клише, помогающие завершить текстуальный комментарий
Свои рассуждения публицист/ писатель завершает справедливым выводом о том, как важно…
Поэтому автор текста призывает читателей..Поэтому автор текста напоминает всем нам:…
Знакомя читателей с противоположными точками зрения на задачи…., ТТ предлагает каждому из нас задуматься над проблемой и самому решить, какие…Проблема может заставить читателя: • глубоко задуматься • серьезно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.) • серьезнее относиться к … • переосмыслить свое отношение к … • по-иному посмотреть на … • поделиться мыслями о … • оценить истинный масштаб чего-либо • открыто выразить свое отношение к … • оценить собственную позицию • заняться самовоспитанием и т.п. • с горечью понять, что … • заняться ее глубоким изучением IV. Авторская точка зрения. Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Запомните! Как правило, позиция автора выражается ПРЯМО в публицистических текстах, а КОСВЕННО – в художественныхЕсли проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д. Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни. Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведется от 1-го лица: • Автор считает, что… • Позиция автора такова:… • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор призывает нас (к чему)
Автор осуждает (кого/что, за что)
Автор подводит читателя к выводу о том, что..• Автор убеждает нас в том, что… • Основная мысль текста заключается в том, что… • Автор доказывает, что… • Позиция автора заключается в том, что... • По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) • В тексте доказывается мысль о том, что...
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.• Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…» • Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}. Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица: • Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что… • Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что… • Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что… • Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назовите, обратитесь к рецензии, к заданию №24, но только если уверены в правильности решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:… Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами: Автор: • посвящает свою статью; • полемически заостряет проблему; • эмоционально воздействует на читателя; • делает читателя своим союзником; • образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); • раскрывает сущность поставленных проблем; • точно формулирует мысль; • заставляет читателя задуматься над проблемой; • показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; • пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; • убеждает читателя в правоте своей позиции; • пытается найти в читателе единомышленника; • ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; • пишет интересно и ново о старых проблемах; • говорит с тревогой о наболевших проблемах; • открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Также можно использовать следующие речевые клише:
Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...;поражается...,удивляется...,словно приглашает вместе с нами полюбоваться...,с интересом наблюдает за тем...,как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о.... Автор размышляет о...,словно приглашает читателя к диалогу...,делится своими мыслями (наблюдениями)...,ставит перед читателями важную, злободневную проблему...,пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия Автор с болью в сердце пишет а том, что...с горечью говорит о...;У автора вызывает негодование...;Автор не может смириться с тем...,с горькой иронией пишет о том...;Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом...
Средства выражения авторской позиции
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор убедительно доказывает свою мысль…
…- Так определяет автор своё отношение к …
Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…
Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …
Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)…
Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)…Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;
Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...
Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…
Автор показывает негативную сторону нашей жизни…
Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы…
Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…
В словах автора звучит мнение большинства людей…
Автор пытаться найти в читателе единомышленника…
Автор пытается понять, почему …
Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо…
Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
Авторская позиция ясна: …
- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…
Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…
Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…
Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…
Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.

V. Выражаем свою точку зрения. Согласие/несогласие с автором и аргументация. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Речевые клише для аргументации собственной позиции: Для согласия/несогласия с позицией автора: • Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему... • Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … • Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. • Я согласна (не согласна) с автором в том, что … • Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что ... • Мне близка позиция автора тем, что … • Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… • Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что… • Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю:…
Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден в том, что…
С мнением автора трудно не согласиться. Я тоже считаю, что.. Вряд ли кто будет отрицать, что..
• Кажется спорной мысль автора о том, что… • Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны… • С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры… • Хочу поддержать точку зрения автора в том, что… • Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что… • При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).
В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что..В основном соглашаясь с точкой зрения автора исходного текста, хочу возразить ему лишь в одном.При опровергающей аргументации возможны два варианта:
1) вы подбираете два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противоположную авторской);
2) формулируя собственную позицию по проблеме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

Аргументируем свою точку зрения
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы)Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Вы должны постараться не повторять аргументы автора, использованные в тексте, а привести свои. Когда аргументируете свою точку зрения – надо представлять, что вы доказываете свою точку зрения агрессивно настроенному против нее оппоненту. Если в своем уме вы убедите его, то, очевидно, и аргументы являются подходящими. Если в вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного жизненного примера, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место! С использованием жизненного опыта: • Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) … • Помню, как-то мама (отец, бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… • Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что… • Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но, тем не менее, нечто подобное было и в моей жизни: • Как часто приходится сталкиваться с ... • Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...? • Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ... • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ... • Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что… • • Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; • Еще Пётр I говорил, что...; • Любой историк скажет вам, что...; • Большинство врачей считают, что...; • Как установлено японскими учеными... и т. п. • Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ... • Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи ... Из читательского опыта: • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности... • Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ... • Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели- классики. Вспомним рассказ (повесть…) ТТТ. В этом произведении…
Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним рассказ…..
В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним повесть ТТТ. В этом произведении…
В доказательство справедливости вышесказанного приведу следующий литературный пример.
Моё согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к роману… ТТ..Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что…. Вспомним роман ТТТ. Главный герой этого произведения…
Приведу ещё один литературный пример, который показывает..О том, как важно….., говорит в своем романе…ТТТ
Мысль о том, что ….., звучит и в романе ТТТVI. Заключение: В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения: 1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения. Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом. 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность. Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? 3. Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? 4. Использование цитаты. Далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста. В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя! Речевые клише для заключения: • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод… • Подводя итог, хочется сказать… • Сущность вышеизложенного сводится к следующему… • На основании прочитанного текста можно сделать вывод… • Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что… • Я искренне благодарна(ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что… • Этот текст ещё раз убедил меня в том, что… • В заключение я должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему… • Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…
В заключениЕ ещё раз подчеркну…
В заключениЕ важно отметить…
Итак, всё вышесказанное, как мне кажется, позволяет сделать вывод о том, что…