Проект «Проектно-исследовательская деятельность- альтернатива классно-урочной системе»


Проектно-исследовательская деятельность-
альтернатива классно-урочной системе.


Автор: Климович Г.П. - заместитель директора по УВР в начальной школе ГБОУ ЦО №1619 имени М.И. Цветаевой




Развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности.
В нашей школе широко используется проектная форма обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему.
Их задача получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
Проектное обучение полезная альтернатива классно-урочной системе. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным межпредметным и надпредметным
(или внепредметным). Урок,
реализованный методом проектов,
может быть как уроком освоения
нового материала, так и уроком
закрепления и отработки навыков
решения учебных задач.
Основной формой работы на уроке является групповая работа.
Учащиеся ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И. Цветаевой работают по новым образовательным стандартам . Современная учебная среда позволяет широко внедрять новейшие технологии в проектную деятельность, и делать её более привлекательной, мотивируя на достижение лучших результатов, помогая ученику развивать свои коммуникативные навыки.
В качестве важнейшей задачи системы образования на государственном
уровне является «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию и самосовершенствованию. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения, которые:

Формировали бы активную позицию обучения.
Развивали умения и исследовательские навыки.
Формировали компетенции , непосредственно с опытом их применения. в практической деятельности.
Развивали познавательную деятельность.
Реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход . Системно – деятельностный подход предполагает : воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники . Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Учителя школы №1619 готовят вариативные проекты. В нашей школе проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода. Проектная деятельность содержит:

Постановку проблемы.
Постановку цели.
Планирование действий.
Поиск информации.
Продукт – результат деятельности.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов. Принципы организации проектной деятельности:

Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.
Проект должен быть посильным для выполнения.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода.

Принципы организации проектной деятельности:

Проект должен быть посильным для выполнения.
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.

Каждый проект начинается с постановки практической задачи для
детей – той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен максимально конкретно указать результат – что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумывать способ решения.
Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель – для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.

В нашей школе представлены разные виды проектов учащихся.
В центре внимания всех проектов - ученик, содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Проекты игр.

К данным проектам можно отнести проекты адаптационного периода, такие как «Мой бейджик», «Мое имя», «Азубка», «Город Букв», «Я умею». Целью этих проектов является участие детей в разного рода групповой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Проект «Я и мое имя» проводится в начале адаптационного периода, в продолжение работы над проектом «Мой бейджик».
Проект раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжает знакомство друг с другом. Работая над этим проектом дети учатся: придумывать разные варианты своего имени, составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера, выбирать понравившиеся имена, вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка»
Цель проекта «План класса», проводимого также в адаптационный период , заключается в следующем:
- выявить степень адаптации ребенка в школе;
- заложить основы детского коллектива;
- начать обучение детей ориентировке на плоскости и в пространстве;
- показать сравнительные размеры различных предметов на плане класса;
- научить детей определять свои места в классе и на плане.

Проект «Город Букв»,способствует закреплению изучения алфавита.

Проект «Моя школа», воспитывает у детей к школе, к учебе, к знаниям.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. Исследовательский проект – первый научный труд школьника, но в дальнейшем может стать основой в выборе профессиональной деятельности.Многие проекты учащихся направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, интеллектуального развития. Такие проекты имеет более сложную структуру:

Постановка проблемы
Планирование деятельности.
Сбор информации.
Структурирование .
Изготовление продукта.
Оформление продукта.
Выбор формы презентации.
Подготовка презентации.
Презентация.

Коллективные проекты учащихся 3-4 классов нашей школы:

Спорт и здоровье
Космос
Вредные привычки
Режим дня
Наша школа
Если хочешь быть здоров
Как стать успешным
Школа будущего
Таким образом, проектно – исследовательская деятельность – это высокий уровень работы педагога, родителя, учащегося. Развитие исследовательских умений может стать шагом к построению нового педагогического процесса, в условиях которого школьники будут превращаться из пассивных обучаемых в действительных субъектов учения и собственной жизни.
Проектная деятельность дает возможность педагогам развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает новые знания, расширяет кругозор, приобретает навыки самостоятельной работы, но и получает удовлетворение в своей деятельности, проявляет интерес к творчеству, к созиданию. Ребенок чувствует себя в коллективе более уверенно, комфортно, приобретая положительные эмоции от своей деятельности. Школьник реализует свои скрытые возможности, раскрывая личностные качества, повышая свою самооценку, интерес к учебной деятельности.
В «Законе об образовании» написано:
«Каждая школа должна стать вторым домом для детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ученику»
15