Статья Организация работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время


Организация работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Глухова Н.И., учитель истории и обществознания,
МОУ гимназии № 15 Советского района Волгограда

Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования, в том числе и развитие системы поддержки талантливых детей. Сейчас необходимы люди, которые мыслят не по шаблону, умеют находить выход из нестандартной ситуации, находить новые пути решения предложенных задач. Поэтому в настоящее время особое внимание должно уделяться важной роли личностных отношений учителя и одаренного ученика, имеющего ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети- это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.
Но им также свойственны и неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм: «… если способным детям не предоставляется шанс проявить себя, то они вырабатывают негативный образ Я. Этот негативный образ Я, в свою очередь, ведет к новым проблемам, и поэтому важно это вовремя предотвратить».
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
В современных условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Методика выявления одаренных детей проходит в несколько этапов:
- на своих уроках я стараюсь привить своим учащимся интерес к предмету, для этого мною используются различные формы проведения: уроки в форме игры с применением соревновательных элементов, конкурсы, разгадывание кроссвордов, ребусов; урок с элементами ролевой игры ( представлением различных исторических деятелей, интервью с историческими героями), уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать,отстаиватьсвоисуждения; урок самостоятельного освоения новых знаний; урок-практикум (работа с документами, газетными статьями) и многие другие.- во внеурочной деятельности дети готовят игры, конкурсы, которые позволяют им более ярко проявить себя, раскрыть свои таланты;- если ребята проявили свою заинтересованность предметами я предлагаю им принять участие в конкурсах, фестиваляхиолимпиадахразногоуровня. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность.
Конечно при работе с одаренными детьми возникает несколько проблем:
1. Выявление способных и одаренных детей.
2. Мотивация таких детей на активную исследовательскую, творческую работу.
3. Недостаточное методическое и дидактическое обеспечение учителей при работе со способными и одаренными детьми.
4. Большая подготовительная работа учителя.
На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий с одаренными детьми как урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся могут выразить свою позицию по тому или иному вопросу.
Наиболее ярко учащиеся могут проявить себя в исследовательской и проектной деятельности. Метод проектов активно используется как в урочной, так и внеурочной деятельности. Под проектной методикой понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я выяснила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Если ребенку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится потребность в познании, и она будет способствовать развитию его интеллектуальных способностей.

Список использованной литературы и источников:
1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
2. Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей-словесников по работе с одаренными детьми. Волгоград. «Учитель». 2011
3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.
4. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М. Когито-Центр. 2014//http://mybook.ru/author/iren-ipenburg/odarennye-deti/reader/?ref_partner=bookmix5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905 
6. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001.
7. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma