ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
С.Н.АлтынковичБОУ «Егоровская СОШ, с.ЕгоровкаВ кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского даётся следующее понятие одарённости –
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определённую структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счёт преимущественного развития других;
2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; [1; с.216].
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. [1; с.216].
Я, как учитель русского языка и литературы, считаю, что важным фактором успешности усвоения знаний являются способы организации учебной деятельности учащихся,  а также  формы и методы обучения. Ведущими методами  в обучении  интеллектуально одаренных учащихся являются следующие методы: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Для активизации повышения интереса к предмету и развития творческих способностей обучающихся на своих уроках стараюсь использовать различные формы работы: разноуровневые задания, ролевые и словесные игры, индивидуальные творческие задания. Составление кроссвордов, развёрнутые письменные ответы, подготовка докладов о жизни писателей, отзывы о прочитанном произведении, индивидуальные задания по теории языка и литературе, использование в работе таких современных технологий как личностноориентированный подход, проектная деятельность, модульное обучение, технология критического мышления, применение ИКТ – всё это способствует развитию интеллектуальных способностей обучающихся.
Работе с одарёнными детьми уделяю внимание как в урочное, так и во внеурочное время. Обучающимся 10,11 классов предлагается посещать факультативы. Программа факультатива в 10 классе, «История развития языка», продолжает работу по формированию коммуникативных умений и навыков, углубляет знания учащихся о развитии языка, о связи общества и языка, о причинах появления новых слов и их исчезновения. В 11 классе учащиеся сдают ЕГЭ. И поэтому факультатив «Культура русской речи» помогает лучше подготовиться к итоговой аттестации, в первую очередь это касается части С, а также некоторых тестовых заданий части А, в которых предлагается исправить речевые ошибки и недочёты в письменной речи. Кроме того задачами курса являются способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры, воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм.
Участие в предметных олимпиадах, в различных телекоммуникационных филологических чемпионатах: «Пермь», «Ломоносовский турнир», «Русский медвежонок», «Ёжик», в районных конкурсах, телекоммуникационных проектах, марафонах – всё это создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.
Ежегодно веду кружок «Олимп», главными задачами которого являются - дополнить и расширить стандартные знания по литературе и русскому языку; расширить знания по основным теоретическим вопросам литературы; обеспечить учащихся дополнительной информацией об основных нормах литературного языка и помочь осознанно овладеть ими; подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи, охрана литературного языка и др. Основными видами деятельности учащихся на кружке являются работа с источниками информации, выделение фактов, определение проблемы, работа с текстом и его анализ, творческие работы, исследовательская деятельность.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательская деятельность в образовательных учреждениях  является одним из ключевых направлений в работе с талантливыми детьми и в этом ее практическая значимость. (5, стр. 27)
Именно исследовательский подход в обучении делает обучающихся участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует педагога не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.
Ежегодная подготовка обучающихся к школьным, районным, областным НПК позволяет сделать вывод о том, как возрастает интеллектуально-познавательная активность ребёнка, его желание открыть для себя что-то новое.
Когда-то Сократ сказал: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Я думаю, что это высказывание должно стать девизом любого учителя.
.
Литература:
Петровский А.В. Краткий психологический словарь. Москва. Издательство политической литературы, 1985г. с.216
.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971, с.27