Урок по окружающему миру : Многогранный мир чувств


Автор:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 25/11
Рябова В. И
Урок окружающего мира.
4 класс
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Многогранный мир чувств.»ТИП УРОКА: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ЦЕЛЬ:
- формирование новых понятий об органах чувств человека, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания;
ЗАДАЧИ
1) Образовательные:
- выявить знания об органах чувств;
- расширить знания об органах чувств;
- научить применять полученные знания об органах чувств на практике;
- закрепить понятие о каждом органе чувств;
- выявить уровень усвоения изученного материала;
2) Воспитательные:
- воспитание понимания ценности каждого из органов чувств;
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
- воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
3) Развивающие:
- развитие умения формулировать проблему на уроке и находить поиски её решения.
- развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, соответствующий ей рисунок;
- развивать умение учащихся критически анализировать полученную информацию;
- определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности,
- развитие умения работать в группах;
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран презентация, демонстрационный материал.
Для учащихся: цветные карандаши, паспорт органа, изображение органа чувств.
№ п.п.
Стадии «погружения» Ход урока
Формирование УУД
1. Стадия «Настрой»
- Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть.
- Покажите с помощью ладошек, какое у вас сейчас настроение? Если настроение хорошее, то покажите распустившийся цветок, а если не очень хорошее, то бутончик.
- Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения при работе в парах, группах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
-развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель и задачи деятельности на уроке;
- работать по предложенному плану, отличать верно выполненное задание от неверного;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
-на основе анализа объектов делать выводы;
-ориентироваться на развороте учебника;
-находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других, уметь работать в паре и в группах;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
Предметные
- знать строение органов чувств;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно, применять знания в жизни;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.
2. Стадия «Мотивация»
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской.
- Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (с помощью органов чувств)
- На доске у меня изображение человека, но он какой - то странный. Что-то с ним не так? (у человека не хватает глаз, губ, ушей, пальцев, носа)
- Давайте ему поможем и вернём все органы.
-Каждая группа будет отвечать за определённое чувство.
- При входе в класс вы получили элемент картинки определённого цвета и заняли место в соответствии с этим цветом. Соберите все части и вы узнаете, за какое чувство будет отвечать ваша группа. (работа в группах) 3. Актуализация знаний
- Назовите названия органов чувств, которые у вас получились?
- Сколько их? (Дети знают о 5 органах чувств, но всего их 6)
- На самом деле их 6. Знаете ли вы какое чувство называют шестым?
- Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания о пяти уже перечисленных вами органах чувств человека.
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Слайд № 1)
«Открытие» нового знания.
Итак, я думаю, что нас ждут великие открытия.
- Работать вам предстоит в 5 научных центрах. Представьте, что вы ученые, изучающие органы чувств. Перед вами стоит очень важная задача: подготовить информацию об одном органе чувств, т.е. составить его паспорт.
Как вы думаете, каков будет план вашего исследования?
Учащиеся высказывают различные точки зрения. В результате фронтальной работы появляется алгоритм: (Приложение № 1)
1. Название органа чувств.
2. Как устроен орган.
3. Что воспринимает.
4. Гигиена.
(Слайд №2)
Друзья, в вашем распоряжении находится основной источник информации - статья учебника учебника «Окружающий мир» под ред. А.А. Вахрушева для 4 классов часть 1 (стр. 44-51). Будьте внимательны.
По окончании работы представьте результаты своего исследования по составленному вами алгоритму. Выберите выступающего.
- Каждой группе на исследование и подготовку своего выступления даётся 5 минут.
- Если понадобится моя помощь, консультация - обращайтесь. Я обязательно помогу. Если всё понятно, приступайте к работе, помня о правилах работы в группе.
Практическая работа.
(За каждое правильно выполненное задание человеку возвращают один орган чувств)
О каком органе начнём говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Брат с братом через дорожку живут,А друг друга не видят. (Глаза)
(Слайд № 3)
Выступление первой группы (зрение)
(Слайд № 4)
- С помощью зрения мы получаем 80% всей информации об окружающем нас мире.
1) Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
2) У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
3) А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
4) У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
5) У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.
- У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.
Опыт: С завязанными глазами найти предмет, с помощью друга.
- Как вы думаете, легко ли нашему человеку без такого органа, как глаза?
Ими всё мы слушать можем,Слух у нас отличный!Но подслушивать негоже,Это неприлично! (Уши)
(Слайд № 5)
Выступление второй группы (слух)
(Слайд № 6)
- Представьте, как тяжело слабослышащим людям или глухим. Они не могут в полной мере почувствовать всё многообразие окружающего мира.
- Попробуйте обойтись без этого органа. Легко ли вам?
Опыт: Показать с помощью жестов фразу: «Я на уроке рисования получил отметку 5»
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
(Слайд № 7)
Выступление третьей группы (вкус)
(Слайд № 8)
Опыт: Определение на вкус очищенного яблока и картофеля только языком.
Между двух светил, а в середине один? (Нос)
(Слайд № 9)
Выступление третьей группы (обоняние)
(Слайд № 10)
Есть люди, у которых нюх развит не хуже , чем у животных. Например, у охотников Сибири. Есть люди, которые могут в кромешной тьме свободно ходить по лесу. Обоняние помогает им ощущать запах древесных стволов и не натыкаться на них в потёмках. Слепые от рождения люди обычно обладают утончённым обонянием.
Опыт: С закрытыми глазами определить запах апельсина и духов.
- С каким чувством тесно связано обоняние? (со вкусом)
Мы в нее зимой и летом, С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (Кожа)
(Слайд № 11)
Выступление пятой группы (осязание)
(Слайд № 12)
- Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.
Опыт: Определить предмет, надев грубые перчатки.
Физкультминутка
Я буду называть слова. Если данное слово относится к вашему органу чувств, то ваша группа должна хлопнуть в ладоши.
Визгливый, красный, сладкий, душистый, громкий, ароматный, тихий, тухлый, круглый, шершавый, горячий, твёрдый, зелёный, вкусный, солёный, горький. - Итак, вернёмся к проблеме, возникшей в начале урока, что же за шестое чувство у человека?
- Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
- Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.
- Что вызвало затруднения?
- Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.
- Шестое чувство - это чувство равновесия.
(Слайд № 13)
- С каким органом тесно связана работа органа равновесия?
- Орган равновесия соседствует с органом слуха. Он находиться во внутреннем ухе - преддверие и полукружные каналы. Там есть два мешочка; в них находятся чувствительные волосковые клетки, реагирующие на движение человека. Переплетаясь друг с другом, эти волоски образуют сеть, которая погружена желеобразную массу. При движении человека эта масса смещается и вызывает появление нервных импульсов, которые идут в головной мозг.
- Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?
(Слайд № 14)
- Почему при поражении мозга в височной области человек перестает слышать, несмотря на то, что орган слуха остался неповрежденным? Почему при сильном ударе затылком, человек может ослепнуть?
За работу всех органов чувств отвечает мозг. Он обрабатывает сигналы, поступающие от всех органов чувств, и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.
- Молодцы! Совместными усилиями можно достичь больших результатов.
Первичное закрепление.
- В комнате кое-кто находится, угадайте, кто это? ( Приложение № 2)
- Скажите, какие органы чувства рассказали о том, кто находится в комнате.
- С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого тела. Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка, давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода. Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим принимать сообщения в мозг. Получив такие сообщения – сигналы, мозг создает у нас чувство голода, жажды, боли и т.д. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже вида чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Только благодаря чувствам у нас есть связь с внешним миром. Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.
4. Стадия «Диагностика»
- Предлагаю ученым - исследователям пройти процедуру тестирования.
- Выбор уровня сложности тестового материала прошу сделать самостоятельно. (высокий уровень сложности, средний, низкий уровень).
5. Стадия «Рефлексия»
- Прекрасная работа! Молодцы!
- Чем был для вас интересен урок? В чем испытывали затруднения?
Продолжите мои фразы:
- Я сегодня узнал … - Было трудно ...
- Было интересно … - Я понял, что …
- Я почувствовал, что … - Теперь я могу…
- Я научился … - Я смог …
- Я попробую … - Мне захотелось …
- Благодарю вас за вашу работу на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу.
- Урок окончен.