Урок по окружающему миру на тему Многогранный мир чувств (4 класс)

Многогранный мир чувств


Урок окружающего мира по теме «Многогранный мир чувств» в 4 Б классе.


Цель урока: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, их строении и роли, понятие о гигиене слуха; оценивать, что полезно для здоровья, а что – вредно.

Задачи:
1) формировать у учащихся понятия о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания; вызвать интерес к проблеме охраны здоровья;

2) содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи, способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умения делать сравнение, обобщение, выводы, умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников; развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать чувство заботы о собственном организме;
3) создать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью, культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению; формирование представления о здоровье как ценности; создание мотивации на ведение здорового образа жизни.

Используемые технологии:
- Проблемно-диалогическая (учитель ставит проблему, которую решают на уроке).
Приемы: частично-поисковая деятельность (преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний);
самостоятельная исследовательская деятельность (когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее)

- Деятельностная (способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.; самоконтроль, самооценка учащихся)
Приемы: рефлексия, личностно-ориентированный подход, моделирования различных ситуаций, учебно-исследовательская деятельность

- Коммуникативная (ориентация на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе)
Приемы: диалог, дискуссия, игра

- Личностно-ориентированная, обучение в сотрудничестве (в центре внимания личность ребенка, общение в сотрудничестве, формирование коммуникативных умений)
Приемы: обучение в группе – команде, исследовательская работа, диалог, дискуссия
- Технологи развивающего обучения (проблемность обучения, формирование приемов умственной деятельности)
Приемы: обобщение, перенос усвоенных приемов на новую деятельность

- Игровая (совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности)
Приемы: игры, исследования

- элементы рефлексивной технологии (самооценка)

- здоровьесберегающая (направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению)
Приемы: игра, физ. мин., гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика


Формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью происходит на следующих этапах урока:
- на этапе «Актуализации знаний» (гигиена зрения, профилактика близорукости);
- на этапе «Открытие нового знания» (использование средств здоровьесбережения:, игра, проведение опытов);
- «Физкультпаузы» (дыхательная гимнастика, точечный массаж, физ. мин.);
- на этапе «Включения новых знаний в систему знаний и повторение» (правила здорового образа жизни).

Методы (способы организации познавательной деятельности): беседа, демонстрация, работа с книгой, словесные, наглядные, ТСО, практические - опыты, игры, практические задания; частично-поисковый (активный поиск решения познавательных задач), проблемный, исследовательский (ведут наблюдения).

Приемы и формы работы (элемент метода): игры (игровая мотивация заданий), опыты, исследования, диалог, дискуссия, словесные – добрые пожелания, моральная поддержка, работа в парах, коммуникативные, коллективные, создание проблемной ситуации для творческого поиска, самоанализ, самооценка

Средства (материалы для осуществления обучения): технические (компьютер, интерактивная доска), учебно-наглядные пособия, карточки.

Формы обучения: урок (содержит беседу, подводящий и побуждающий диалог, опрос)






Орг. момент. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Солнцу и птицам, улыбчивым лицам
Всем, кого встретишь, здоровья желать!

- Ребята! Прежде чем мы начнём наш урок, хочу всем вам, нашим гостям пожелать доброго здоровья!

- Встали красиво, подравнялись, выпрямили спинки. Настраиваемся на урок.
Каждый день всегда, везде, на уроке и в игре
Смело, четко говорим и тихонечко сидим!
- Садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш организм и говорить о здоровье и здоровом образе жизни.
- Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать свой организм и любить его, т.к. никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

2. Мотивационное начало урока.
- Прочитайте надпись на доске. (“Познай самого себя”). (Слайд 1)
- Подумайте, что значит “познать самого себя”?
- А я думаю, процесс познания самого себя длится всю жизнь, потому что мы же меняемся. С каждым днем что-то в нас добавляется, что-то уходит. Познавать себя - значит совершать маленькие открытия. Пусть не каждый день, но все, же совершать.
3. Выход на тему урока
- Сегодня наш кабинет превратится в маленькую научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И попробуем тоже совершить маленькие открытия.
Беседа по пройденному.

- Но для начала давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (Мы говорили об органах чувств, о глазах)
- Глаз – это орган зрения (табличка на доске).
- Послушайте загадку и определите, о каких особенностях глаза в ней говорится:

В кружке точка, в точке – ночка,
Что ни встретит – все заметит.

- Что это за кружок и точка, о которых говорится в загадке? (радужная оболочка, зрачок)



Игра «Что было бы, если» (с мячом) (Слайд с глазом)

- Если ответа не знаете, мяч возвращаете.

- Что бы было, если бы не было зрачка?
(свет не проникал бы в глаз, и мы не могли бы получить изображение)
- Функция зрачка – регулирует проникновение света внутрь глаза.

- Что было бы, если бы не было роговицы?
(в глаз попадала бы пыль, грязь, микробы, внутренние части выпали бы)
- Функция роговицы – защита глаза.

- Что было б, если бы не было сетчатки? (не могли бы видеть)

- Что было бы, если бы не было хрусталика? (не могли бы нормально видеть)
- Функция хрусталика – настраивать изображение.

- Выражение: «Береги как зеницу ока» дошло до нас из глубины веков. А когда так говорят? (когда хотят подчеркнуть особую ценность какого-либо предмета)

- Если глаз очень важный орган, то какая защита есть у него? (т.к. глаза очень нежные, они должны быть хорошо защищены. Веки, ресницы, брови оберегают глаза от пыли, ветра, пота, инородных тел).

- Давайте сыграем в игру «Поводырь»: одному из вас мы завяжем глаза, другой проведет его по классу.

- Что ты почувствовал? Тебе было комфортно? Чего не хватало? Что хотелось сделать? (хотелось открыть глаза)

- Зрение необходимо для человека! Без него мы чувствуем себя незащищенными в окружающем мире.

- Задумайтесь, всегда ли мы бережно обращаемся с драгоценностью, подаренной нам природой?

- Давайте проведем самоанализ.

У вас на столах лежат карточки с утверждениями. Но отвечать «да» - «нет» нужно честно.
Вопрос: «Как я забочусь о своих глазах?» (я читаю, дети ставят «+» или «-»)
Всегда читаю сидя.
Делаю перерывы во время чтения.
Слежу за посадкой при письме.
Делаю уроки при хорошем освещении.
Делаю гимнастику для глаз.
Часто бываю на свежем воздухе.
Употребляю в пищу фрукты и овощи.
Смотрю по телевизору только детские передачи.
Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.
Каждый год проверяю зрение у врача.

- Посчитайте ответы «нет». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах. Делайте вывод!
- Ребята нам сейчас расскажут, какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь зрение. (Слайд)

Глаз поранить очень просто, не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя, тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть – упрекать не страну,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не все подряд, а передачи для ребят!

Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз не сгибайся, как от ветра, -
От стола до самых глаз должно быть 30 сантиметров.
Мы хотим предостеречь: надо всем глаза беречь! (хором)
Физкультминутка для глаз (проводится сидя)
- Несмотря на то, что в организме создана защита для глаз, вы сами должны уметь заботиться о своем зрении. Для этого существуют очень простые упражнения.
- Сейчас проведем физкультминутку для глаз. Наши глаза должны отдохнуть.
1. На “раз” - посмотри вверх, на “два” - вниз. (3 раза)
2. На “раз”- посмотри направо. На “два”- посмотри налево. (3 раза).
3. Посмотри вдаль – 1,2,3.
4. С правого верхнего угла кабинета ведем на левый угол – по диагонали.
5. Ведем взгляд слева – направо.
6. Теперь по диагонали (с нижней точки на верхнюю).
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до трех), затем открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4–5 раз.
В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет "1–6". Повторить 1–2 раза.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (на счет "1–4"), потом перенести взор вдаль (на счет "1–6"). Повторить 4–5 раз.
- Такие упражнения рекомендуется делать ежедневно, в перерыве между занятиями. Если глаза устали, полезно смотреть на поверхности, окрашенные в зелёный или коричневый цвет. Не смотри на яркий свет – лампу или Солнце.

Актуализация

- Глаз можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 80-90 % всей информации мы получаем с помощью зрения. А когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?
(когда свет слабый или его нет, поэтому в сумерках человек чувствует себя неуверенно, он вынужден идти на ощупь, останавливаться и прислушиваться, чтобы определить свое местоположение)

- Что помогает человеку в такой ситуации? (другие органы чувств: слух, обоняние, осязание).

- Определите тему урока. О чем будем говорить?

- Об органах чувств. Тема урока: «Многогранный мир чувств». (Слайд)

- Сколько органов чувств вы знаете? (Слайд)

Новый материал

- Итак, воспринимать окружающий мир нам помогают органы чувств. От них сигналы попадают в мозг, мозг эти сигналы обрабатывает и составляет единое впечатление о том, что нас окружает).


УХО

- Проведем опыт. Я приглашаю сюда. Разверну его к вам спиной, а вам покажу, что нужно сделать (хлопают в ладоши).

- Повернись обратно к классу. Что ты сейчас определял и с помощью чего? (звуки с помощью ушей)

- То, что мы называем ухом, на самом деле – этоОтройте учебник на с.46. Найдем ответ. (это наружное ухо или ушная раковина)

- Орган слуха человека помогает воспринимать речь, что очень важно для развития мышления) – переворачиваю карточку. (Слайд)
- Итак – уши – это органы слуха (вывешиваю табличку). Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.



Физкультпауза (Слайд с музыкой «Снеговик»).
- Представьте, что мы катимся с горы, но на одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник. Наклоните туловище вперёд, руки при этом опустите вниз, но не касайтесь пола. А теперь закройте глаза. Задача: продержаться в положении равновесия некоторое время. (в течение музыкальной паузы). Кто не смог – садиться.
- Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали? (Старались держать равновесие. Благодаря этому чувству, мы ходим, не падая).
- Вспомните, что с нами происходит, если долго кататься на качелях или каруселях (кружиться голова, тошнит).

- Это означает, что притупилось чувство равновесия.

- Орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 46 или на доске. Найдите орган равновесия. Что он вам напоминает? (улитку)
- Ребята, а надо ли беречь уши? От чего их нужно беречь?
(не совать в них посторонние предметы, не слушать громкую музыку, вытирать насухо после мытья и купания, чистить от грязи)
- Я с вами согласна.

КОЖА
- Продолжим наши опыты. Я прошу выйти 3-х человек.
(ученикам по очереди даю потрогать монету, гвоздь, спрятанные в мешочек).

- Что ты определял? С помощью чего? (предмет с помощью кожи рук).
- Вывод: Да, благодаря коже мы можем определить предмет, даже не видя его.

Игра «Узнай, что это?»

- Сейчас я попрошу подойти ко мне 2-х человек (провожу несколько раз, с разными парами ребят). Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Руки вытянуть одну ладошкой вверх, другую – вверх тыльной стороной ладони. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Предметы: вата, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый (грузик, гиря).


- Что ты чувствовал? (Тепло, боль, холод)

- Что помогает определить, какой это предмет? (кожа)

- Спасибо, садитесь.

- С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, легкий он или тяжелый, мягкий или жесткий... Кожа помогает осязать (чувствовать) различные прикосновения. Кожа – орган осязания (переворачиваю карточку). (Слайд)

- Органом осязания служит вся кожа, но особенно развито чувство осязания А где Об этом мы узнаем из опыта.

- Откройте тетради на с.19 №5 – работа в парах.

- Итак, в какой части руки особенно развито чувство осязания – на ладонях и кончиках пальцев. Отметьте на рисунке.

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? Вспомните, когда мы изучали тему «Кожа – пограничник организма», мы выводили правила ухода за кожей и слушали сообщения Саши и Ксюши. Давайте вспомним их.

(- на коже всегда есть нежелательные «гости» - микробы, поэтому надо чаще мыть руки;
- иногда кожа становится слишком сухой и может потрескаться, поэтому ее нужно смягчать специальными средствами;
- кожа - наша природная одежда, но она очень нежная, поэтому ее легко можно поранить, следовательно, надо осторожно обращаться с острыми режущими предметами. А если все же поранились, то, что нужно сделать? – промыть рану, смазать кожу вокруг раны йодом или зеленкой, чтобы убить микробов, и забинтовать пораненное место;
- прямые солнечные лучи губительно действуют на живые клетки кожи, но они все же нам очень нужны, поэтому мы загораем, но загорать нужно правильно, в определенные часы – с 9 до 11 и после 16 ч.)
- Т.о., в коже нашего тела расположено множество чувствительных клеток, которые воспринимают холод, тепло, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.


ЯЗЫК (слайд)

- Еще один опыт. У меня на столе 3 стакана. Кто хочет попробовать, что в стаканах? (приглашается несколько учеников).

- Что интересного заметили?

- Что вы определяли? С помощью чего? (вкус с помощью языка)
- Вкус веществ, попавших в рот, мы определяем с помощью языка. Язык снабжен вкусовыми рецепторами, которые способны узнавать эти вещества. Язык – это орган вкуса (переворачиваю табличку).

- Каждый знает, что язык – это орган вкуса. Но мало кто знает, что язык “пробует” пищу разными участками. На сладкое реагирует кончик языка, по бокам – участки, чувствительные к солёному, а задняя часть (корень) воспринимает горький вкус пищи.
- Кроме этого, язык ощущает еще и температуру пищи и боль. Все эти ощущения возникают благодаря чувствительным клеткам - рецепторам. Именно они придают языку бархатистый вид.
- Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).
- Чувствуете ли вы вкус очень горячей пищи? (Нет).
- Почему нельзя есть слишком горячую пищу? (Обжигается язык и мы почти не чувствуем её вкуса).

НОС

- И последний опыт. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Я пронесу по классу вещь (тарелка с мандарином), а вы определите, что это.

- Что вы определяли? С помощью чего? (запах с помощью носа)

- Умение человека различать запахи получило название – обоняние. Благодаря этому органу чувств, мы чувствуем различные запахи. (вывешивается табличка)

- Откройте учебник на с. 47. Прочитайте об этом органе чувств. (Самостоятельное чтение).

- Как мы чувствуем запахи? (читают первые 3 предложения в учебнике)

- Нам трудно обходиться без обоняния. Почему?

- Действительно, обоняние предупреждает нас не только, например, о вкусной еде, позволяет нам наслаждаться вкусными запахами, но и предупреждает об опасности. Например, запах гари, газа, испорченной пищи. То, что мы не видим и не слышим, мы различаем по запаху.
- Давайте проверим, связано ли обоняние со вкусом.
Ход опыта: я приглашаю сюда 3-х человек. Закройте глаза, нос зажмите пальцами, при этом откройте рот.
(Я кладу в рот кусочек хлеба. Перед началом опыта хлеб не показываем).
- Вы почувствовали вкус пищи? (нет)
Вывод: Без запаха сложно определить, что едим.
- Нужно ли беречь обоняние?
- Как сохранить хорошее обоняние? (Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)
Физкультпауза

- Зимой мы подвержены простудным заболеваниям. Насморк – самое распространенное из них. При насморке мы не ощущаем запахов, иногда не чувствуем вкуса пищи - и это очень неудобно. Хорошим профилактическим средством является дыхательная гимнастика и массаж носа. Давайте ее разучим.

- Встаньте. Поднимитесь на носки – вдох носом. Опуститесь – выдох ртом. Это упражнение использовали еще в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость, зависть, гнев). Повторим несколько раз.

- У крыльев носа расположены точки. Делая точечный массаж, мы улучшаем кровоснабжение слизистых оболочек носа.
1. Потрите указательным пальцем крылья носа.
2. Точки у крыльев носа.
2. Потрите переносицу.
3. Потрите от крыльев носа до переносицы снизу вверх и сверху вниз.
4. Точка под носом.
5. Потрите кончик носа ладонью.
6. И в заключении круговые движения указательными пальцами по крыльям носа, слегка надавливая.

- Спасибо, садитесь! Такой массаж нужно делать утром и вечером по 1-2 минуты.

6. Фильм «Органы чувств».
Посмотрим, запомним новое.

- Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!”
- Как же это понять?
- Проверим себя по учебнику (с. 49)
- Как видите, сигналы от органов чувств поступают в мозг. Он их обрабатывает, и мы понимаем, что видим, слышим, чувствуем. Причём это происходит так быстро, что вы даже не успеете сказать “раз”. (Слайд)

5. Закрепление изученного материала
- Давайте проверим, что вы сегодня узнали (моделирование изученного материала). (Схема на другой доске. Там карточки перепутаны. Выходят, расставляют правильно).
Органы чувств
Глаз – орган зрения
Ухо – орган слуха
Кожа – орган осязания
Язык – орган вкуса
Нос – орган обоняния


Самостоятельное применение знаний.

- Какую роль для человека они выполняют?
(С их помощью мы можем воспринимать, чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

- Откройте рабочую тетрадь на с. 19 и допишите правила поведения в задании №1.
(Береги голову от ударов – в ней слишком много ценного!)

Итог. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что было интересного? Полезного?
- Как оценивает свою работу на уроке? Кто оценивает свою работу на «8-9б» поднимите руки, а кто думает, что он работал не в полную силу и заслужил «6-7б»?
Домашнее задание.
1) С. 46-49-учебник; тетрадь с.19-20
Запомнить «Правила охраны органов чувств”, подготовиться рассказывать, как вы их выполняете.
2). Подготовь классу 2 вопроса по теме “Органы чувств”. (Слайд 17)
Памятка «Как сохранить зрение» (раздаётся каждому ученику):

«Как я забочусь о своих глазах?»
Всегда читаю сидя.
Делаю перерывы во время чтения.
Слежу за посадкой при письме.
Делаю уроки при хорошем освещении.
Делаю гимнастику для глаз.
Часто бываю на свежем воздухе.
Употребляю в пищу фрукты и овощи.
Смотрю по телевизору только детские передачи.
Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.
Каждый год проверяю зрение у врача.

15