Конспект урока по информатике Алгоритмы и исполнители

Тема: «Алгоритмы и исполнители»

Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цель урока: формирование представления об алгоритме и исполнителе алгоритма как фундаментальных понятиях информатики.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;
способствовать использованию этих понятий при решении задач, на описание последовательности действий (алгоритмических );
способствовать закреплению навыков работы за ПК в программах Paint и Ritter.
Развивающие:
способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся;
способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
продолжить развитие навыка работы по инструкции;

Воспитательные:
способствовать формированию познавательного интереса к предмету информатики;
продолжить развитие навыка сознательного и рационального использования ПК в своей учебной деятельности.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (исполнение алгоритма на компьютере).

Средства обучения: авторская презентация; учебник («Информатика и ИКТ». 6 класс./Под ред. Л. Л. Босовой); технические (компьютер, мультимедиа проектор с экраном, компьютеры для учеников).

Компьютерное программное обеспечение: Linux

Этапы урока:
Организационный момент
Интеллектуальная разминка
Мотивационное начало урока
Изучение нового материала
Физкультминутка
Практическая работа
Подведение итогов урока
Рефлексия урока
Домашнее задание

План урока

Этап урока
Задачи этапа
Форма организации деятельности
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1
Организационный момент (2 минуты)
настроить учащихся на работу на уроке.
Фронтальный
приветствие учащихся;
визуальный контроль готовности учащихся к уроку
- проверяют наличие всех необходимых принадлежностей;
- настраиваются на работу на уроке.

2
Интеллектуальная разминка (2 минуты)
способствовать развитию творческого и нестандартного мышления
мобилизация внимания учащихся
способствуют повышению интереса школьников к знаниям

Фронтальная
включать задания на презентации;
контролировать правильность ответа.
Разгадывать ребусы, представленные на презентации.

3
Мотивационное начало урока (2 минуты)
Сформулировать цель урока
Активировать познавательный интерес учеников
Фронтальная беседа
Задавать вопросы, контролировать правильность, точность и развернутость ответа.
Отвечать на вопросы полно и правильно.

4
Изучение нового материала (10 мин)
Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм» и «исполнитель алгоритма»;
Рассказать краткую историю возникновения этих понятий.

фронтальная
Рассказ по презентации про алгоритм и исполнителя алгоритмов
Внимательно слушать, отвечать на вопросы и участвовать в беседе.

5
Физкультминутка(2 минуты)
-Сменить вид деятельности учеников.
-Создание условий для физической активности учащихся
фронтальная
Включить видео с упражнениями
Выполнять упражнения

6
Практическая работа (15 мин)

Продолжить формирование навыков работы в графическом и текстовом процессорах
Индивидуальная и парная
Постановка задания, пояснение хода выполнения,
определение критериев оценивания,
проверка выполнения задания
Выполнение задания по инструкции

7
Подведение итогов урока (5 минут)
Проверить усвоение изученного материала
Фронтальная беседа
Опрос
Отвечать на вопросы учителя

8
Рефлексия(3-4 минут)

Посмотреть отношение детей к уроку
Методика «Дерево ощущений»
Провести рефлексию.
Отразить свое отношение к данному уроку

9
Домашнее задание 2 минуты
Закрепление изученного материала
Фронтальная
Объяснение
Записать в дневники





Ход урока:

Организационный момент
Учитель: “Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Проверьте, пожалуйста, себя, все ли готовы к уроку, у каждого на столе должен быть учебник и тетрадь. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.”
Ученики: - проверяют готовность к уроку;
- садятся на место
Учитель: Сегодня ребята мы побываем с вами в городе Алгоритм-сити (слайд),а я буду вашим гидом в путешествии по этому городу.
Мотивационное начало урока
Учитель: По ходу нашей экскурсии мы познакомимся с 2 основными достопримечательностями этого города: (слайд) Алгоритм и Исполнитель алгоритма, побываем на площади алгоритмических задач и посетим музей истории Алгоритмов. А какие же вопросы у вас возникают, когда вы слышите эти понятия?
Ученики: Предлагают варианты вопросов
Учитель: Итак, исходя из предложенных Вами вопросов вот и определилась цель нашего путешествия (слайд), в ходе экскурсии мы должны узнать что такое алгоритм и «исполнитель алгоритма», кто составляет алгоритм и кто может быть его исполнителем, а так же где они встречаются и историю их возникновения. (слайд)
Интеллектуальная разминка
Изучение нового материала
Учитель: Посмотрите на экран перед нами первая достопримечательность города - Алгоритм (слайд карта). С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. Чтобы узнать откуда же он появился я предлагаю вам посетить музей истории Алгоритмов. (слайд карта), а не заблудится нам в нем поможет экскурсовод Алина, которая нам расскажет краткую историю появления алгоритмов.
Ученик: выходит и рассказывает краткую историю возникновения алгоритмов (опережающее задание)
Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Кто же нам может рассказать как порядок действий при открывании двери?
Ученики: рассказывают алгоритм открывания двери. слайд с алгоритмом открывания двери)
Учитель: То же потребуется и, например, при приготовлении какого-нибудь блюда. Кто может рассказать нам как приготовить яичницу?
Ученики: рассказывают как приготовить яичницу (слайд с алгоритмом приготовления яичницы)
Учитель: Давайте сравним эти алгоритмы. Как вы думаете между ними есть что-нибудь общее? (слайд с двумя алгоритмами)
Ученики: предлагают свои варианты.
Учитель: На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – готовить бутерброд. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Если один из пунктов алгоритма будет нарушен или выполнен не в том порядке-мы можем достичь указанной цели или не решить поставленную задачу. Например если приготовление яичницы мы сначала откроем газ, потом достанем яйца сковороду, разобьем яйца и только потом зажжем спичку, то...
Ученики: рассказывают что будет если нарушить алгоритм приготовления яичницы. (слайд).
Учитель: Исходя из всего выше сказанного давайте попробуем сформулируем понятие алгоритма. А Коля Учкин найдет нам определения алгоритма в интернете.
Ученики: Высказывают основные принципы алгоритма (слайд с определением)
Учитель: Прошу одного ученика прочитать определение со слайда.
Ученики: Алгоритм - это точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. ( показать слайды примерами алгоритмов)
Ученик: Читает определение, найденное в интернете и рассказывает как он это делал (алгоритм поиска).
Учитель: А как вы думаете кто же может исполнять алгоритмы?
Ученики: Предлагают варианты ответов
Учитель: Для точного ответа на этот вопрос обратите внимание на вторую достопримечательность города Алгоритм-сити - Исполнители. (слайд) В качестве исполнителя алгоритмов в "докомпьютерную" эру подразумевался человек (в крайнем случае, животное - в цирке). (слайд)Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она - идеальный исполнитель. Итак, давайте обобщим кто же такие исполнители и кто ими может быть.
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Для более точного определения давайте откроем учебник на странице___
Ученики: Исполнитель-это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом.(слайд с определением). Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д.( слайд с картинками-примерами исполнителей)
Учитель: Теперь каждый приведет по 1 примеру исполнителя.
Ученики: Приводят свои примеры исполнителей
Физкультминутка
Учитель: А теперь давайте поиграем! Для этого, пожалуйста, встаньте и выйдете в проход. Я включу вам видео, а вы должны внимательно смотреть и четко выполнять движения, которые вам предлагают.
Ученики: Выполняют упражнения
Учитель: А теперь с новыми силами садимся на свои места.
Практическая работа
Учитель: Сейчас я предлагаю вам отправиться на площадь Алгоритмических задач (слайд с картой), где каждый из вас сможет попробовать себя в роли исполнителя определенного алгоритма. Для этого вам нужно занять места за компьютером.
Ученики: Занимают места за компьютерами
Учитель: Раздаю листы с практическими работами разного уровня сложности. Если кому то будет не понятен какой–либо пункт алгоритма, то тихонечко поднимаете руку я подойду и поясню. Чтобы заработать 3 бала необходимо выполнить с 1 по 5 пункт, на 4: с 1 по 8; на 5: с 1 по 9. (слайд)
Ученики: Начинают выполнять практические задание.
Учитель: Проверяю задания по ходу выполнения
Подведение итогов урока
Учитель: - А теперь давайте вспомним, с какими достопримечательностями мы познакомились?
Ученики: Алгоритм и исполнитель алгоритма
Учитель: - Что такое алгоритм?
Ученики: Инструкция, точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи
Учитель: - Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма?
Ученики: - Исполнитель - это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д
Учитель: -Приведите примеры исполнителей.
Ученики Приводят примеры.
Учитель: -От имени какого ученого появилось понятие «алгоритм»?
Ученики: Абу-Абдуллы аль Хорезми.
Учитель: После каждого ответа учеников прикрепляю на доске к солнцу лучик с правильным ответом.
Рефлексия
Учитель: На доске вы видите дерево с яблоками трех цветов. Каждый цвет яблока соответствует вашим ощущениям после урока. Красный – урок был интересным, было все понятно; Желтый – урок был интересный, но не все было понятно; Зеленый – урок был не интересный, все было не понятно. Сейчас каждый подойдет, сорвет то яблоко, которое считает нужным и положит его в корзину.
Ученики: «Рвут» яблоки того цвета, который соответствует их ощущения после занятия.
Учитель: Оценки за сегодняшний урок : оценка складывается из балов за работу на уроке и за практическую работу. Объявляю оценки. На этом наша экскурсия по городу Алгоритм – сити закончена. С вами было очень приятно путешествовать. Узнать еще много нового про город алгоритмов и еще раз побывать в роли исполнителей какого-нибудь алгоритма вы сможете на страницах ________нашего учебника и выполнив задания_____, (слайд с дом. заданием), а особые любители могут сами попутешествовать по просторам интернета и найти много интересного. Всем спасибо. До свидания.

15