Конспект занятия по информатике на тему Алгоритмы и исполнители (2 класс)


Проект внеурочного занятия по информатике
Учитель: Меньшакова Н. О., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»
Программа: «Перспективная начальная школа» для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ в начальном образовании (Программа по информатике и ИКТ 2-ой класс, Бененсон Е.П., Паутова А.Г.).
Тема внеурочного занятия: Необычные аквариумы. (Последовательность действий и результат выполнения алгоритма).
Цель и ожидаемый результат: формирование понятия о новых формах записи команд алгоритма и формирование умений по составлению и выполнению алгоритмов, формирование знаний о важности порядка следования команд в алгоритме и результата выполнения алгоритма.
Задачи внеурочного занятия:
Обучающая:
способствовать формированию базовых знаний о составлении и выполнении алгоритмов, и важности соблюдения последовательности действий при решении задач;
создать условия, для развития навыков использовании новой формы записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.
Развивающая:
стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатика;
создать условия для пополнения словарного и научного запаса слов обучающихся;
способствовать развитию культуры речи, мыслительных операций, творческой индивидуальности, умение выделять главное;
способствовать развитию мелкой моторики руки;
Воспитательная:
воспитание самостоятельности в работе, аккуратности, умения обосновывать свою точку зрения;
формирование опыта информационной культуры младшего школьника, умения сотрудничать в паре, развитие познавательного интереса.
Оборудование к внеурочному занятию:
Магнитная доска с фишками синего и белого цвета.
Ковш, вместимостью 1 литр и кувшин, вместимостью 2 литра.
Компьютеры (по числу пар учащихся), экран, проектор.
Учебник – тетрадь “Информатика”, 2 класс (первый год обучения), Бененсон Е.П., Паутова А.Г., 2 часть.
Этапы занятия: задачи в деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Актуализация знаний учащихся, опыта Мы начинаем наше занятие по информатике и сегодня мы продолжим работать с темой «Алгоритмы и исполнители», но для этого мы должны вспомнить, а что означает понятие Алгоритм? Исполнитель? Ответы детей:
Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов.
Исполнитель алгоритмов – тот, кто умеет исполнять алгоритм. Познавательные УУД:
Структурирование знаний;
Поиск и выделение информации
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других.
Для того чтобы посмотреть над чем мы будем работать сегодня, я предлагаю открыть содержание на стр. 3 нашей тетради-учебника. Посмотрите внимательно и сообщите мне тему сегодняшнего занятия.
На каких страницах мы будем работать? Определяют тему урока.
Ответы детей: Необычные аквариумы.
Ответы детей: с 11 по 15. Откройте учебник на странице 11. Давайте посмотрим, для того чтобы хорошо понять и разобраться в теме любого урока, нужно разобраться со всеми незнакомыми для вас словами. Что нужно знать?
Что нужно уточнить?
Каким известным словом можно заменить? Ответы детей: Алгоритм начинается со слова начало и заканчивается, словом конец.
Ответы детей: что такое результат.
Ответы детей: итог. Целеполагание, планирование деятельности Прочитайте ещё раз тему занятия и поставьте цель. Чему мы должны будем научиться?
Формулируют цель.
Ответы детей: составлять и выполнять алгоритм.
Ответы детей: соблюдать порядок действий при составлении алгоритма.
Ответы детей: получать результат, после выполнения алгоритма. Познавательные УУД:
Умение извлекать информацию из текста.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
Умение определять цель деятельности на занятии.
Проанализируйте страницы 11 – 13 вашего учебника, с какими заданиями нам придётся работать?
Каким образом мы будем достигать наши цели, попробуйте сформулировать задачи. (Посмотрите внимательно в учебник, все ли задания одинаковы?) Определяют задачи.
Ответы детей: с заданиями по наполнению аквариума.
Ответы детей: выполнять задания в тетради и на компьютере. Цели поставили, даже определили задачи. Теперь мы должны с вами достичь всего этого на уроке.
Т.е. Сегодня на занятии должны мы доказать: Зачем порядок действий,Всем нужно соблюдать. Осуществление деятельности по плану Сегодня на занятии мы будем работать с разной информацией.
Анализ алгоритмов. Программа «Аквариум».
- Маше и Мише подарили два необычных аквариума. Посмотрите на экран: один аквариум ёмкостью 10 литров, другой—8 литров. Требуется налить полный аквариум воды.а) Эксперимент.- Проведём эксперимент: У меня две ёмкости: ковш, вместимостью 1 литр и кувшин, вместимостью 2 литра.
Смогу ли я налить 2 литра воды в ковш?
Почему?
Что произойдёт?
Какой можно сделать вывод?
Знали ли об этом Маша и Миша?
б) Анализ алгоритма Миши. (учебник-тетрадь, стр. 11, №10). Прочитайте про себя алгоритм Миши и объясните, что нужно сделать?
Узнаем, достигнет ли цели Миша?
Выкладываем Мишин алгоритм на магнитной доске фишками.
Ответы детей: нет
Ответы детей: не уместится, т.к. 1 л < 2 л
Ответы детей: вода прольётся
Ответы детей: нельзя налить воды больше, чем вмещается
Ответы детей: нет
Ответы детей: налить 10 л
Работа в тетради. Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) инициативное сотрудничество в поиске информации
3) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
1) умение определять успешность выполнения задания
3
+3
+3
+3
-2
=10 (л)
Смог ли Миша налить воду?
Пишем в тетради: 3, 6, 9, 10, 8, ответ: нет. Ответы детей: нет, не выполняется 4-я команда: 2 л пролилось и в аквариуме уже 10 л, после выполнения 5-й команды будет 8 л
Записывают пример, считаем результат. Встаньте, пожалуйста те ребята, кто выполнил это задание уверенно и легко. Почему легко справились с заданием? Ответы детей: понятные инструкции, умеем выполнять арифметические операции. в) Анализ алгоритма Маши.
Прочитайте Машин алгоритм и скажите, что нужно сделать? Поднимите руки, кто понял задание.
Выполение работы самостоятельно в тетради.
Встаньте, пожалуйста, те ребята, кто считает, что справился с заданием. Садитесь.
Давайте проверим.На доске верный вариант, сверьте работу со своей, а теперь поднимите руки, те кто действительно правильно выполнил задание.
Как вы можете доказать, что выполнили задание правильно. Ответы детей: налить 10 л
Пишут в тетради.
3,6,9,7,10, ответ: да.
Ответы детей: записи совпадают. Модифицированный алгоритм из тех же 5-ти команд, которые были в алгоритме Маши, отличается их порядком.
А сейчас вы будете работать в парах. Внимательно прочитайте задание стр. 11 b. Обсудите и запишите результат.
Поднимите руки, кто на ваш взгляд верно решил задание. Опустите.
Поднимите руки, у кого результат совпал с тем, что на доске. Спасибо. Работа в парах, обсуждение, запись результата, проверка. Подведем итог. Каким образом определяется результат.
Мы с вами ставили первую задачу и эти упражнения были направлены на её решение. Ответы детей: результат выполнения алгоритма определяется набором команд и порядком их следования. Самоконтроль Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре стульчик взять, пять – легонечко поднять,Шесть – тихонько пересесть.А сейчас мы с вами переходим к практической работе. Но прежде я вам напомню правила работы на компьютере:
Перед работой надо помыть руки.
Нельзя стучать по клавиатуре, нажимать на клавиши надо аккуратно.
Не надо долго задерживать палец на клавише.
Спину держать надо прямо.
Экран лучше не трогать.
Глаза должны быть на уровне середины экрана.
Откройте стр. 11 вашей тетради. Слева нарисуйте шкалу самооценки. Задания будем проверять по двум критериям правильно – неправильно, поэтому на шкале два уровня верхний и нижний.
Отметьте на шкале, свой уровень.
Показ плана действий.- Порядок работы с программой:
Запустить программу. (На экране появляется титульное окно)
Выбрать аквариум в 10 л, щёлкнув по его рисунку.
- Вы будете работать в режиме непосредственного выполнения команд:
Нажать кнопку “Задание”.
Нажать на рисунок водопроводного крана: “Налить”.
Щёлкнуть по клавише “10 л”.
Щёлкать мышкой по синей и белой кнопкам аквариума, пока в аквариуме не окажется заданное количество воды. При этом надо следить, чтобы вода не перелилась через край. Выполняют упражнения, пересаживаются за компьютеры.
Выполняют задания , записывают в тетрадь. После окончания работы нажать «Посмотреть результат». Сравнить свой уровень и уровнем в окне результата и пригласить учителя. Познавательные УУД:
выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
определение формы представления информации
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
умение определять успешность выполнения задания;
контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном
Рефлексия Физкультпауза:
Вот мудрая сова, большая голова, ночью летит, во все стороны глядит.
Глазами хлоп-хлоп, лапами топ-топ.
На суку сидит, моргает:
Алгоритмы выполняет.
Мы с вами ставили цель и определяли даже задачи, а сейчас попробуем подвести итог:
как вы помогли Мише и Маше?
что бы вы им посоветовали?
На следующих занятиях мы продолжим работать с алгоритмами при решении других задач.
Занятие окончено. Работа завершена, пришло время отдыхать. Повторяют движения.
Ответы детей.
Я сегодня научился …
Я сегодня узнал …
Мне понравилось …
Мне было трудно …
Я не разобрался … Коммуникативные УУД:
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию