Конспект урока Алгоритмы и исполнители (9 класс)


Информатика 9 класс
Урок 22
Тема урока: Алгоритмы и исполнители
Учитель: Шатохин Э.В.
Цели:
Способствовать развитию алгоритмического мышления. Дать понятие алгоритма, исполнителя рассказать о свойствах, дать классификацию алгоритмов; Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
2) рассмотрение свойств алгоритма;
3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- алгоритм;
- свойства алгоритма:
- дискретность;
- понятность;
- определенность;
- результативность;
- массовость;
- исполнитель;
- характеристики исполнителя:
- круг решаемых задач;
- среда;
- режим работы;
- система команд;
- формальное исполнение алгоритма.
Используемые на уроке средства ИКТ:
- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;
- ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
- презентация «Алгоритмы и исполнители»;
- ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) демонстрация «Исполнители алгоритмов»;
2) демонстрация «Происхождение и определение понятия алгоритма»;3) анимация «Решето Эратосфена».
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Изучение нового материала (25 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Алгоритмы и исполнители».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
- алгоритм
- свойства алгоритма
- дискретность
- понятность
- определённость
- результативность
- массовость
- исполнитель
- характеристики исполнителя
- круг решаемых задач
- среда
- режим работы
- система команд
- формальное исполнение алгоритма
Каждый человек в повседневной жизни, в учёбе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения решения; простые и привычные задачи человек решает не задумываясь, автоматически. В большинстве случаев решение каждой задачи можно разбить на простые этапы (шаги). Для многих таких задач (установка программного обеспечения, сборка шкафа, создание сайта,эксплуатация технического устройства, покупка авиабилета через Интернет и т. д.) уже разработаны и предлагаются пошаговые инструкции, при последовательном выполнении которых можно прийти к желаемому результату.
3 слайд—Общая схема работы алгоритма.
4 слайд—происхождение и определение понятия алгоритма;
Можно сказать, что алгоритм — это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.
5 слайд—исполнитель алгоритма(схема);
Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Круг решаемых задач. Каждый исполнитель создаётся для решения некоторого круга задач — построения цепочек символов, выполнения вычислений, построения рисунков на плоскости т. д.
Среда исполнителя. Область, обстановку, условия, в которых действует исполнитель, принято называть средой данного исполнителя. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм.
Система команд исполнителя. Предписание исполнителю о выполнении отдельного законченного действия называется командой. Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем, образует систему команд данного исполнителя (СКИ). Алгоритм составляется с учётом возможностей конкретного исполнителя, иначе говоря, в системе команд исполнителя, который будет его выполнять.
Режимы работы исполнителя. Для большинства исполнителей предусмотрены режимы непосредственного управления и программного управления. В первом случае исполнитель ожидает команд от человека и каждую поступившую команду немедленно выполняет. Во втором случае исполнителю сначала задаётся полная последовательность команд (программа), а затем он выполняет все эти команды в автоматическом режиме. Ряд исполнителей работает только в одном из названных режимов.
Просмотр и обсуждение демонстрации «Исполнители алгоритмов».
6 слайд—исполнитель Робот;
7 слайд— исполнитель Кузнечик;
8 слайд— разработка алгоритма (схема);
При разработке алгоритма:
1) выделяются фигурирующие в задаче объекты, устанавливаются свойства объектов, отношения между объектами и возможные действия с объектами;
2) определяются исходные данные и требуемый результат;
3) определяется последовательность действий исполнителя, обеспечивающая переход от исходных данных к результату;
4) последовательность действий записывается с помощью команд, входящих в систему команд исполнителя.
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов
9 слайд— свойства алгоритма(схема);
Не любая инструкция, последовательность предписаний или план действий может считаться алгоритмом. Каждый алгоритм обязательно обладает следующими свойствами: дискретность, понятность, определённость, результативность и массовость.

10 слайд— алгоритм(точное определение);
Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами:
- дискретности
- понятности
- определённости
- результативности
- массовости
11 слайд—возможности автоматизации деятельности человека(схема);
Разработка алгоритма — как правило, трудоёмкая задача, требующая от человека глубоких знаний, изобретательности и больших временных затрат.
Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям.
12 слайд— самое главное.
- Исполнитель - некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать: круг решаемых задач, среду, систему команд и режим работы.
- Алгоритм - предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости.
- Способность исполнителя действовать формально обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека.
Вопросы и задания
13 слайд – вопросы и задания;
3. Практическая часть. Решение задач (15 минут)
Самостоятельное решение задач в рабочей тетради. (№ 102, 103, 104, 106, 107, 108)
Практическое задание №15 в учебнике. Найдите в сети Интернет анимацию шагов алгоритма Эратосфена. С помощью алгоритма Эратосфена найдите все простые числа, не превышающие 50.
4. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
Домашнее задание.
§3.1, вопросы № 1–9 к параграфу;