Интерактивная экскурсия Как писали наши деды и прадеды? А мы так сможем?


Интерактивная экскурсия
Вступление
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Эти методы основаны на создании комфортных условий труда, при которых обучающиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные - транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Предлагаемая экскурсия – это образовательная технология, основанная на взаимодействии с окружающей средой, учитывающая психологию отношений и мотивацию, предполагающая развитие личности каждого ученика. Интерактивная экскурсия является наиболее аттрактивной (привлекательной) формой усвоения знаний, так как обучение сочетается с развлечением, идет на фоне эмоционального подъема и максимальной наглядности. Исследования показали, что в конечном итоге данная технология дает высокий ценностно ориентированный эффект, способствует выявлению способностей учащихся.
Глоссарий: интерактивная экскурсия, субъектный подход, интерактивная образовательная технология, аттрактивность, индивидуальный маршрут.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
- Методическая разработка интерактивной экскурсии.
- Контрольный текст экскурсии.
- Технологическая карта интерактивной экскурсии.
- Методические рекомендации и инструкция по использованию непривычных для учащихся вещей и материалов.
Технология внедрения инновационного продукта.
Что?
- Интерактивная образовательная технология.
Для чего и зачем?
- Первичная цель: эффективное усвоение большой по объему информации по истории техникума и страны в целом в сжатые сроки. Конечная цель: развитие субъектных способностей у каждого учащегося и создание высокотехнологичной образовательной среды нашего учебного заведения.
Для кого?
- Для преподавателей специальных дисциплин, истории, краеведения, литературы, а также классных руководителей групп.
Как?
- Посредством реализации основных этапов интерактивной экскурсии.
Подготовительный этап: за несколько дней до экскурсии объяснить цели, задачи, мотивацию идеи. Для этого в вестибюле техникума повесить объявление, в котором пригласить всех желающих посетить музей и объяснить особенности экскурсии, обратив внимание на возможность не только прикоснуться к старинным предметам, но и попробовать ими пользоваться.
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта.
- Мотивация активности учащихся посредством аттрактивных форм экскурсии.
- В сжатые сроки усвоение большого объема информации.
- Развитие субъектной и гражданской позиции личности каждого студента.
- Развитие интереса к изучению краеведения, патриотическое воспитание.
1 . Конкретные цели, задачи и характер экскурсии.
Цель интерактивной экскурсии – рассказать учащимся как работали за письменным столом руководители нашего учебного заведения, как писали наши деды и прадеды, как подписывали новогодние и рождественские открытки, а для получения обратной связи – интерактивный элемент экскурсии – дать учащимся возможность попробовать написать текст пером и чернилами.
Задачи экскурсии – показать этапы в развитии письма: гусиным пером, ручкой с металлическим перышком, авторучкой с чернилами, шариковой ручкой, а также всем желающим дать возможность попробовать писать красиво, с элементами каллиграфии, показав образцы и объяснив как это можно делать.
Характер экскурсии. Экскурсию целесообразно проводить с небольшой группой учащихся, чтобы были условия для их пробы письма, и чтобы никто не оказался обиженным. В рассказе обратить внимание на особенности работы директоров техникума и преподавателей, которые являются гордостью учебного заведения и всегда были примером.
2 . Методический план экскурсии.
2.1.Цель сегодняшней экскурсии – знакомство с несколькими страницами богатой истории нашего учебного заведения. Экскурсанты должны узнать, как работали первые инспекторы и директоры школы кожевников, как они писали и оформляли документы, как учились и писали в своих тетрадях студенты.
2.2.Вступительное слово. Экскурсия сегодня у нас необычная. Выражаясь современным языком, экскурсия интерактивная. Это значит, что каждый участник может не только проявить интерес к поднимаемой теме, но и реально поучаствовать в процессе написания текстов, а может и научиться писать гусиным пером или ручкой и чернилами.

2.3. Основная часть.
Экскурсия состоит из нескольких этапов. Каждый этап – это рассказ о людях разных поколений и показ экспонатов, соответствующих тому времени.
1-й этап. В первой части экскурсии необходимо рассказать о том, когда открылась первая и единственная в стране школа кожевников, кто был первым инспектором (директором) училища. Показать первый письменный директорский стол, которому около 115 лет, письменные принадлежности того времени. Рассказать, как затачивались гусиные перья, как готовились чернила. Перечислить директоров ремесленного училища, а затем техникума, показать протоколы дореволюционных педсоветов и зачитать один из них.
2-й этап. Во второй части экскурсии рассказ пойдет Викторе Алексеевиче Ломакине, директоре-созидателе, который проработал в этой должности 36 лет, самый долгий срок в истории техникума. Назначен был в тот момент, когда еще не окончил обучение, не защитил диплом. Отметить в рассказе уникальность личности Ломакина, его мудрость, хозяйственность, и, конечно, аккуратность в работе. Нужно обязательно показать какими письменными приборами пользовались в 30-х-60-х годах 20 века, какие были ручки, счетная техника и т.п.
3-й этап. В третьей части экскурсии необходимо показать современные ручки, маркеры, степлеры, органайзеры, папки для бумаг и другие канцелярские инструменты. Обратить внимание на плюсы и минусы современных канцелярских товаров.
4-й этап. В четвертой части – показать старинные письма и открытки, рассказать, как их писали, обратив внимание на почерк, манеру письма, особенности речи пишущего. В преддверии новогоднего праздника и Рождества показать рождественские открытки, весной – пасхальные и другие праздничные.
5-й этап. Последняя часть экскурсии – практическая. Для этого приготовить бумагу, ручки, перья, чернила и предложить всем желающим пописать так, как это делали наши деды и прадеды, обратив внимание на элементы каллиграфии.
2.4. Методические приемы, используемые во время экскурсии, зависят от того, для кого проводится данная экскурсия: студентов старших или младших курсов, различных специальностей или профессий, их интересов и увлечений. Учащихся специальности «Конструирование и моделирование изделий из кожи», людей творческих, скорее, заинтересует каллиграфия старинных документов, писем, открыток. Кому-то будет интересно рассмотреть, как оформлялись дипломы, курсовые проекты, писались конспекты. Положительным моментом интерактивной экскурсии является то, что экспонаты будут находиться не на витринах под стеклом. Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, а с некоторыми и поработать: гусиным пером и чернилами, написать текст, подписать открытку. Так лучше ощущается «душа» вещи, ее историческая значимость. Она продолжает «работать», но теперь еще и в другом ключе: она волнует сердца людей, соприкоснувшихся с историей…
2.5. Заключительная часть экскурсии.
В заключение экскурсии целесообразно предложить экскурсантам задать вопросы и выяснить все те моменты, которые заинтересовали и тронули, но не были до конца уяснены, что в экскурсии понравилось, а что желательно изменить. Можно всех пригласить на следующую интерактивную экскурсию.
3. Подготовка к экскурсии.
Перед началом экскурсии необходимо заранее приготовить все необходимое для проведения практического этапа экскурсии: перья, ручки, бумагу, удобное рабочее место, где можно свободно работать, без боязни что-то испортить. Также перед глазами учащихся должны находиться образцы качественного каллиграфического текста, предоставляя постоянную возможность сравнения образца с упражнением обучающегося.

Желаем успеха!