Конспект урока по информатике для 5 класса «Алгоритмы и исполнители»

Тема урока: Алгоритмы и исполнители
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия "алгоритм” и применению алгоритма в разных ситуациях. Задачи урока: Обучающие: открытие понятия "алгоритм”; формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов); обучение поиску и исправлению ошибок в заданных алгоритмах; применение алгоритма на практике. Развивающие: составление способов действий по алгоритму и их применению в разных ситуациях; способствовать развитию логического мышления; развивать умение находить информацию по словарям. Воспитательные: эстетическое воспитание детей; воспитание толерантности; воспитание коммуникативных навыков.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением современных компьютерных технологий.
Оборудование: компьютер, проектор.
Вид урока: комбинированный урок.
Программное обеспечение: презентация
Ход урока:
Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать. И друг другу помогать.
Тема нашего урока «Алгоритм». Перед нами стоит большая задача разобраться:
- И что же такое алгоритм?
- Как составлять и выполнять алгоритм?
- Как находить ошибки в алгоритме и исправлять их?
II.Изучение нового материала:
Перед тем как мы начнем новую тему,я вам расскажу татарскую народную сказку «Большие люди». Сын одного из великанов играл и увидел маленького человечка, пашущего землю.Поставил мальчик-великан человека вместе с лошадью и плугом себе на ладонь и долго дивился :откуда такие диковинки? Потом положил в карман человечка и отнес домой.Мальчик рассказал отцу о своей находке.Отец сказал, что это люди, которые будут жить после нас.А этого человечка надо вернуть на место.Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место.Порядок следования, выполнения событий в татарской сказке «Большие люди» -это и есть последовательность.
Определение алгоритма: Последовательность действий, приводящею к конечному результату, называют алгоритмом.
Историческая справка:
Понятию “алгоритм” уже много лет. В IX веке средневековый ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми впервые сформулировал правила действий над целыми числами и простыми дробями. Арабский оригинал его труда был утерян и Европа познакомилась только с латинским переводом XII века. Ал-Хорезми сформулировал правила так, чтобы они были понятны любому грамотному человеку. В век, когда еще не было математической символики (знаки сложения, умножения и т.д.) это было очень сложно. Но он выработал такой стиль четкого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклонится от предписанного. В переводе правила начинались словами “Алгоризми сказал”. Со временем люди забыли, что “Алгоризми” - это автор правил, а не сами правила и стали правила называть алгоритмами.
В виде алгоритма можно описать очень многие действия. Например сварить варенье.
Для этого нам понадобятся
1.банки.. мы их моем нагреваем.
2.Ягоды молотим, давим жмем.
3.наполняем банки ягодами
4.Пастеризуем.Закупориваем.
.
Все наши действия были выполнены последовательно.
Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Решение любой задачи, даже самой простой осуществляется за определенное количество шагов. Давайте запустим графический редактор Paitn и выполним алгоритм рисования дерева.
Для этого выбираем карандаш - Рисуем ствол дерева - Рисуем ветки - Рисуем листья - Раскрашиваем дерево
Решение этой задачи мы представили в виде последовательности действий, т.е. получили план действий.
Все вы покупали какое-то техническое устройство. К нему прилагается инструкция, в которой указано в каком порядке нужно включать, выключать устройство, выполнять те или иные действия. Разрабатывает такую инструкцию человек. Т.е. в инструкции предписана последовательность действий человека для выполнения какой-либо работы. Поэтому человека можно назвать исполнителем инструкций. Кто может быть исполнителем?
Исполнителем у нас может быть собака, которая выполняет команды человека, сам человек или стиральная машина, с заложенными в нее программами, позволяющая стирать одежду в разных режимах.
Получается исполнитель– это тот, кто (или что) может понимать или исполнять команды.


На первой сказочной картинке, на которой изображена Баба-Яга, исполнителем является ступа, которая «идет-бредет сама собой».На второй картинке из сказки «По щучьему веленью »исполнителем являются сани, которые едут сами. А на третьем изображении –исполнитель –это ковер-самолет.
А теперь давайте запишем домашнее задание где вы должны составить алгоритм

Пришивания пуговицы.
Рефлексия
Наш урок подходит концу и чтобы закрепить полученные знания я предлагаю выполнить задание:
Нам понадобится:
Запустить графический редактор Paint
Выбрать инструмент Эллипс
Нарисовать круг
Затем выбрать инструмент Заливка
Залить круг красным - если на уроке узнал что-то новое и было интересно; синим - если было не интересно















Домашнее задание

Рисунок 215