Рабочая программа Индивидуальных групповых занятий в специальных коррекционных классах VIII вида


Рабочая учебная программа

по учебному предмету «Индивидуальные и групповые
занятия практической направленности» для обучающихся
в специальном (коррекционном) 3 классе VIII вида


( базовый уровень)
Составитель:
Аюпова Вера Сергеевна,
педагог-психолог
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебному предмету «Индивидуальные и групповые занятия практической направленности» в 3 специальных (коррекционных) классах VIII вида создана на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) классах VIII вида, является составной частью образовательной программы школы и определяется образовательной областью «коррекционная подготовка».
Программа направлена на развитие  познавательной деятельности обучающихся. В основу занятий положен комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические приемы в сочетании с наглядными приемами. Программа предусматривает максимальное развитие у детей с нарушением интеллекта основных учебных навыков для успешной их адаптации и обучения в школе.
Для продвижения умственно отсталых детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Целесообразность данной программы обоснована необходимостью создания специальных условий, учитывающих особенности организации жизненного пространства ребёнка в зависимости от его социального и психологического возраста, а также отсутствием по указанной проблеме образовательных программ.
Отличительной особенностью программы «Индивидуальные и групповые занятия практической направленности» является построение занятий по принципу нарастающей степени сложности и оказанием поэтапной дозированной помощи.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 15-25 минут.
Рабочая программа разработана с учётом обучающихся 3В класса в количестве 4 человек.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования специальных (коррекционных) классов: развитие социально-адаптированной личности через систему коррекции нарушений в развитии обучения для успешной социализации в обществе.
Модель выпускника специальных (коррекционных) классов VIII вида- социально-адаптивная к условиям проживания в современном обществе личность, владеющая трудовыми навыками, умениями, сознающая ценность здоровья и здорового образа жизни.
Выпускник специальных (коррекционных) классов VIII вида – будет обладать следующими качествами:
социально-бытовые (навыки коммуникативного общения, соблюдение правил общежития, знание устройства быта и ведения домашнего хозяйства);
профессионально-трудовые (профессионально-трудовые навыки и умения);
знание техники безопасности и охраны труда, трудовая дисциплина;
духовно-нравственные (позитивное отношение к социуму, способность к саморазвитию;
образовательные (усвоение программного материала за девятилетний курс обучения в специальных (коррекционных) классов VIII вида;
безопасность и здоровьесбережение (знания о здоровом образе жизни, навыки самоконтроля и саморегуляции, навыки культурного поведения).
Цель программы по учебному предмету «Индивидуальные и групповые занятия практической направленности» развитие познавательной деятельности младших школьников. Достижение цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи программы обучения:
- развивать память (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развивать внимание (устойчивость, концентрацию, повышения объема внимания, переключение, самоконтроль и т. д.);
- развивать восприятие и воображения
- развивать аналитико-синтетическую сферу.
Структура программы курса коррекционных занятий по «Индивидуальным и групповым занятиям практической направленности» включает в себя следующие разделы:
Развитие аналитико-синтетической сферы (мышление).
Развитие внимания.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие памяти.
Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой. Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса. 
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.  Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой. 
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении педагогом, психологом. С детьми, имеющими специфические речевые нарушения, занимается учитель-логопед по своему графику.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
3В класса (VIII вида)
Обучающиеся должны знать:
ряд чисел в пределах 100.
геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
предметы и явления окружающего мира («дерево понятий»).
правила работы по плану с условными обозначениями предметов (дорога, поворот, дерево, дом и т. д. ).
алфавит.
признаки предметов (игра «Кот в мешке»).
Обучающиеся должны уметь:
обобщать и выделять закономерности.
сравнивать свойства предметов.
графически составлять план условными обозначениями.
выделять нужную букву на время.
определять на ощупь закрытыми глазами тот или иной предмет.
Основное содержание тематического плана
№ п\п Тематический блок Количество часов
Развитие аналитико-синтетической сферы (мышление). 9 часов
Развитие внимания. 7 часов
Развитие восприятия и воображения. 11 часов
Развитие памяти. 7 часов
Всего: 34 часа
Календарно - тематическое планирование по
Индивидуальным и групповым занятиям практической направленности
3в класс (1 час в неделю. Всего: 34 часа)
№ п/п Наименование тем уроков Кол-во часов Дата проведения
план факт
I четверть (9 часов) Развитие аналитико-синтетической сферы (мышление)
Группировка и квалификация предметов 1 Умение работать со словесной инструкцией. Игра «Кто быстрее и точнее» 1 Развитие комбинаторных способностей. Игра «Угадай слово» 1 Развитие наглядно-логического мышления. Упражнение «Перевернутые слова» 1 Составление слов из слогов. 1 Развитие логического мышления. 1 Составление устных рассказов по сложенным картинкам. 1 Подготовка к решению задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 1 Составление примеров на уменьшение числа. 1 II четверть (7 часов) Развитие внимания
Развитие целенаправленного внимания. 1 Развитие умения плавного послогового чтения 1 Развитие навыков самоконтроля в поведении. 1 Упражнение «Перевернутые слова» 1 Развитие умения исключать лишний предмет. 1 Составление звуковой схемы слова. 1 Выделение начального звука из слов. 1 IIIчетверть (11 часов) Развитие восприятия и воображения.
Развитие пространственных представлений, ориентации. 1 Нахождение неизвестного вычитаемого 1 Составление примеров на увеличение числа на несколько единиц в пределах 10. 1 Формирование умения разгадывать загадки, ребус, шараду. 1 Развитие слухового восприятия. 1 Составление предложения из слов. 1 Определение ударного слога. 1 Развитие зрительного восприятия. 1 Составление деформированных предложений. 1 Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять). 1 Нахождение неизвестного слагаемого 1 IV четверть ( 7 часов) Развитие памяти.
Развитие долговременного запоминания. 1 Развитие зрительной памяти. 1 Развитие слуховой памяти. 1 Разъяснение смысла пословиц. 1 Упражнения на расширение кругозора 1 Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять). 1 Развитие опосредованного запоминания. 1 Итого: 34
Информационно методическое обеспечение
Учебно-методический комплект (УМК)
Скакалки, обручи, мячи - большие и малые для игр и занятий, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики, оборудование по психомоторике, серия развивающих игр «Кубики Никитина».
Литература для учителя:
Акимова М.К. «Психологическая коррекция умственного развития школьников». Москва. «Академия», 2000.
Афанасьева Л.Ф. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции». Волгоград. «Учитель», 2010.
Н. В. Бабкина « Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников» Москва, АРКТИ, 2002.
Власова Т.В. «О детях с отклонениями в развитии». Москва. «Просвещение», 1973.
Гончарова Н.М. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах». Волгоград. «Учитель», 2007.
Н. Леонова « Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет» Москва, Дом XXI век, 2008.
С. Хромова « Игровые уроки общения для детей». Москва, Дом XXI век, 2008.
Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». Москва. «Владос», 2001.
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 6 2003.
Рабочая учебная программа

по учебному предмету «Индивидуальные и групповые
занятия практической направленности» для обучающихся
в специальном(коррекционном) 4 классе VIII вида


( базовый уровень)
Составитель:
Аюпова Вера Сергеевна,
педагог-психолог
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебному предмету «Индивидуальные и групповые занятия практической направленности» в 4 специальных (коррекционных) классах VIII вида создана на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) классах VIII вида, является составной частью образовательной программы школы и определяется образовательной областью «коррекционная подготовка».
Программа направлена на развитие  познавательной деятельности обучающихся. В основу занятий положен комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические приемы в сочетании с наглядными приемами. Программа предусматривает максимальное развитие у детей с нарушением интеллекта основных учебных навыков для успешной их адаптации и обучения в школе.
Для продвижения умственно отсталых детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Целесообразность данной программы обоснована необходимостью создания специальных условий, учитывающих особенности организации жизненного пространства ребёнка в зависимости от его социального и психологического возраста, а также отсутствием по указанной проблеме образовательных программ.
Отличительной особенностью программы «Индивидуальные и групповые занятия практической направленности» является построение занятий по принципу нарастающей степени сложности и оказанием поэтапной дозированной помощи.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 15-25 минут.
Рабочая программа разработана с учётом обучающихся 4В класса в количестве 4 человек.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования специальных (коррекционных) классов: развитие социально-адаптированной личности через систему коррекции нарушений в развитии обучения для успешной социализации в обществе.
Модель выпускника специальных (коррекционных) классов VIII вида- социально-адаптивная к условиям проживания в современном обществе личность, владеющая трудовыми навыками, умениями, сознающая ценность здоровья и здорового образа жизни.
Выпускник специальных (коррекционных) классов VIII вида – будет обладать следующими качествами:
социально-бытовые (навыки коммуникативного общения, соблюдение правил общежития, знание устройства быта и ведения домашнего хозяйства);
профессионально-трудовые (профессионально-трудовые навыки и умения);
знание техники безопасности и охраны труда, трудовая дисциплина;
духовно-нравственные (позитивное отношение к социуму, способность к саморазвитию;
образовательные (усвоение программного материала за девятилетний курс обучения в специальных (коррекционных) классов VIII вида;
безопасность и здоровьесбережение (знания о здоровом образе жизни, навыки самоконтроля и саморегуляции, навыки культурного поведения).
Цель программы по учебному предмету «Индивидуальные и групповые занятия практической направленности» развитие познавательной деятельности младших школьников. Достижение цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи программы обучения:
- развивать память (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развивать внимание (устойчивость, концентрацию, повышения объема внимания, переключение, самоконтроль и т. д.);
- развивать восприятие и воображения
- развивать аналитико-синтетическую сферу.
Структура программы курса коррекционных занятий по «Индивидуальным и групповым коррекционным занятиям» включает в себя следующие разделы:
Развитие аналитико-синтетической сферы (мышление).
Развитие внимания.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие памяти.
Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой. Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса. 
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.  Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой. 
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении педагогом, психологом. С детьми, имеющими специфические речевые нарушения, занимается учитель-логопед по своему графику.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
4В класса (VIII вида)
Обучающиеся должны знать:
лексическое значение слов (игра «Противоположное слово»)
логическую связь (игра «Подбери пару»)
правила игры «Кто запомнит больше всех?»
геометрические фигуры (окружность, вписанная в квадрат; окружность, описанная вокруг треугольника; маленький круг внутри большого)
животных (игра «Кто в домике живет?»)
Обучающиеся должны уметь:
обобщать и выделять закономерности
составить план игры «Муха»
подобрать антоним
установить и обосновать логическую связь между словами
называть слова, не связанные между собой по смыслу («Кто запомнит больше всех?)
восстановить по памяти увиденное на время («Запомни и нарисуй»)
соотносить буквы и названия животных («Кто в домике живет?»)
Основное содержание тематического плана
№ п\п Тематический блок Количество часов
Развитие аналитико-синтетической сферы (мышление). 9 часов
Развитие внимания. 7 часов
Развитие восприятия и воображения. 11 часов
Развитие памяти. 7 часов
Всего: 34 часа
Календарно - тематическое планирование по
Индивидуальные и групповые занятия практической направленности
4в класс (1 час в неделю. Всего: 34 часа)
№ п/п Наименование тем уроков Кол-во часов Дата проведения
план факт
I четверть (9 часов) Развитие аналитико-синтетической сферы (мышление)
Нахождение логических ошибок, упражнение «Угадай слово» 1 Упражнения на развитие умения работать по словесной инструкции. 1 Группировка и квалификация предметов по цвету, форме 1 Развитие навыков соотносительного анализа 1 Развитие логического мышления. 1 Развитие наглядно-логического мышления. 1 Нахождение неизвестного вычитаемого, уменьшаемого. 1 Развитие умения исключать лишний предмет 1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях 1 II четверть (7 часов) Развитие внимания
Упражнения на развитие слухового внимания и памяти 1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях 1 Задания на развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания «Графический диктант» 1 Упражнения на развитие навыков самоконтроля в поведении. 1 Составление простых узоров по образцу «Мозаика» 1 Упражнения на развитие переключения внимания 1 Задания на развитие саморегуляции 1 IIIчетверть (11 часов) Развитие восприятия и воображения.
Развитие творческого воображения и элементов конструкторского мышления 1 Подготовка к решению задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 1 Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков. 1 Составление предложения из слов. 1 Формирование умения разгадывать загадки, ребус, шараду. 1 Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять). 1 Развитие зрительного восприятия 1 Развитие пространственной ориентировки, выделение фигуры из фона. 1 Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за) 1 Формирование элементов конструкторских навыков и воображения. 1 Развитие зрительного восприятия и узнавания и сравнения 1 IV четверть ( 7 часов) Развитие памяти.
Упражнения на развитие слухового внимания и памяти 1 Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять). 1 Игры на развитие зрительной памяти. 1 Задания на развитие представлений о времени 1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях 1 Упражнения на развитие долговременного запоминания. 1 Игры на развитие внимания 1 Итого: 34
Информационно методическое обеспечение
Учебно-методический комплект (УМК)
Скакалки, обручи, мячи - большие и малые для игр и занятий, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики, оборудование по психомоторике, серия развивающих игр «Кубики Никитина».
Литература для учителя:
Акимова М.К. «Психологическая коррекция умственного развития школьников». Москва. «Академия», 2000.
Афанасьева Л.Ф. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции». Волгоград. «Учитель», 2010.
Н. В. Бабкина « Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников» Москва, АРКТИ, 2002.
Власова Т.В. «О детях с отклонениями в развитии». Москва. «Просвещение», 1973.
Гончарова Н.М. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах». Волгоград. «Учитель», 2007.
Н. Леонова « Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет» Москва, Дом XXI век, 2008.
С. Хромова « Игровые уроки общения для детей». Москва, Дом XXI век, 2008.
Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». Москва. «Владос», 2001.
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 6 2003.