Рабочая программа индивидуальных (коррекционных) занятий в 5 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьянская средняя общеобразовательная школа.
Рассмотрена на заседании Согласованно Утверждена приказом
ШМО Н.Н. Данилевич _____ с зам. Директора по УВ директора школы
Протокол № ____ Соколова Н.В._____ Ермоленко В.С. ____
От «__»2016г.«____»_______2016г. Пр.№____ «___»___2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуальных ( коррекционных) занятий
5 класс

Н.Н. Данилевич
Учитель математики, СБО
с. Устьянск2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа интегрированных занятий разработана на основе ФЗ « Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР ОТ 30.06.89 № 17 – 154 – 6 « О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых занятиях коррекционных школ и классов для детей с задержкой психического развития», Пояснительной записки к Базисному учебному плану Устьянская СОШ, Устава Учреждения.
Целью программы является развитие ребёнка, включающие коррекцию обучения и сенсорных процессов, эмоционально – волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Задачи:
Повысить уровень, сенсорного, психомоторного, интеллектуального развития, памяти, внимания, восприятия, воображения;
Подготовить к восприятию трудных тем учебной программы;
Восполнять пробелы предшествующего обучения;
Создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
Формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности, положительной мотивации к обучению;
Развитие работоспособности, умение сосредоточиваться на заданном действии, коммуникативных навыков;
Воспитание самостоятельности и усидчивости при выполнении заданий.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
Периодически на коррекционные занятия привлекаются также обучающиеся не усвоившие материал вследствие пропуска уроков по болезни, либо из – за чрезмерной возбудимости или заторможенности во время уроков.Корекционные занятия проводит отдельный учитель класса.
Коррекционные занятия проводятся в первой половине дня.
Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 30 минут.
В группы возможно объединение не более трёх обучающихся, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с классом или большим количеством обучающихся на этих занятиях не допускается.
Обучающиеся, удовлетворительно усвоившие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.
Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
Диагностика проводится в начале учебного года, по итогам первого полугодия в конце учебного года. Учёт коррекционных занятий осуществляется в классном журнале. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым ребёнком
( группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).
Письменные задания обучающиеся выполняют в специальных тетрадях или картах ИКЗ.
На каждом занятии выполняется четыре задания.
Первое задание предполагает чтение оригинального художественного текста вслух и про себя, и последующие сравнение времени на тот и другой вид чтения. Могут проводиться пересказы. Тексты берутся небольшие по объёму, занимательные, пробуждающие интерес к познанию, расширяющие кругозор. Во втором – материал русского языка.
В третьем – математический материал.
В четвёртом – копирование. Существует строго определённая последовательность выполнения заданий, которую менять нельзя. Главный принцип построения занятий частая смена видов деятельности, повторяемость программного материала. Допускается замена тем в связи с другими возникшими проблемами.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю).
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
Развитие основных мыслительных операций:
развитие навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие умения планировать деятельность;
развитие комбинированных способностей.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно – образного мышления;
развитие – словесно – логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы:
Чтение вслух, самостоятельное чтение, чтение на время, выразительное чтение.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Тематическое содержание коррекционных занятий.
I Вводное занятие – 1 час.Обследование детей.
Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II Развитие восприятия, воображения - 4 часа.Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Формирование произвольности зрительного восприятия. Копирование изображений, дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Гимнастика для глаз, развитие пространственного, творческого воображения.
III Развитие внимания - 5 часов.Самостоятельное планирование этапов деятельности, контроль за выполнением одновременно двух и трёх действий, развитие саморегуляции.
IV Развитие памяти - 5 часов.
Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков символов.
V Развитие аналитико – синтетической деятельности - 13 часов.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно – образного к абстрактно – логическому мышлению. Развитие функции анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирование. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение. Составление задания для соседа по парте. Пропущенные цифры и буквы, словесная закономерность, нахождение лишнего.
VI Развитие личностно – мотивационной сферы - 4 часа.Знакомство с понятием «успех», цель. Составляющие успеха. Развитие навыков самоконтроля, определение предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. Обучение составлению планов и алгоритмов деятельности.
VII Итоговое занятие – 2 часа.Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и умений обучающихся. Проверочная работа. Диагностика уровня сформированности логического мышления.
Основные требования к умениям обучающихся:
Определять цель предстоящей деятельности;
Самостоятельно планировать этапы деятельности;
Разгадывать слово по его значению;
Подбирать начало и конец пословицы;
Разгадывать ребусы;
Вставлять пропущенные буквы;
Преобразовывать числа полученные при измерении;
Копировать на бумаге в клетку изображённые предметы;
Читать вслух и про себя целыми словами, правильно, выразительно, соблюдая темп чтения;
Определять главную мысль текста;
Писать правильно по памяти.
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.
№ Тема Дата Примечание
1 Обследование детей 2 Дивный цветок. Пространственное воображение 3 Птичье лето. Развитие творческого воображения 4 Однажды на реке. Развитие творческого воображения 5 Утка на пруду. Нахождение недостающей фигуры 6 Чудеса в яичке. Развитие распределения внимания 7 Лев и мышка. Развитие устойчивости внимания 8 Недосмотренные грибы. Развитие произвольности внимания 9 Озимь. Произвольность движений 10 Звери в лесу. Развитие внимания 11 Играющие собаки. Память непосредственная. 12 Тонущее дерево. Память опосредованная. 13 Кит. Память непосредственная. 14 Может ли крокодил захлебнуться? Развитие памяти. 15 Развитие памяти. 16 Коломенское. Логический ряд чисел. 17 Кот в сапогах. Нахождение закономерностей в ряду чисел. 18 Игры со словами. 19 Загадки палочек. 20 Ясная Поляна. Меры времени. Копирование. 21 Лев и мышь. Решение нетрадиционных задач. 22 Наше отечество. Решение нетрадиционных задач. 23 Почтовая связь. Копирование. 24 Почта. Копирование. 25 Город кругов и окружностей. 26 Решение задач на раскрашивание. 27 Решение задач на раскрашивание. 28 Игры со словами.29 Знакомство с понятием « успех». Составляющие успеха. 30 Что такое цель и зачем она нужна. 31 Как достичь цели 32 Учимся планировать 33 Комплексное занятие 34 Проверочная работа