Четыре алгоритма создания ситуации успеха в образовательной деятельности На примере своей педагогической деятельности как педагога и заведующей оркестрово-народным отделением

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город калининград» «Детская музыкальная школа» им. Д.Д.Шостаковича

Четыре алгоритма создания ситуации успеха в образовательной деятельности

На примере своей педагогической деятельности как педагога и заведующей оркестрово-народным отделением




Трунова Юлия Ивановна (преподаватель высшей категории)

14.02.2017






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Первый алгоритм: Личность педагога

Второй алгоритм: Коллектив

Третий алгоритм: Внеклассная и воспитательная работа

Четвертый алгоритм: Работа с родителями

Алгоритмы ситуации успеха на отделе









«Ситуация успеха в образовательной деятельности»

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В. А. Сухомлинский
В этой методической работе я бы хотела на опыте своей работы, как педагога, и своей работы, как заведующей оркестрово-народным отделением, поделиться своим видением ситуации успеха в классе и на отделе.
Читая лекции студентам 2-4 курсов по предмету «Методика», мы начинали изучать педагогические технологии с темы «Ситуация успеха в образовательной деятельности» и выносили на обсуждение в конце курса лекций. Почему? Потому, что в тему «Ситуация успеха в образовательной деятельности» входят все известные педагогические технологии.
Готовясь к лекциям, я регулярно просматриваю новые методические работы на различных сайтах. Меня удивляет формальный подход к этой теме. Нет опоры на практику, видение ситуации, через свою профессиональную работу. Упущены очень важные смысловые точки, без которых создать ситуацию успеха НЕВОЗМОЖНО.
О ситуации успеха в образовательной деятельности заговорили сравнительно недавно. Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает создание каждому воспитаннику ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится ГЛАВНЫМ фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Нам – учителям музыкальных школ дана уникальная возможность ИНДИВИДУАЛЬНО заниматься с каждым ребенком и ИДИВИДУАЛЬНО найти подход к каждому.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника. И если он теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
С социальной точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.
Нужно разделять понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация - это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех результат той или иной ситуации. Ситуация успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающие самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная педагогом, может стать одним из механизмов воспитания. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у ребенка появляется стимул заниматься и дальше подобной работой. Каждый маленький шаг в этом направлении придает уверенность в том, что ученик сможет преодолеть и более сложную задачу. Если он постарается, то достигнет желаемого результата. Задача учителя помочь ребенку однажды достичь положительных результатов и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности.
Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


Личность педагога
Первым и главным аспектом успешности образовательного процесса - является ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА. Не для кого ни секрет, детям все равно, чем заниматься, им либо нравится педагог или нет.
Есть две профессии, которые требуют безусловного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА: профессия врача и профессия педагога. В первом случае мы имеем дело со здоровьем людей, а во втором, с самым хрупким – с детскими душами. Самым главным качеством, без которого педагог не может быть педагогом - это ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ .
Современный педагог должным быть не только хорошим специалистом в своей области, человеком способным научить, но и чутким, знающим психологом, человеком, который постоянно учится и развивается. Много ездит и общается с коллегами. Бесконечно заниматься САМООБРАЗОВАНИЕМ.
«Образование дает тебе заработать на хлеб, а самообразование - на масло и икру».
А самое главное - он должен любить детей и то чему он учит детей. Только через любовь к своему предмету, к детям – можно привить любовь к обучению.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый ». Можно сказать и так: «Успех ученикам может создавать учитель, который сам переживает радость успеха».
Три года назад мне посчастливилось познакомиться и попасть на мастер – классы очень известного Арт-педагога Владимира Федоровича Анисимова. К сожалению, все его работы выкупили немцы и его книги есть только на немецком языке. Есть в Германии несколько центров, которые были построены специально для него. Владимир Федорович доказывал, что начинать необходимо с личности педагога. Человек с психологическими проблемами не может работать с детьми. В аудитории было очень много педагогов и директоров из образования и культурных учреждений. Результат тестов поразил – всего 5% из присутствующих могут прикасаться к хрупкой психике детей.






2.Коллектив
Вторым алгоритмом создания ситуации успеха – это наличие коллектива.
Самым важным в создании ситуации успеха – является создание ситуации успеха для детей, которые не показывают ярких результатов в сольном исполнительстве. И прекрасным решением в этой ситуации является создание коллектива. Коллектив – это место, где может реализовать себя каждый ребенок. Партия третьего треугольника так же важна. А причастность к общему делу, желание достигать чего-то большего, реализуется лучше всего в коллективе. Именно поэтому я много лет являюсь руководителем оркестра аккордеонов «Тутти», ансамбля «Волшебные аккордеончики», «Пятерочка» и создаю в своем классе различные дуэты. Несколько месяцев назад я переехала в г.Калининград, где возродила оркестр аккордеонов «Комбо», где на сегодняшний день играют 26 аккордеонистов.
Оркестр аккордеонов «Тутти», ансамбль «Волшебные аккордеончики», ансамбль «Пятерочка» и их солисты являются многократными победителями Всероссийских ( г. Санкт-Петербург, г.Москва, г.Казань) и Международных (г.Вена Австрия, г.Прага Чехия, г.Париж Франция, г.Швабиш Гмюнт Германия, Сербия, Италия) конкурсов.
Ребят объединяет и увлекает это коллективное музицирование. Занятия в классе ансамбля приносят им большую радость  совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях.
      Одной из важнейших задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. С третьей четверти в Оркестре уже играют учащиеся первого класса. По принципу - чем раньше, тем лучше. Важно вырабатывать принципы ансамблевой игры с самого начала. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.  На занятиях присутствуют и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность. Доброжелательная атмосфера репетиции позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику.
      Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. В разновозрастном ансамбле это достигается разным уровнем сложности партий. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Если умело подбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес к обучению.  
     Очень важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников (в частности ансамблевое музицирование). Ансамбль всегда производит яркое впечатление на концертах  и приносит большую радость и участникам, и слушателям.
          Для учащихся средних способностей игра в коллективе становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

3.Третьим алгоритмом Ситуации успеха в образовательной деятельности является ВНЕКЛАССНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ работа.
Это части своей работы я отвожу ГЛАВНОЕ место.
Главная функция педагога и школы - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ!!!!!!!!
Есть много различных статей о воспитательной работе, важности внеклассной работы. Но, зачастую, в музыкальных школах она остается только на бумаге. А именно эта работа является основополагающей в создании ситуации успеха у детей!!! Я понимаю, что в наших школах очень мало таких возможностей, но находить их необходимо.
Я шесть лет была заведующей Оркестрово – народного отделения. Этой форме работы мы уделяли большое значение: тематические классные часы, неделя самоуправления, совместные праздники с детьми, «День именинника», совместное посещение концертов и т.д. Важно постоянно задействовать детей, которые из «Проблемной зоны». Детки, которые наименее задействованы в концертной жизни школы, должны быть максимально задействованы во внеклассной жизни. Надо создавать условия, где каждый ребенок нужен и важен.
Важно, чтобы ребенок чувствовал, что педагог – это человек, с которым можно поделиться проблемами, которому можно довериться и который в состоянии выслушать. К сожалению, не все дети это могут получить в собственной семье. Иногда стоит забрать время от урока и поговорить с ребенком о том, что его волнует. Любовь к детям и чуткость к их проблемам – творит чудеса.
На второй год своей работы я провела такой эксперимент. У нас есть внеклассное мероприятие «Встреча с интересными людьми», на которую мы приглашали интересных людей нашего города и края : В.Т.Кравченко – Заслуженного Артиста РФ, писателя и фотографа; Е.И. Морозова – руководителя Камчатской краевой капеллы и заведующий Дирижерско -хоровым Отделением и т.д. И у меня возникла мысль устроить встречу с нашими детьми. Наши детки занимаются разными вещами. В моем классе например училась девочка Женя Сочнева - лауреат литературной детской премии РФ. Она прекрасно пишет стихи. Кто – то из ребят изучает французский, кто- то конструирует и т.д. И каково было мое удивление, что далеко не все педагоги знают, чем увлекаются их дети. Это человеческий фактор, который имеет место быть. Для нас многие дети стали открытием, а наши дети оказались в очередной ситуации успеха.
Не важно, что после окончания музыкальной школы дети не станут музыкантами, главное, что они поднимутся на новый культурный уровень, разовьют свой вкус и эстетическое восприятие, научатся различать хорошую и плохую музыку, ценить красоту в искусстве и жизни. Наполнение новым содержанием воспитательно-образовательного процесса выявило необходимость разработки инновационных форм и методов внеклассной работы.
Ведущим принципом внеклассной работы является интеграция, которая обеспечивает формирование у детей представление о целостной картине мира, объединяя музыкальные и гуманитарные знания, развивая творческий потенциал личности. Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даём им возможность ощутить радост ь общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности. Таким образом, умения и навыки учащихся интегрируются в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Используемые во внеклассной деятельности формы работы (классные часы, беседы, праздники – конкурсы, концерты, фестивали, олимпиады и т. д.), необходимо наполнять новым содержанием с использованием новых педагогических технологий. За последнее время компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, поэтому использовать новые информационные технологии в учебном процессе и во внеклассной работе очень удобно и естественно.
В 2012 году на базе университета в Лондоне проводился следующий эксперимент: одной части студентов сказали, что они избраны, как наиболее талантливые и одаренные для специальной программы одаренной молодежи, что с ними будут работать по особенной программе. Удивительным результатом стало то, что в конце семестра эти дети показали намного выше результаты, чем остальные. Вывод: необходимо верить в своих учеников и всячески их поддерживать. Быть для них не только учителем, но и другом, человеком, которому они доверяют и которого они любят.
4. Работа с родителями. Тема, тоже очень слабо прописанная в методических работах. А я ей отвожу особую роль. С нее я собственно начинаю обучение в музыкальной школе своих учеников. Можно сколько угодно заниматься воспитательной, внеклассной и педагогической работой, но без взаимодействия с родителями, без их поддержки и взаимопонимания эта работа становится архисложной.
Тематические родительские собрания - это форма работы, которую я давно использую.
Беседа с родителями «Учимся вместе»
«Зачем детей учить музыке» - уникальный фильм- исследование
Современные родители – это очень занятые люди. Поэтому, я активно использую медийное пространство, чтобы донести какую – то информацию. Группа в Вайбире, Вацапе, где ненавязчиво можно выложить информацию, статью по психологии, по каким-то инновационным методам и т.д. Эта площадка стала уже местом для обсуждения родителями между собой каких-то проблем , связанных с их детьми.
На мой взгляд, современные родители делятся на три основные категории, с которыми необходимо работать по - разному.
1 категория – «Умные родители».
Много читающие, вникающие в жизнь ребенка, воспитывающие примером и т.д. С такими родителями легко создать для ребенка благоприятную атмосферу для творчества и обучения : Родители - Ребенок – Учитель. Только в таком взаимодействии можно создать настоящую Ситуацию успеха для ребенка в обучении.
2 категория – «Вечно занятые или равнодушные родители»
Эта категория родителей, которые оправдывают отсутствие внимания к детям – большой загруженностью на работе или нами тоже никто не занимался. С такими родителями необходимо очень плотно работать. Самое удивительное, что эти родители поддаются измениям. В процессе обучения они постепенно начинают вникать , что дети и есть их главное вложение в жизни. Этому способствуют различные статьи, беседы и общение с другими родителями в медийном пространстве.
3 категория –«Мы все знаем»
В связи с тем, что сейчас существует очень много противоречивой литературы о воспитании детей. Многие родители, начитавшись из различных источников информации о воспитании детей, являются не в состоянии проанализировать и адекватно оценить различные методические рекомендации. Им сложно найти золотую середину и их кидает в крайности в воспитании собственных детей. Здесь необходима очень тактичная и ненавязчивая помощь.
Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации  личности. Музыкальное воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности. Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Как правило, родители приводят ребенка учиться музыке в 5-6-летнем возрасте. Большое значение в формировании личности ребенка играет та среда, в которой растет начинающий музыкант. Именно домашнее окружение на начальной стадии обучения играет значительную роль. В семьях, где домашние любят музыку, и готовы прийти на помощь ребенку в освоении музыкального материала, музыка становится  частью жизни маленького ученика.
Преподавателю музыки важно в работе с семьей разъяснить ту роль, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению, кроме того, в задачу семьи входит  привить желание и умение ежедневно работать над музыкальным репертуаром.
Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами. К сожалению, это происходит не всегда, так как связи между семьей и педагогом не так прочны, как хотелось бы. И если родители, а также бабушки и дедушки самых маленьких учеников еще участвуют в образовательном процессе, регулярно посещая занятия у педагога и основные мероприятия, то в более старших классах, и особенно к средней школе, многие родители самоустраняются от решения вопросов музыкального развития ребенка, перестают интересоваться его успехами, контролировать выполнение домашнего задания по музыке.
Обучение игре на инструменте – процесс длительный. Программа рассчитана на несколько лет напряженной, творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель не только музыкального, но и духовного, нравственного, культурного  развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.
Индивидуальное обучение создает хорошие предпосылки для работы с семьей. Как правило, в классе 10-12 учеников разных возрастов из разных семей, разных по социальному статусу, культурному уровню, запросам, потребностям, ценностным ориентациям. Педагог должен хорошо знать особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями, установить партнерские отношения для достижения позитивных результатов в совместной деятельности.
Традиционные формы работы с родителями, безусловно, приносят свой положительный результат. Это
- проведение анкетирования,
-индивидуальное консультирование родителей по методическим вопросам (освоение  программы, способы работы с ребенком, выбор индивидуального образовательного маршрута ученика и т. д.),
- по вопросам педагогики и психологии (индивидуальные особенности ребенка,
- влияние типологических особенностей на музыкальное развитие,
- рациональный выбор форм и методов работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и др.).
Положительно влияет на образовательный процесс посещение родителями уроков начинающих музыкантов; здесь же они получают консультацию по работе над музыкальным произведением дома. Без помощи родителей закрепление учебного материала вообще невозможно. В подготовительных и начальных классах присутствие на уроках родителей обязательно! Специфика индивидуального обучения на инструменте требует постоянного контроля за правильным выполнением указаний преподавателя, касающихся постановки рук, грамотной аппликатуры, педализации, работы над звуком  и  т.д. Учащимся старших классов домашнее задание, а также указания по его выполнению записываются в специальную тетрадь. Учащиеся старших классов ДМШ должны понимать, что они сами ответственны за выполнение домашнего задания, ведь работа над музык. произведением – это прежде всего  работа над самим собой.
На все концерты  учащихся я приглашаю родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, друзей. Особенно важна поддержка  близких людей перед сольным выступлением ученика, перед участием в конкурсе или фестивале, перед экзаменами по специальности. В жизни ребенка это важный и ответственный момент: нужно отдать много времени, сил, эмоций, чтобы успешно, на подъеме, без срывов исполнить разнообразную и объемную музыкальную программу.
Перечисленные формы работы дают возможность педагогу узнать больше о семьях своих учеников, укрепить взаимопонимание между детьми и родителями, родителям – больше узнать своего ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять его индивидуальные особенности, детям – узнать больше о своей семье, обогатить свой опыт новыми впечатлениями, раскрыть свой творческий потенциал.
Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.

5.Алгоритмы ситуация успеха на отделе.
За шесть лет, которые я была заведующей Оркестрово-народным отделением, была проведена огромная работа.
О ситуации успеха в коллективе мы можем позаимствовать из бизнес - тренингов для руководителей. Там прекрасно прописаны все алгоритмы и технологии, которые используются в работе с коллективом. Но не нужно забывать , что педагоги учреждений культуры – это люди творческие и впечатлительные. Здесь необходимо учитывать специфику и быть очень тактичными по отношению друг к другу.
Успех отдела зависит от ситуации успеха каждого педагога и от умения работать в команде.
Необходимо позиционировать своих педагогов, особенно перед детьми и их родителями. Отношение администрации к своим сотрудникам отражается на отношении родителей к своим педагогам.
Необходимо поощрять и помогать, особенно тем учителям, кто только начинает свою педагогическую деятельность. Некорректная критика не несет в себе конструктивного положительного результата . Тактичное и доброжелательное отношение в коллективе – залог эффективной работы.
На отделе слабо велась методическая работа – она имела формальный характер. За это время практически каждый педагог отдела получил Сертификат о наличии публикаций, дипломы на всероссийском конкурсе методических работ «ПРОФИ».
Дети должны видеть своих педагогов в качестве исполнителей, ораторов, ведущих концертов и мероприятий – это повышает рейтинг каждого педагога и самооценку.
Одним из важных показателей наличия ситуации успеха на отделе – это отсутствие отсева детей. Отсев бывает: по объективным причинам (переезд на другое место жительства, по состоянию здоровья), по необъективным причинам – этими причинами являются все остальные причины. Этому нет оправдания, и это является серьезной недоработкой отдела. Под отсев чаще всего попадают дети, которые не попадают в ситуацию успеха - ученики, которые учатся средненько. В этой ситуации работают все предыдущие алгоритмы ситуации успеха.
Главным, на мой взгляд, результатом своей работы считаю - отсутствие отсева детей на конец 2016 года. Повышение конкурса на поступление в музыкальную школу, особенно на народные инструменты, создания на отделе достаточно большого количества детских творческих коллективов. Создания дружеской и творческой обстановки для детей, родителей и коллег.