Организация творческой деятельности обучающихся с ОВЗ через осуществление индивидуального подхода.


ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Л.С.Выготский.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
 Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеют занятия художественно-эстетического цикла, например, занятия в кружке «Выжигание по дереву».В творческой деятельности дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. В ходе занятий ребята приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают практическими навыками пользования карандашом, красками, выжигателем, что благоприятно влияет на развитие мелкой моторики, а также способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.
Правильное руководство эстетическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья может быть осуществлено только в результате знания педагогом их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий следует использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к творчеству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку:
- уметь помочь ему, дать нужные указания,
-поддержать стремление хорошо выполнить работу
- объективно оценить его старания.
На занятиях выжиганием всегда помню и на практике вижу, что одни дети приобретают навыки быстрее и работы их интереснее, другие по тем или иным причинам затрудняются. Стараюсь активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.
Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний педагога. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях, не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания.
Следует всячески побуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять им, действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые делаются с постоянной помощью воспитателя и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Специфической особенностью занятий выжиганием является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, всего нового вызывает потребность отразить это в своем творчестве.
Особенности занятий выжиганием влияют и на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию.
Педагог в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.
Работы детей я храню в кабинете, некоторые работы ребята дарят родным, учителям на праздники, а в конце года мы их демонстрируем, организуя выставку, на итоговом празднике труда.
После выполнения работ детьми, всегда анализирую их: определяю, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже, а кто совсем не справился. Такой анализ «по горячим следам» помогает наметить соответствующий индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.
Довольно часто приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу на занятиях из-за того, что чрезмерно отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем, как другие выжигают , забывая, что и самим тоже нужно начинать выполнение задания. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания.
Во время выполнения детьми задания следует напоминать им о времени: «Осталось мало времени до конца занятия... Уже только одна минута... А вот уже и она прошла, занятие окончено».
Некоторые дети не успевают вовремя закончить свою работу, и каждый по-своему выражает свое огорчение.
В каждом отдельном случае следует подходить строго индивидуально. Если отставание связано с медлительностью ребенка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то не следует быть педантичным. Окончание работы, даже и после занятия, поможет ребенку овладеть навыками, обрести уверенность в своих силах. Постепенно нужно приучать его выполнять работу в нужном темпе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребенка или рядом иных причин, то закончить работу он может в удобное для него время.
После занятия дети рассматривают рисунки друзей и оценивают их. Педагогу необходимо помогать детям, делать замечания по существу, видеть не только плохое, но прежде всего хорошее, учить их быть тактичными, содействовать укреплению между детьми дружеских взаимоотношений.
Не надо часто привлекать детей к обсуждению работ сверстников, так как они еще не могут дать правильной оценки, их оценка может быть случайной, необъективной и принести не пользу, а только вред. Свои замечания воспитатель должен делать очень осторожно, особенно по отношению к детям робким, неуверенным в своих силах, чрезмерно обидчивым.
Коллективный просмотр и анализ работ имеет большое значение для развития интереса к занятиям выжиганием , развития стремления лучше выполнять полученные задания. Возможность сравнивать свои работы с работами других, знакомиться с разнообразными решениями при выполнении одного задания позволяет детям строже оценивать самих себя, свои действия. Коллективное обсуждение, анализ детских работ способствуют воспитанию у детей чувства ответственности, скромности, сдержанности, умения выслушивать суждение других о своих недостатках.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что через творческую деятельность учащихся предоставляются широкие возможности для изучения педагогом особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от структуры дефекта его развития. Также занятия творческой деятельностью способствуют развитию у детей не только художественных способностей, но и коррекции внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
Неотъемлемая задача всех занятий - воспитание уверенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в своих силах, готовности к систематическому учебному труду, выработка умения сосредоточивать внимание и интерес на предлагаемом в процессе занятий материале.
В процессе занятий воспитывается чувство коллективизма. Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Все это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывает общительность и доброжелательность.
Воспитательная работа по осуществлению индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья - трудная, она требует от педагога терпения, известного напряжения, бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
Литература
Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2001.-752 с.
Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.,2005.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
"Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.-302с.