Доклад из опыта работы Развитие интереса к географии на основе индивидуального подхода к учащимся


Развитие интереса к географии на основе индивидуального подхода к учащимся
Самбуу Наталья Николаевна, учитель географии
МБОУ СОШ с. Владимировка Тандинского кожууна Одним из важнейших средств подъема эффективности обучения является повышение познавательного интереса к предмету. Системно-деятельностный подход помогает добиться того, что он становится основой положительного отношения к учению, влияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения. Памяти, чувств, которые под его воздействием приобретают особую активность и направленность. Общеизвестно, что уровень, глубина и дифференцированность познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы.
С целью изучения индивидуальных особенностей школьников была разработана схема изучения учащихся четвертых классов, которым в следующем учебном году я должна была преподавать географию. В схеме содержались пункты: дата рождения, как давно учится ученик в данном коллективе, состояние здоровья, успеваемость по предметам, прилежание, склонности, домашние условия, тип памяти.
В пятом классе в процессе работы эти сведения уточнялись, дополнялись. Работая в 5-11 классах, я опиралась на эти сведения и уже могу поделится некоторыми выводами. Основной итог проделанной работы состоит в том, что, опираясь на знания индивидуальных особенностей учащихся, удалось избежать многих педагогических ошибок, развить у учащихся познавательный интерес к географии, в результате чего более 70% учащихся классов успевают на «4» и «5».
В практику моей работы прочно вошли следующие приемы, которые помогают привить любовь к предмету, развить географическую любознательность, повысить качество знаний учащихся. Это вводные уроки по большой теме (вводные беседы о значимости материала, который будет изучаться), это встречи с выпускниками, выбравшие профессию учителя географии (Оюн Снежана Владимировна, Санчат Айдыжана Александровна, Горбунова Полина Васильевна, это опора на краеведческий материал, добытый в туристических слетах по родной местности, это и декады по географии, которые проводятся в форме соревнования между классами на звание «чемпион по географии» Долгое время ученик 11, ныне выпускник школы, Саяты Владислав, носил титул «Самый лучший географ школы». К проведению мероприятий активное участие принимают учащиеся. Мне остается общее руководство и подбор материалов из Интернет-ресурса.
Перед изложением нового материала на каждом уроке я в течение 1-2 минут говорю о теме, цели урока и о большой необходимости знания этого материала.
Для тех, которых ничем не удивишь, ничем не заинтересуешь, пробую метод опережающего обучения. В течение года работы в 5 классе я так и не смогла найти подхода к нескольким мальчикам. Они 5 класс закончили на «тройки». Просматривая в сентябре нового учебного года схему учета индивидуальных особенностей, я убедилась, что день рождение Адыгжы С.. совпадает с изучением темы «История открытия и исследования Африки». Я поручила Адыгжы подготовить сообщение, помогла ему составить план, порекомендовала соответствующую литературу. Готовился к докладу он две недели. На уроке я попросил его прочесть сообщение об истории исследования Африки.
Класс с большим интересом слушал его выступление. «Ребята, - сказала я, - Адыгжы за интересную работу ставлю оценку «5» и поздравляю с днем рождения» Вручила ему поздравительную открытку со своими поздравлениями. Нужно было видеть лицо именинника. Этим был дан настрой уроку, и это же стало переломным моментом в учебе мальчика. Теперь у него преобладают оценки «4», это самый деятельный мой помощник.
Индивидуальный подход помог мне вырвать из рядов равнодушных еще не одного ученика. Но вспоминаются мне и досадные ошибки, о которых нельзя умалчивать. Права пословица: «Слово лечит, но и больно ранит». Помню, девочку, которая училась едва на «3», и я поругивала ее частенько. Оказалось, что урок она учила, но зазубривала, не понимая материала. Считая ее лентяйкой, отчитывая ее, я, учитель допускала грубую ошибку, каждый раз больно ранила ребенка. Этот случай был для меня горьким уроком.
Разрабатывая план отдельного урока, я стараюсь четко определить тему урока и цели – учебную (какие географические понятия нужно уяснить, с каким материалом познакомиться), практическую (какие навыки нужно привить учащимся на уроке), воспитательную (чем воспитывать учащихся на материале урока).
Стараюсь заранее продумать вопросы для проверки знаний и закрепления, кого о чем спросить, кого буду опрашивать весь урок для поурочного балла, чтобы было чередование форм опроса и урок не был скучным. Одному нужно задать вопрос попроще и обязательно с показом по карте или презентации, так как у него преобладает наглядно – образный тип памяти и характер мышления конкретно – понятийный. Другим нужен дополнительный материал, так как новое усваивают они быстро, обладают словесно – логическим типом памяти и абстрактно – понятийным характером мышления. Чтобы от скуки у них не пропадал интерес к учебе, даю им дополнительный материал – контурную карту, тестовые работы, географическую задачу и энциклопедии, справочники по предмету (кабинет географии имеет богатую библиотеку).
Благодаря анкетам, которые я даю учащимся, узнаю желания моих учеников и, опираясь на детские мечты о будущей профессии, стараюсь (по возможности) сделать увязку с изучаемым материалом.
На уроке не хватает времени для ответов на все «почему», а дать ответы нужно, иначе пропадет желание познавать предмет.
Очень нужно знать темперамент учащихся, чтобы избежать педагогической ошибки, не отбить интерес к предмету. Нам, учителям, всегда не хватает времени на уроке, и мы торопим учащихся с ответом. Если ученик отвечает сразу на вопрос, мы считаем, что он знает материал хорошо, учил его дома. Если же молчит, - не учил. Это глубокое заблуждение. Холерики и сангвиники, зная материал, сразу дают ответ, а флегматики и меланхоликам требуется некоторое время, чтобы вспомнить его. Попробуй сразу, не дождавшись ответа, поставить такому «2» - и педагогическая ошибка налицо.
В достижении цели повышения познавательного интереса к географии учителю нужно быть самокритичным. Провела урок – придирчиво проанализируй его. Дала задание после звонка – плохо. Сорвался – во вред себе и делу. Не загрузил сильных, они мешают работать. Запиши обо всем сразу после урока в поурочном плане – это пригодится на следующем уроке и в дальнейшем.
Трудно нынче встретить педагога, который не искал бы новых методов и форм работы с учащимися, использующих различные современные технологии. Методических материалов, Интернет – ресурса, собственно наработанного, для эффективной работы много. Но наша главная задача – совершенствовать урок, хорошо знать детей, добиться их доверия, уважения. Даже при наличии современных технологий, теории и практики эффективность урока не будет достигнута, если учитель не будет опираться на индивидуальные особенности ребенка.
Говоря об индивидуальном подходе как средстве, повышающем интерес к географии, нужно сказать, что это не просто прием или способ работы, а широкий педагогический принцип, пронизывающий всю деятельность учителя, определяющий его отношение к детям, предохраняющий педагога от формального подхода к учащимся.