Элективные курсы по литературе 10-11 класс


Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № _1_
от « 26 » _____08______2015_г «Утверждено»
Директор МКУ
«Алыгджерская школа-интернат»
Болюх Л.В ___________
Рабочая программа
по курсу «Русская литература: классика и современность
10-11 класс
Базовый уровень
2015-2016 учебный год
Всего часов в год 68
Всего часов в неделю 1
Учитель русского языка и литературы
Метелица Л.П.
Педстаж: 42 года
Квалификационная категория:
с.Алыгджер, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на программы элективных курсов по литературе «Русская литература: классика и современность» 10-11 класс, автор-составитель Н.Г.Акопова, Е.А.Иванова. Москва 2009
Курс подготовки к ЕГЭ по литературе, рассчитан на 67 часов за год, 1 час в неделю.
Курс «Русская литература: классика и современность» предназначен учащимся 10-11 классов, как подготовительно-тренировочный курс.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях при подготовке к экзамену по литературе.
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения (эссе) – с другой. Данный курс достигает цели сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
систематизация знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение;
дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений речевой культуры творческих способностей;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
содействие в области профессионального самоопределения
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися: работа по анализу художественного текста, на руководство самостоятельной учебной и исследовательской работой учащихся.
Формы и приемы работы: составление развернутого плана конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименование тем Всего часов
Древнерусская литература 1
Литература русского Просвещения XVIII века 1
Литература первой половины XIX века 12
Литература второй половины XIX века 20
Итоговое занятие 1
Русская реалистическая проза начала XXвека 5
Поэзия Серебряного века 10
Литература революции и Гражданской войны 3
Возвращенная литература 3
Литература о Великой Отечественной войне 4
Поэзия 70-90-х гг. 2
Русская проза 50-90-х гг. 4
Итоговое занятие 2
Итого: 68
Содержание тем учебного курса
Тема Древнерусская литература
Вводная лекция «общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
Тема Литература русского Просвещения XVIII века
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанры поэзии В.А.Жуковского. А.С.Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романизма в русской литературе. А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А.С.Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека»
М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэтическая переменность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема Литература второй половины XIX века
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романе писателя. А. Н.Островский-
создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник».
И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов (лишних людей)». Традиции гражданкой поэзии в творчестве Н.А.Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М.М.Бахтин о Ф.М.Достоевском.понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический протрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова.новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
Тема Литература XX века
Русская реалистическая проза начала XX века.И.А.Бунин. А.И.Куприн.своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XXвека, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А.Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанра поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.
А.М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиции и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького. Сициальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохов, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева.изображение гражданкой войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля и А.Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина.
Тема Литература о великой Отечественной войне
А. Твардовский. М.Шолохов. Б.Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевич, В.Кондратьева, К.Воробьева, Б.Васильева.
Тема Поэзия и проза 70-90-х годов XXвека
Возраждение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева, Ю.Трифрнова.
Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А.Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:
уметь выделять этическую, социально-историческую и нравственно философскую проблематику произведения;
уметь самостоятельно анализировать произведения;
уметь выполнять элементарные исследовательские работы;
уметь грамотно оформить собственное высказывание;
уметь при анализе оперировать теоретику литературными понятиями и терминами;
уметь создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Критерии оценки знаний и умений
Преследуя цель подготовки к выполнению заданий ЕГЭ, учитель для контроля знаний использует различные формы тренировочных заданий по литературе в рамках подготовки к экзамену.
При оценке знаний, умений, навыков используется существующая традиционная балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса.
При оценке ответов руководствуемся критериями: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковой оформление ответа
Оценка «5», «4», «3» ставится не только за единовременный ответ, но и рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов данных на протяжении урока (поурочный балл) при условии, если в процессе занятия не только заслушивались ответы учащихся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Календарно-тематическое планирование «Русская литература: классика и современность» на 10 класс
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Календарные сроки
Планир. Фактич.
Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы 1 2.09 Литература русского Просвещения XVIII века. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. Д.И.Фонфизин (принципы классической комедии). Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев (особенности русского сентиментализма) 1 9.09 Литература первой половины XIXвека.Творчество В.А.Жуковского- жанры элегии и баллады 1 16.09 А.С.Грибоедов «Горе от ума». Язык из тех комедий. 1 22.09 А.С.Пушкин: гражданская лирика, пейзажная лирика. 1 30.09 А.С.Пушкин. Понятие исторического романа. 1 6.10 А.С.Пушкин. Жанровые особенности первого русского романа 1 13.10 Русская история в прозе А.С.Пушкина. Образ «маленького человека» 1 20.10 Зарождение реализма как стиля 1 27.10 М.Ю.Лермонтов и психологический роман 1 10.11 Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю.Лермонтова как традиция в русской литературе 1 17.11 Традиции романтизма в лирике М.Ю.Лермонтова 1 24.11 «Смех сквозь слезы» в сатире Н.В.Гоголя.сквозные темы русской прозы: мотив дороги. 1 1.12 Понятие лирического отступления как средство художественной выразительности в русском романе 1 8.12 Литература второй половины XIX века.Обзор 1 15.12 Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в рамках И.А.Гончарова 1 22.12 Мир и личность в драмах А.Н.Островского 1 12.01 Новый тип героя в драмах А.Н.Островского 1 19.01 «Герои времени» в романах И.С.Тургенева. Автор и его герои 1 26.01 Художественный прием «психологической пары» 1 2.02 Ф.И.Тютчев философская лирики 1 9.02 А.А.Фет традиции и новаторство в поэзии 1 16.02 Традиции и новаторство гражданской лирики в поэзии А.Н.Некрасова 1 1.03 Образ народа в творчестве А.Н.Некрасова 1 15.03 М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатира как творческий принцип в литературе 1 22.03 Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И.Фонвизина и М.Е.Салтыкова-Щедрина 1 5.04 Ф.М.Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе 1 12.04 Деталь как символ, деталь как лейтмотив в творчестве Ф.М.Достоевского 1 19.04 Л.Н.Толстой. Понятие «диалектики души» психологический портрет 1 26.04 Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи 1 3.05 Система образов. Духовные искания центральных героев романа 1 10.05 А.П.Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр 1 17.05 А.П.Чехов – драматург 1 24.05 Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности 1 24.05 Итого: 34 Календарное планирование «Русская литература: классика и современность» на 11 класс
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Календарные сроки
Планир. Фактич.
Русская реалистическая проза наxала XX века. Своеобразие русской реалистической прозы. И.А.Бунин. 1 4.09 А.И.Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман) 1 11.09 Проблематика литературы нового времени в произведении А.М.Горького 1 18.09 Проблематика литературы нового времени в произведении А.М.Горького 1 25.09 Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М Горького 1 2.10 Поэзия Серебряного века.Поэтические течения. Символизм 1 9.10 Акмеизм, футуризм, имажинизм 1 16.10 А.А.Блок. Лирика 1 23.10 А.А.Блок. Поэмы 1 30.10 А.А.Ахматова. Лирика 1 13.11 А.А.Ахматова «Реквием». Традиции в русской поэзии 1 20.11 В.В.Маяковский. Лирика 1 27.11 В.В.Маяковский. Поэмы. Сатира в русской поэзии 1 4.12 С.А.Есенин. Лирика 1 11.12 С.А.Есенин. Традиции народной образности в русской поэзии 1 18.12 Литература революции и Гражданской войны.М.А.Шолохов 1 25.12 М.Булгаков «Белая гвардия» 1 15.01 А.А.Фадеев «Разгром» 1 22.01 Возвращенная литература.В.Набоков. 1 29.01 А.Солженицын 1 5.02 Понятие утопии и антиутопии. А.Платонов, Е.Замятин 1 12.02 Литература о Великой Отечественной войне.А.Твардовский 1 19.02 М.Шолохов «Судьба человека» 1 26.02 Б.Васильев «А зори здесь тихие» 1 4.03 С.Аликсиевич « У войны не женское лицо» 1 11.03 Поэзия 70-90-х гг. Е. Евтушенко, А.Вознесенский 1 18.03 И.Бродский, Н.Рубцов, Б.Окуджава 1 25.03 Русская проза 50-90-х гг.«Деревенская» проза В.Астафьев 1 8.04 В.Рвспутин 1 15.04 В.Белов 1 22.04 Ф.Абрамов 1 29.04 В.Шукшин 1 6.05 Итоговое занятие 1 13.05 Итоговое занятие 1 20.05 Итого: 34 Список литературы
История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред. Н.Н.Скатова. М.,1987
Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М.,1977.
Литература –критические статьи В.Г.Белинского, Д.И.Пасарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина , И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина
Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995
Русская литератураXX века. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995
Русская литература XXвека. Энциклопедия для детей. М.,1999