Конспект урока по русской литературе на тему Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.


Открытый урок в 9 «А» классе на тему: Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.
Дата проведения: 23.10.15 год.
Цель:
продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения;
развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;
воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.
Эпиграф на доске: 
Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р. Декорт.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска.
Портрет А.С. Пушкина
Тексты лирических произведений А.С. Пушкина.
ХОД  УРОКА
1.Стадия вызова.
Слово учителя.
Сегодня мы продолжим работу над анализом поэтического текста, попробуем разобраться в некоторых стихотворениях Пушкина, дать свою интерпретацию, поработаем над словом, ведь для того, чтоб совершенствовать ум, надо больше размышлять. И чтобы включиться в эту работу, давайте посмотрим периоды его жизни, его окружение, его родных и близких людей. Только узнав, каким он был человеком, мы узнаем, что он чувствовал, когда создавал прекрасные стихи.
(Просмотр слайдов из жизни поэта)
Ну, а теперь приступим к анализу его шедевров, которые были написаны в разные периоды его жизни. Каким бы тернистым не был его путь, он оставил нам гениальные ноты своей души. Ноты, которые нужно проиграть через человеческие струны души.
Дома вы должны были выбрать понравившееся стихотворение и проанализировать.
Это сложный процесс, поэтому нужно не просто прочитать стихотворение, а творчески осмыслить его, т.е. прочитать то, что спрятано между строк. Понять, что именно нам рассказывают или показывают, обычно несложно, а вот догадаться,  зачем это написано, поведано нам, часто нужны усилия. Попробуем приложить такие усилия и поразмышлять.
Обращаюсь к эпиграфу:  Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р.Декорт).
Учитель: Лирические стихотворения А.С.Пушкина покоряют глубокой человечностью, благородством выраженных в них чувств и живой красотой стиха.
Проверка домашнего задания.
1) Выступления уч-ся с анализом стихов (выразительное чтение, наизусть).
2. Стадия осмысления.
1) Работа в группах.
Задание №1.Составление постера на тему: Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.
Задание: отобразить на постере основные мотивы лирики А.С.Пушкина.
Б) Обсуждение и оценивание выступления по постеру по следующим критериям:
Красный стикер: правильно перечислили мотивы лирики А.А.Пушкина
Синий стикер: дополнили названиями стихотворений.
Зеленый стикер: красочно и содержательно оформили постер.
Задание №2. Составление синквейнов по группам:
1 группа: Любовь; 2 группа: Смысл жизни; 3 группа: Дружба; 4 группа: Свобода.
Вывод: Как вы думаете, являются ли данные ключевые слова основными звеньями в жизни человека. Какую роль они играют в поэзии А.С.Пушкина?
Г) Творческое задание:
Задание №3. Сгруппируйте стихотворения Пушкина по тематическому принципу (любовная, философская, стихи о природе, стихи о назначении поэта и поэзии, дружеская, вольнолюбивая) Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к нескольким группам? Почему?
«Я вас любил», «Мой первый друг», «К Чаадаеву», «Арион», «Зимний вечер», «Пророк», «19 октября», «Осень», «Вольность», «Я памятник себе воздвиг…», «Во глубине сибирских руд».
3.Рефлексия:
На стикерах в форме сердечка каждый из вас должен оставить частичку своего настроения
Что понравилось и запомнилось вам из сегодняшнего урока?
Учитель: А.С.Пушкин навсегда останется в наших сердцах и в каждой строчке своих стихов. …Общий колорит поэзии Пушкина -внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность, -писал В.Г.Белинский.
4. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению.
Самоанализ урока литературы в 9 «А» классе.
Школа : СОШ №1 им.А.Н.Ёлгина_ класс : 9 «А»
предмет :Русская литература_Ф.И.О.учителя: Баймагамбетова А.А.
Тема урока: Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.
№ Вопросы для самоанализа Примерный план самоанализа
1. Место данного урока в системе уроков. Тип урока. Тип урока:
обобщение и систематизация ЗУНов;
комбинированный.
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. Образовательные задачи: формирование специальных умений и навыков.
Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, нравственного воспитания.
Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи развития когнитивных способностей: (познавательных интересов и способностей).
3. Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников. Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету.
4. Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности. Этапы урока:
1)       тема, цели урока;
2)       проверка ЗУНов, дом. задания;
3)       обобщение и систематизация знаний; закрепление;
4)       проверка усвоения материала;
5)       итоги урока;
6)       домашнее задание.
5. Оценка содержания каждого этапа урока. Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность. Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:
1)       словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;
2)       наглядные – демонстрация;
3)       практические – творческие задания;
4)       индуктивные и дедуктивные;
5)       репродуктивные или поисковые;
6)       методы самостоятельной работы;
7)       методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;
8)       методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.