Опорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)

Структура сочинения
по прочитанному тексту

Вступление
Проблема, над которой размышляет автор
Комментарий
Авторская позиция
Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора)
Первый аргумент
Второй аргумент
Вывод (заключение)


ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА – это основной вопрос,
который рассматривает автор в этом тексте.
Например:
Тема – чтение книг.
Проблема – потеря интереса к чтению художественной литературы. Аспекты проблемы – влияние интернета, воспитание в семье любви к чтению.
Вступление
Как построить?





Первая фраза
1. Цепочка вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нём главное: Вы никогда не были на море? Не слышали шума волн? Не убегали от волны?
2. Назывное предложение, содержащее базовое понятие или имя человека: В. Гиляровский. Бытописатель Москвы.
3. Риторический вопрос, отражающий главную проблему: Кто же из нас не знает о том, что человеческая личность закладывается в детстве?
4. Цитата. "Отверженные часто ненавидят своих благодетелей", - замечал З. Фрейд.
5. Вопросно-ответное единство. Наверное, подвиг - это важное по своему значению действие, которое, думается, может иметь место в обычной жизни.
6. Другие возможные фразы (автор посвящает свой рассказ; по всей вероятности, текст представляет собой отрывок из; этот красивый лирический текст; нам рассказан случай; автор текста делится с читателем).
Вторая фраза
Перед нами предстаёт...

Мы получили представление...

Мы знакомимся

Мы переносимся в мир...

Даётся психологический портрет...

Автор считает очень важной поставленную проблему

Нас захватывает рассказ о

Читатель узнаёт про

Третья фраза
Главная мысль текста выражается в словах

Самое важное, на что автор обращает внимание читателя

Акцент делается на важнейшем

Главная мысль заключена


Проблема текста
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Употребление слова ПРОБЛЕМА в тексте
ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.
Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.
Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Проблема может быть
сложная
трудная
важная
серьезная
глубокая
основная
главная
актуальная
злободневная
острая
назревшая
экологическая
философская
политическая
идеологическая
социальная
национальная
общечеловеческая

Типовые конструкции и речевые клише
Автор поднимает проблему
Автор затрагивает очень важную проблему
Автора текста волнует проблема
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
Текст заставил меня задуматься над проблемой
Коснуться какой-либо проблемы
Уделить внимание какой-либо проблеме
Над какой-либо проблемой думать, работать
Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

Комментарий к проблеме текста
и позиция автора

Комментарий – это НЕ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА!
Это толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

Рассматривая проблему на примере, автор
рассказывает
упоминает о
обращает внимание читателя на
указывает на
замечает
отмечает
подчёркивает
размышляет над (о )
рассуждает о
приводит одно из определений
высказывает предположение
сравнивает
описывает
изображает
рисует
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана. Это – основа комментария.

Речевые клише
Начало комментария
Проблему (чего?) автор раскрывает на примере
Этот вопрос автор раскрывает, изучая
Рассматривая проблему (чего?) на примере, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что
Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).
Проблема актуальна особенно сегодня, потому что
Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария
На мой взгляд, автор привлек внимание читателя к
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя
Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что.
Автору важно убедить читателя в том, что
Композиционный прием (указать, какой) позволяет понять узловые места текста:.
Автор не делает прямых выводов, а
Автор убедительно показывает, что.В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)
Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность
Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает
Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому.Автор так воссоздает эту историю, что
В(диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора:
Художественные детали помогают автору подчеркнуть
Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют. и т.п.

Финальная часть комментария (позиция автора)
Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
– вот авторская позиция по данной проблеме.
Автор считает, что
Авторская позиция очевидна:
Сложно не согласиться с авторской позицией:
Автор убеждён:..
Мнение автора по данной проблеме очевидно:.
и т.д.

Автор
считает
заставляет читателя задуматься о
подводит читателя к выводу о том, что
осуждает (кого? что?)
убеждён в том, что
критикует (кого? что?)
призывает (к чему?)
возмущён (чем?)
сожалеет (о чём?)
сочувствует (кому?) и т.д.


Первая фраза, связанная с темой текста

Вторая фраза – переход от темы вообще к конкретному тексту

Третья фраза – формулировка проблемы

Рассуждение, повествование

Описание, повествование