Схема эссе (сочинения-рассуждения) ЕГЭ


Примерная схема эссе. 
1. Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
Проблема – это сложный вопрос, требующий решения или обсуждения.
- Каждому из нас приходилось встречаться…
- Многие из нас знают…
- Лев  Толстой  считал , что…
- Еще в начале двадцатого века Чехов говорил о…
- Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви.
- Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
- Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
-Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. ) - Автор NN  коснулся такой-то проблемы.
- Уделил внимание какой-либо проблеме.
- Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN  в своём  очерке (рассказе, эссе и т. п.)    
-Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: …
- Автор поднимает проблему...
- Автор затрагивает важную проблему...
- Автора текста волнует проблема...
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
- Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...
- Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.
- Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...
- Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и
В. Тендряков.
- Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.
- … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
- Автора интересует вопрос: …
-… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
 Категории (виды) проблем:
•         философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
•         социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
•         политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
•         экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
•         нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.
 Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
 Проблема сложная, важная , серьезная , неразрешимая , глубокая , актуальная,   новая , нравственная…
 Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Комментарий – это рассуждение о проблеме; объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте.
Попробуй ответить на вопросы:
- Насколько актуально то, о чём пишет автор?
- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- По возможности коснись истории вопроса.
- Избегай чрезмерного цитирования.
 Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
 Автор •      рассказывает
•      сообщает
•      концентрирует внимание читателя
•      подчеркивает
•      обращает наше внимание
•      выделяет
•      замечает
•      указывает на
•      размышляет над чем
•      приводит одно из определений
•      высказывает  интересное предположение •      причину (чего) видит (в чем)
•      особо останавливается наанализирует (характеризует, описывает, разбирает)
•      неоднократно возвращается
•      подробно комментирует
•      затрагивает
•      качается (чего)
•      ссылается на
•      иллюстрирует
•      приводит примеры
 
Автор полемизирует  (спорит) с кем по какому вопросу
возражает кому в связи с чем
не соглашается с чем
отрицает
обвиняет кого в чем
разоблачает кого
соглашается с кем
разделяет мнение кого
отстаивает что
доказывает
убеждает кого в чем
сравнивает (сопоставляет) что с чем
противопоставляет что чему
 
 -Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской,  глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы,  приводит высказывания такого-то и пр.)
 -Автор говорит  о том  впечатлении , какое  произвела  на него «еле  уловимая  кротость» собеседницы.
 Как избежать тавтологии?
Автор - он , писатель, публицист , мастер слова.
Писать- размышлять, задумываться , сообщать , рассуждать , пытаться понять , пытаться постичь, повествовать, заявлять , указывать , говорить , обращать внимание , анализировать, подчеркивать, рассматривать…
 О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы ("…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен "ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом "образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).
 Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя надавнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчеркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя она» – причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.
 Лень… Действительно, какое «поэтичное» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно и называют ее часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводит параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться с ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей.
 Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, который ставит автор. (Подсказки: задания А28,В8).
Попробуйте ответить на вопросы:
- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
 - Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:
- Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами  он рисует картину действительности (если пишешь об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем (или главная мысль автора такова): __________________________________________.• Позиция автора такова:...• Автор считает, что...
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
• Автор убеждает нас в том, что...
• В тексте доказывается мысль о том, что...,
• Основная мысль текста заключается в том, что...
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
- С одной  стороны ,  автор…   А  с другой-
 Автор
- посвящает свою статью;
- полемически заостряет проблему;
- эмоционально воздействует на читателя;
- делает читателя своим союзником;
- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
- раскрывает сущность поставленных проблем;
- точно формулирует мысль;
- заставляет читателя задуматься над проблемой;
- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
- убеждает читателя в правоте своей позиции;
- пытается найти в читателе единомышленника; 
- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах;
- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
 Аргументация собственного мнения по проблеме:
           1).Тезис;
           2) Аргументы:
                 а) первый аргумент;
                 б) второй аргумент.
           3) Вывод.
Собственная позиция – это выражение личного взгляда на выявленную в тексте проблему.
- Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему).
- При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).
- Я  согласен  с  автором  в  том ,  что…
- С моей  точки  зрения  ,  эта  проблема  весьма  актуальна…
- Трудно  не  согласиться  с  автором  в  том , что…
- Нельзя  не  согласиться  с автором  текста  в  том,  что…
- Я  полностью  разделяю  позицию  автора  по  отношению…
- Однако  не совсем  точным  является , на  мой  взгляд , оценка  автором  (чего?)…
- Мне  кажется,  что  в этом  автор  не  совсем  прав…
- Я  думаю,  автор  не  прав , утверждая…
- Я  думаю , что  с мнением  автора  можно  поспорить…
- В  целом   я  разделяю  точку  зрения  автора , однако  не  могу  согласиться  с  тем , что…
 - NN открыл для меня новый взгляд на проблему…,
- NN помог мне по-новому взглянуть на….
- NN словно повторил мои мысли о…,
- NN выразил близкие мне чувства о…
  - Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…- Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:
- Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
- Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...
- Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что..- Еще Петр 1 говорил, что...
- Любой историк скажет вам, что…
- Большинство врачей считают, что…
- Как установлено японскими учеными...
 Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)
Действительно, каждый __________так как, во –первых,(1 аргумент).
Во-вторых,(2 аргумент)
Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом).
 Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор).Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.  
Почему  точка зрения NN  кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от …..  В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;  возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
 Заключение
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задума