Развитие орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка на уроках русского языка в начальных классах

Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СИПКРО





«Развитие орфографической
зоркости как условие формирования орфографического навыка на уроках русского языка в начальной коле»



учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Натальино
Генза Клара Владимировна


САМАРА











Содержание


Актуальность темы

Постановка проблемы

Цель и задачи

Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемые результаты

Механизм оценки результатов

Дальнейшее развитие проекта

9.Список используемых источников

10. Приложения.








Правильная устная и письменная речь –
показатель общей культуры и гражданской позиции человека.
(ФГОС НОО)
Актуальность темы
Формирование, развитие и совершенствование связной речи является конечной целью обучения русскому языку в школе. Умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать устно и письменно всё, что дитя разумом узнало или о чём думало» невозможно без формирования прочных орфографических навыков, так как «орфографическая грамотность» - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания»
2.Постановка проблемы
Проблемно- ориентированный анализ результатов педагогической деятельности и деятельности учащихся помог выявить проблему:
-снижение орфографической грамотности
Орфографическая грамотность учащихся не достигает высокого уровня.
Для того чтобы решать орфографические задачи, у учащихся должна быть сформирована орфографическая зоркость. Но диагностика, проведённая с учащимися, выявила следующий уровень сформированности орфографической грамотности:
- 14% - оптимальный уровень
- 42% - допустимый уровень
- 28, 5% - критический уровень
- 14% - недопустимый уровень
Прежде всего, причина в отсутствии познавательного интереса и неумении «видеть орфограмму». Задача учителя - развивать орфографическую зоркость у учащихся.
3. Цель и задачи
Цель – развивать орфографическую зоркость у учащихся младших классов.

Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
проанализировать методику изучения орфографии на современном этапе в начальных и средних классах;
теоретически обосновать возможность и необходимость использования методов и приёмов, формирующих орфографическую зоркость;
разработать рекомендации для родителей и учителей-предметников по использованию данных приёмов.
4.Стратегия, методы и механизм реализации проекта
Если в процессе обучения русскому языку использовать методы и приёмы формирования орфографической зоркости, то это позволит:
качественно и количественно обогатить словарный запас учащихся;
сформировать навыки:
- правильно определять состав слова;
- грамотно писать слово, опираясь на правило;
- замечать изменение значения слова, его грамматического оформления и стилистической окрашенности;
- уместно употреблять слова в связной речи.
Анализируя работы учащихся, выяснено, что одной из причин низкой грамотности является их неумение «видеть» орфограмму. Процент видения орфограмм у учащихся составляет 30 – 50%. По мнению М.Р.Львова, «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
«Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознаёт наличие орфограммы в слове»- отмечает и П.С.Жедек. Эти высказывания наводят на мысль, что в методике обучения орфографии не предусмотрена специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость- это умение оценивать звук в слове, т.е. различать в какой позиции он стоит: в слабой или сильной. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху, а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании. В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и [ у ], сонорные согласные, и парные согласные перед сонорными, а также все согласные перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки, парные согласные на конце слова, согласные перед другими согласными (кроме сонорных и [в], [в']. В русском языке все орфограммы выстроены в систему.

Таблица «ошибкоопасных» орфограмм, изучаемых в начальной школе
Орфограммы, связанные с произношением
Орфограммы, не связанные с
произношением

1 вид
сильных позиций
2 вид
слабых позиций



большая буква;
перенос слова;
слитное и раздельное написание и т. д.

Жи-ши
Гласные безударные


Ча-ща
Парные согласные на конце слов


Чу-щу
Согласные перед другими согласными (не сонорными) и [в], [в]


Цы, це, ци
Ъ ь
О ё после шипящих





В любом тексте основную массу составляют орфограммы, связанные с выбором буквы для обозначения звука в слабой позиции (до 80%).
Для активизации деятельности учащихся необходимо повысить уровень учебной мотивации, добиться положительных результатов в успеваемости, нужно внести в урок элементы новых технологий. Успех урока зависит от создания эмоционально-положительного климата в классе. Можно использовать идею «вхождения в день» (программа Н.М.Метеневой «Доброе утро, малыши!»).
Для создания условий по развитию личностно – ориентированного
общения можно использовать разнообразные формы организации учебного процесса:
*уроки – соревнования;
* уроки – путешествия;
* уроки творчества;
* уроки с элементами театрализации;
* игровые технологии.
Как было сказано выше орфографическая зоркость – это умение различать, в какой позиции стоит звук, сильной или слабой.
Значит, одним из важных условий по развитию орфографической зоркости является формирование фонетико-фонематического восприятия.
Чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года, а также не отнимала много времени на уроке, я провожу такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра-это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в неё дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвёртых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
Поэтому на уроках обучения грамоте используются следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия:
- «Рыбалка» (закрепляет навыки звукового анализа);
- «Телевизор» ( развивает звуковой анализ и синтез в речевой деятельности
учащихся)
- «Рассели животных» (развивает фонематический слух)
- «Собери цветок» (развивает фонематический слух и аналитико-
синтетическую речевую деятельность у учащихся)
- «Волшебный круг» (развивает фонематический слух)
- «Найди ошибку» (развивает внимание).
Также в 1 классе вводятся карточки – орфограммы сразу с появлением орфограмм в словах «Прописи». Они помогают включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память, позволяют развивать наблюдательность, формируют умения анализировать, сравнивать и делать выводы. К.Д.Ушинский, много внимания уделявший вопросам усвоения детьми грамматического строя языка, предлагал включать в акт познания и усвоения все виды памяти, внимания, привлечь «глаз, ухо, чувство мускульных движений и даже, если возможно обоняние и вкус». М.А.Рыбников формулирует первое дидактическое правило, которым необходимо руководствоваться в процессе обучения: «Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству».
Методы и приёмы, формирующие орфографическую зоркость, вплетаются в структуру урока и функционируют во взаимосвязи с другими методами и приёмами, которые способствуют развитию логического, образного, стилистического мышления, обогащению словарного актива, усвоению безошибочного письма, а значит, связной речи.
Работа по развитию орфографической зоркости логично вписывается в структуру словарной работы. Словарная работа представляет собой целый комплекс действий, позволяющих рассматривать слово всесторонне: в орфоэпическом, орфографическом, этимологическим, стилистическом, словообразовательном аспектах. Последовательность проведения словарной работы дана в приложении.
Известно, что орфографическая зоркость развивается в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное запоминание:
творческое списывание;
комментированное письмо;
диктант «проверяю себя»;
слуховые диктанты;
письмо по памяти;
списывание «проверь товарища»
задания – «ловушки»
изложение;
сочинение.
Оказывают большое влияние и развитие психических процессов:
- активное зрительное и слуховое восприятие;
- логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
- зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образцов орфограмм.
В своём учении о поэтапном формировании умственного действия П.Я.Гальперин утверждает, что действие с точки зрения психологии имеет следующие формы: внешнюю (материальную) и умственную (внутреннюю). Преобразование внешнего действия в умственное происходит по этапам:
- предметное действие;
- действие в громкой речи (чтобы слышали все)
- действие в тихой речи (для соседа)
-действие « про себя» (для себя)
-действие в «скрытой речи» (умственное).
Второй и третий этап и предполагают комментирование.
Комментирование – это вид упражнений, включающих в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т. е.
орфограмму. Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, а отдельными словами комментариями.
Комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой; развивает мышление, память, речь, внимание учащихся: они учатся говорить чётко, обоснованно, вырабатывается хорошая дикция.
В ходе комментирования, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным, нужно использовать условные обозначения орфограммы.
При выделении орфограммы ученик фиксирует своё умение обнаружить её, определить её тип, доказать её правописание, объяснить способ проверки.
Использование приёмов комментирования наряду с применением «опор» рекомендует и С.Н.Лысенкова.
Можно обозначать орфограммы в рабочих тетрадях зелёным цветом. Сначала дети работают медленно, но потом они сворачивают действие комментирования. В своё время методист Л.К.Назарова отметила: «Развёрнутое высказывание при разборе слов, по мере овладения техникой разбора, проявляет тенденцию к сокращению». Слабым учащимся трудно следить за репликами товарищей, для них сохраняются карточки – помощницы.
Для развития орфографической зоркости успешно применяются и неверные написания (какография). Это задание повышает активность и интерес учащихся к занятиям по орфографии. Приём какографии позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества. Учащиеся могут поспорить, порассуждать, додуматься до вывода, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем.
Изложенные выше виды работ применяются не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения, природоведения, математики.
На уроках чтения каждый ученик раз в неделю выступает в роли учителя. Для этого можно завести блокноты по списыванию. Ежедневно ученики списывают по четыре строчки из текста (учебник «Родная речь»), выделяя опасные места зелёным цветом. Ученик, назначенный учителем, проверяет работы и ставит оценку. Учитель проверяет, в свою очередь, проверяющего и ставит ему оценку за внимательность и правильность проверенной работы. Таким образом, у учащихся не только развивается орфографическая зоркость, но и формируется интерес к чтению. В результате такой работы с художественными текстами ученики пишут грамотнее, у них вырабатывается орфографическое чутьё, проявляется интерес к заданиям творческого характера. На уроках математики и природоведения можно завести словарь терминов, где проводится словарная работа над новыми словами. А затем в рабочих тетрадях орфограммы выделяются зелёным цветом.
Наряду с работой с детьми ведётся активная работа с родителями. На родительских собраниях, открытых уроках, индивидуальных консультациях, на родительских всеобучах демонстрируются приёмы работы над развитием орфографической зоркости. Учителем разрабатываются рекомендации по самостоятельной работе дома. (Приложение 6)
В процессе работы по преемственности начального звена со средним звеном проводятся взаимопосещения уроков, методические объединения, консультации, мастер-классы и др. мероприятия, на уровне которых освещаются вопросы развития орфографической зоркости. Разрабатываются рекомендации для учителей предметников по дальнейшему использованию приёмов и методов работы в данном направлении. (Приложение 5)
Все перечисленные упражнения позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости. Использование приёма выделения орфограмм зелёным цветом оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
5. Рабочий план реализации проекта
1
2
3
4


Мероприятия
Этап
Сроки проведения

1
Сбор информации по теме проекта. Изучение психолого педагогической и методической литературы

I
Июль-август



2.
Поиск различных упражнений обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное запоминание учащихся и дидактических игр, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия
Изучение опыта работы учителей-новаторов


I I


август

3.
Беседа с родителями учащихся о цели проекта. Роль родителей в данном проекте.

август


4.
Разработка методов стратегии реализации проекта: подбор и разработка дидактических игр, упражнений. Изготовление необходимых пособий, дидактического материала, таблиц учёта данных детей, индивидуальных маршрутов и др.

I I

август-сентябрь


5.
Изготовление «инструментов» деятельности детей: карточки-помощницы, книжки-блокнота «Мои достижения» сигналов светофора, кубика, таблицы-матрицы, словарика терминов, и др. Помощь родителей.

I I

сентябрь

6.
Стартовая диагностика (срезовая работа). Анализ работ. Запись результатов в книжку-блокнот.

I I I
Вторая неделя сентября

7.
Работа с учащимися на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружаюшего мира, во внеурочной деятельности.
I I I
Весь год

8.
Текущая проверка уровня орфографической зоркости, грамотности учащихся (словарные диктанты, минидиктанты, орфографические диктанты, слуховые диктанты, письмо по памяти и др.)

I I I
1 раз в месяц

9.
Итоговая диагностика (контрольный диктант для проверки орфографических навыков)
I I I
май

10.
Презентация итоговых результатов. Зафиксировать достижения итоговых и планируемых результатов.
I V
май

11.
Подбор новых способов работы на развитие орфографической «зоркости» учащихся.
V
новый учебный год июль-август

6. Предполагаемые результаты:
качественно и количественно обогатится словарный запас учащихся;
сформируются навыки:
- правильно определять состав слова;
- грамотно писать слово, опираясь на правило;
- замечать изменение значения слова, его грамматического оформления и стилистической окрашенности;
- уместно употреблять слова в связной речи.
повысится интерес к родному языку;
расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;
обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;
учащиеся научатся отстаивать свою точку зрения;
повысится познавательный интерес учащихся;
сформируются навыки самоконтроля учащихся;
адаптировать свои умения и навыки к другим образовательным областям.
7. Механизм оценки результатов
В начале учебного года проводится стартовая диагностика в виде ряда работ, таких как контрольное списывание, диктант, письмо по памяти. Их основная цель – анализ орфографической грамотности учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность оценить свои недостатки, недоработки и своевременно принять необходимые меры к их устранению.
В процессе работы проводится текущий контроль над усвоением орфограмм. Это могут быть тематические диктанты, минидиктанты, заполнение перфокарт по конкретной теме, сочинение «орфографических сказок».
Контроль ведётся ежедневно за выполнением домашних заданий, работ над ошибками. В течение всего года проводилось наблюдение за учащимися и фиксирование результатов их устного счёта в книжке «Мои достижения» Затем был анализ и сравнение работ. По итогам выяснилось, что результаты итоговых работ имели высокие оценки.
В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа, которая демонстрирует уровень свормированности орфографической зоркости у учащихся.
Таким образом, в основу формирования орфографической зоркости у учащихся младших классов положена активная слаженная совместная работа детей, родителей, учителей, что способствует осознанному навыку правильного применения орфограмм в письменной речи.
8. Дальнейшее развитие проекта
Полученные результаты позволяют определить перспективы дальнейшего изучения проблемы развития внимания младших школьников:

· поиск новых более эффективных методов, интенсифицирующих процесс «орфографической зоркости» учащихся;

· дальнейшее продолжение данной работы так же и на других учебных дисциплинах;

· дальнейшее исследование типологии и последовательности упражнений;

· дополнение предложенной системы новыми видами упражнений, направленных на развитие «орфографической зоркости» младших школьников;

· продолжить подбор дидактического материала для дальнейшей работы.

9. Список используемых источников
1.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения под
редакцией М.С.Соловейчик.
2.М.Р.Львов «Правописание в начальных классах».
3.П.С.Жедек «Методика обучения орфографии»
4.Развивающее обучение. В.В.Давыдов.
5.Методы обучения и умственное развитие ребёнка. П.Я.Гальперин.
6.Педагогическая психология как область научного знания педагога.
М.Н.Акимова.
7.М.В.Панов «Теория письма»
8.М.В.Кларин «Педагогические технологии в учебном процессе»
9.Л.С.Выготский «Мышление и речь. Психологические исследования»
10.Л.В.Занков «Обучение и развитие»

















Приложение 1
Дидактические игры.

«Рыбалка».
Ход игры: даётся установка: «поймать слово со звуком [л] и другими.
Ребёнок берёт удочку с магнитом на конце «лески» и начинает « ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребёнок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

«Телевизор»
Ход игры: на экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Дети должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если дети правильно назвали слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц - спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

«Рассели животных».
Ход игры: стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыплёнок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

«Собери цветок»
Ход игры: на столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква. Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть нужный звук.

«Найди ошибку».
Ход игры: Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут её в середину карточки. Под каждой карточкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки . Учащимся надо найти ошибки в схеме , если они есть.

«Волшебный круг».
Ход игры.
1 вариант.
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
Мишка – мышка удочка – уточка
Мак – рак коза – коса
Кит – кот трава – дрова
Усы – уши кадушка – катушка
Дом – дым






Приложение 2

Повышаем грамотность.

Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, Учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной. С помощью решения орфографических задач такие диктанты способствуют увеличению объёма слуховой памяти учащихся.
Методика проведения.
Установка на запоминание предложения с одного раза.
Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя, воспроизводя не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и чёткий выговор отдельных слов.
Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.
Проверка под руководством учителя.
Для проверки текст обязательно записывается на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании – открывается.
*Учащиеся сами проверяют себя по тексту на доске: совпадают ли количество и порядок слов в предложении, верно ли ими услышаны незнакомые орфограммы. Если есть ошибки, учащиеся их исправляют.
*Орфографическая проверка. В ходе этой проверки учащиеся получают задание: найти в тексте «ошибкоопасные места, выделить их зелёным цветом, объяснить написание.
*Взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант по записи на доске. Ошибки товарища в тетради исправляют карандашом.

№1. Вечером голодная лиса спешит на охоту.( выделите орфограммы зелёным цветом; разберите по членам предложение)
№2. Кедр – самое красивое таёжное дерево. Кедровый лес богат орехами.( выделите орфограммы зелёным цветом; определите род имён прилагательных)
№3. Маленькое облачко закрыло солнце, налетел сильный ветер. (выделите орфограммы, разберите по составу имена прилагательные).

Неправильные написания.
Морозные узоры.
За ночь силно пахаладало. На стёклах поевились узоры. Кто норисовал их? Нахолодном стикле оседают тёплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так вырастает чудесный ресунок.
Учащиеся получают задания:
- отыскать ошибки, доказать что их необходимо исправить;
- подготовиться к записи исправленного текста.
Ученики поочерёдно выходят к доске и исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст списывается с доски. Все орфограммы выделяются зелёным цветом.

Письмо по памяти: 1) выразительно прочитайте стихотворение Арсения Тарковского. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Выучите стихотворение наизусть и напишите его по памяти, выделяя орфограммы зелёным цветом.
Под сердцем трвы тжелеют рсинки,
Ребёнок идёт бсиком по трпинке,
Нсёт змлянику в открытой крзинке,
А я на него из окошка смтрю,
Как будто в крзинке нсёт он зарю.

Творческое списывание: вставьте пропущенные орфограммы, укажите их значение.
Вдруг шипело вокруг, бежала по лесу позёмка, гудел лес, и стало в нём темно, как вечером. Откуда ни возьмись, летел ветер, деревья качались, летели сугробики с еловых лап, снег сыпал, вился – началась пурга.

Диктант «Проверь себя»:
1)при написании работы выделить все «ошибкоопасные» места зелёным цветом; 2) одно из слов, в состав которого входит более трёх орфограмм, разберите по составу.
В праздничные дни девушки выходили на улицу в белоснежных длинных рубашках. Подолы их были чудесно, причудливо расшиты. А пояса! Какие пояса! Это были даже не пояса, а бесконечные сложные украшения из разноцветных шерстяных ниток. К поясам подвешивали девушки серебряные колокольчики, на шее висели ожерелья в пять рядов из разных монеток, и когда девушки выходили гулять – звон стоял на всю Полыновку.

Объяснительный диктант:
1) объясните орфограммы ( и постановку знаков препинания); спишите, выделяя орфограммы зелёным цветом; 2) разберите по членам предложения.
1)На траве, на былинках, на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. ( И.С.Тургенев). 2) Иду один тропинкою лесною, и в синеве вечерней надо мною слезою светлою искрится звезда. ( И.А.Бунин).


Комментированное письмо.
В зимнем тумане встаёт холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Вдруг лёгкий ветерок прошумел над притихшим лесом. Это весёлая стайка клестов пронеслась над лесной поляной. Им не страшны морозы!
- Учащиеся поочерёдно комментируют по одному предложению, называя и объясняя все орфограммы и выделяя их при письме зелёным цветом.
Образец: В зимнем тумане встаёт холодное тусклое солнце.
Ученик: первое слово пишу с заглавной буквы; пишу слово в ( предлоги пиши отдельно); пишу слово тумане, в ком? чём? в тумане – п. п. 2склонение пишу окончание е; пишу слово зимнем,в тумане (каком?) зимнем – п. п. пишу окончание ем; пишу слово встаёт, проверочное слово – встанет, выбираю в корне а; пишу слово холодное, ( оло, оро пиши с и); пишу слово тусклое, ( какое?) прилагательное среднего рода, и. п., пишу окончание ое; пишу слово солнце, проверочное слово – солнечный, пишу букву л.


Приложение 3
Словарная работа.
В орфографическом словаре учащиеся находят слово солдат.
Уточняется его лексическое значение:
- военнослужащий, принадлежащий к некомандному составу.
- военный человек, воин. ( Ожегов, 1984: 647)
3. Отдельные ученики читают слово; затем хором, дружно, но вполголоса скандирует весь класс.
4. Чётко и аккуратно учитель пишет слово на доске. Ученики в рукописных словариках.
5. Ученик называет ударный слог и букву, написание которой требует проверки; орфограмма – буква о, обозначающая безударный гласный звук, выделяется зелёным цветом. Проговаривается орфоэпически правильно.
6. В современном русском языке проверочного слова нет, но этимологическая справка позволяет объяснить правописание этого слова:
Сольдо – монета, жалованье ( итал.)
Человек, получивший «сольдо», назывался «сольдато».
7. Подбираем к слову солдат синонимы: воин, боец.
8. Включаем слово в синтаксис, употребив его в контексте. Производим синтаксический разбор предложений.
Солдат никогда не называют генералами. А генералов солдатами именуют.
Слово солдат мы «пропустили» через все аспекты наблюдения над словом: орфоэпический, орфографический, лексико – семантический, этимологический, синтаксический, стилистический, - показав тем самым его многогранность.
Приложение 4
Памятка по работе над ошибками по русскому языку 2 класс. 1. Перенос слова (написать все случаи) – ма-ленький, малень-кий. 2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн – написать слово правильно, в скобках записать ещё два слова на это правило. Жил(лыжи,жир). 3. Большая буква в именах собственных – написать слово правильно, в скобках записать ещё два слова на это правило. Жучка (Бобик,Мурка). 4. К словам с безударной гласной в корне, с парной согласной, с непроизносимой согласной – написать слово правильно, через чёрточку написать проверочное слово, в скобках записать два примера на это правило. Гора – горы, (цветы, вода). Солнце – солнышко, (сердце, поздно). Дуб – дубы, (флаг, зуб). 5. Словарные слова – прописать строчку.Абзац,абзац,абзац. 6. Правописание приставок и суффиксов - записать слово правильно, в скобках написать ещё два слова с той же приставкой или суффиксом. Переход (переделал, перемыл). 7. Разделительные твёрдый и мягкий знаки: подъезд (съемка, съел), вьюга (пью, ручьи). 8. Раздельное написание предлога: в лес – в густой лес. 9. Мягкий знак в конце существительных после шипящих: ночь – ж.р., мяч – м.р. 10. Правописание родовых окончаний имён прилагательных (-ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие): (какая?) синяя кофта, (какое?) белое поле. 11. Удвоенная согласная: сумма (ванна, касса)
Приложение 5
Методические рекомендации для учителей – предметников среднего звена

Любое орфографическое правило имеет ряд исключений, а очень многие орфограммы вообще не являются никакими правилами. Поэтому путь "от умения, опирающегося на правило, - к навыку" при формировании орфографического навыка оказывается ненадежным и неэффективным. Тем более, известно, что есть немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем не так уж редко встречаются ученики, которые пишут
Непонимание роли речедвижений в процессе усвоения буквенного образа слова является одной из главнейших методических неудач при обучении правописанию, вследствие чего усвоение орфографического навыка затягивается на очень длительный срок. Необходимо вырабатывать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны.
На первом этапе ученикам даются слова, в которых выделяются орфограммы.
Ученики повторяют орфографическое чтение учителя. Повторение за учителем не только не бесполезно, но имеет решающее значение при написании слова. Когда ребенок научится беспрепятственно повторять за учителем, он также легко начнет читать. Слова для прочтения даются в начальной форме. Когда же эти слова встречаются в другой форме, дети в них делают ошибки. Поэтому на втором этапе следует перейти на орфографическое проговаривание словосочетаний. Это могут быть фразы из какого-нибудь текста, привлекшие внимание учителя своей выразительностью. Нужно уйти от текста, чтобы отвлечь внимание от содержания и приковывать его к слову, его звучанию и звуковой форме.
Предлоги, частицы, союзы надо произносить отдельно, как самостоятельные части речи. После того как накапливается около сотни слов, можно давать диктант, сначала устный, а затем и письменный. При орфографическом проговаривании слова надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву, но не по слогам, а вместе. Если эти слова разбивать на слоги, то они разбиваются и плохо остаются в памяти. Значит, слово надо произносить четко, но слитно.
Для примера возьмем словосочетание сидит в накрахмаленном платье. Первое слово надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву. Дальше идет предлог в. Все предлоги, союзы, частицы произносятся как отдельные слова. Слово накрахмаленном имеет особенность для произношения: надо четко произнести два н, а не одно долгое н, как это положено по орфоэпическим правилам. В слове платье четко произносим на конце е. После троекратного повторения фразы за учителем дети успешно освоят особенности этой фразы.
Словосочетания составляются на основе ошибок, допущенных в детских сочинениях. Нужно собрать типичные ошибки, включить их в словосочетания и составить текстовый диафильм. Так одновременно решается вопрос развития речи.
Итак, чтение для ребенка может быть двойным: на слух без книги и чтение со слежением по книге. Все это на первом этапе. Когда идет чтение вслух за учителем, ребенок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведет к общему развитию речевого процесса.
Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом чтении картина меняется. Результат придет не сразу. Не сразу речевой аппарат приобретет навыки нужных движений. Будут встречаться слова, которые необходимо произносить многократно. Зато потом будет прочный фундамент для правописания. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат. Постепенно орфографическое чтение автоматизируется, уходя на периферию сознания, то есть включается в структуру смыслового чтения в качестве одной из его операций.
К сожалению многие учителя в средней школе недооценивают некоторые методы и требования и допускают ошибки в практике формирования орфографического навыка.
Наиболее существенная из них - это непонимание или недооценка той роли, которая в процессе формирования навыка отводится списыванию. Списывание включено в программу обучения не только как один из видов орфографических упражнений для безошибочного копирования текста, а для того, чтобы обеспечить совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения.
Очень важно, чтобы этот вид работы был соответствующим образом организован.
На первом этапе списывания ученик читает предложение целиком; естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти, ученику надо будет повторить его целиком, конечно же, так как мы говорим, не глядя при этом в текст.
Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, то есть цель его - обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения. Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически (то есть усилением слабых позиций). И затем опять-таки проговорить его орфографически, не глядя в текст, чтобы удержать в памяти целую орфографическую форму списываемой единицы.
Эти два этапа являются как бы подготовительными, но, тем не менее важно понимать их огромную значимость для формирования орфографического навыка.
На третьем этапе (а это процесс записи) ребенку будет необходимо стараться удерживать в памяти орфографическую форму целого предложения как одной оперативной единицы, в чем ему поможет орфографическая самодиктовка в слух. Для усиления орфографической ориентировки необходимо ввести еще одно действие-выделение орфограмм.
Таким образом, алгоритм списывания выглядит так: (П.С. Жедек)
Внимательно прочитай предложение.
Повтори его не заглядывая в текст.
Подчеркни в предложении все орфограммы.
Прочитай предложение орфографически.
Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Но этот метод нельзя вводить слишком рано, когда у ребенка нет никаких способов решения этой задачи. Если его не обучить этому, то он придумывает их самостоятельно, стихийно и неосознанно. Чаще всего они оказываются неполноценными и в таком виде осваиваются ребенком, быстро автоматизируясь и превращаясь в навык механического копирования текста по элементам (буквам, слогам, отдельными словами). Этого можно избежать, если предусмотреть его планомерное формирование с самого начала обучения письму и познакомив детей с соответствующими правилами. Дело однако в том, что дети должны не только знать эти правила, но и быть в состоянии практически использовать зафиксированные в них способы. А некоторые из них таковы, что овладеть ими непосредственно в процессе списывания невозможно. Следовательно, сформировать их необходимо вне списывания и до того, как ребенок приступит к нему.
Следует иметь в виду, что само по себе письмо на слух под диктовку учителя не может обеспечить формирование умения записывать текст на основе его проговаривания. Достижение этой цели во многом зависит от того, насколько точно и свободно они выделяют элементы звучащей речи:
Освоение достроенных правил списывания эффективнее всего может быть обеспечено при выполнении заданий типа зрительного диктанта.
Учителям-предметникам рекомендуется:
Оформить стенд «Пиши правильно», «Говори правильно»
Завести с учащимися словари для терминов.
Практиковать на уроках чтение вслух.
Применять на уроках элементы списывания понятий, определений, высказываний, краткого изложения прочитанного.















Приложение 6

Рекомендации для родителей по формированию орфографической зоркости.

Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно.В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Одна из особенностей фонематического подхода заключается в том, что он позволяет воспроизвести в обучении последовательность действий, которые выполняет человек, впервые записывающий услышанное слово. Поскольку письмо есть не что иное, как кодирование устной речи, пишущий идёт от звучания слова к его буквенной форме. Буква – фонема – звук. Привычная формула: буква означает звук. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются. Понятие о сильной и слабой позиции можно сформировать на основе игры « Сильный и слабый». Сравни слона и маленького слонёнка. Кто сильный? Кто слабый? Сравни выделенные гласные буквы в словах слОн и слОнёнок. Помоги слабому! В слове слОн гласный под ударением – сильный. В слове слОнёнок гласный безударный – слабый. Ударная буква О в слове «слон» помогает правильно написать безударную букву в слове «слонёнок». Когда ребенок сравнивает слабого слонёнка и сильного слона – он осваивает не что иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова слонёнок проверяет сильной позицией – ударным гласным в корне слон.

Нужно запомнить детям (а родители в этом могут помочь) опознавательные признаки орфограмм: 1.Несовпадение буквы и звука. 2.Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков: - гласные - а, о, и, е; - пары звонких и глухих согласных; - сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу; - сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; - согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, - повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю; - мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных"; - "опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил. Неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки . Если детям «открыть», что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука (или парного по глухости – звонкости согласного) бывают разные буквы, но для конкретного слова правильна только одна из них и её надо выбирать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест, то база для развития орфографической зоркости будет обеспечена.
3. Нужно познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности». Следующим этапом обучения является работа с текстом, в котором, во-первых, отсутствуют буквы на месте всех орфограмм (они заменены точками как сигналами «опасности»), а во-вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, то есть показ выбора букв. Его назначение - помочь учащимся понять, какие действия мы производим при осознанном письме. В записи отражены два действия: нахождение орфограммы и четкая постановка перед собой орфографической задачи. В л(е/и)су тих(а/о), тольк(о/а) щ(и/е)беч(у/ю)т птиц(и/ы). Ты не пр(а/о)пуст(е/и)ш(-/ь) старых бере(с/з) на п(а/о)лян(е /и) и ел(а/о)к на (о/а)пушк(и/е) леса. (З/с) десь вс(е/и)гда пряч(ю/у)т(-/ь)ся белые грибы. Увид(и/е)ш(ь/-) один - смотр(и/е)ш(ь/-) и другой просит(ь/-)ся в к(о/а)рзину. (В/ф)се завис(е/и)т от тв(а/о)ей зорк(о/а)ст(и/е). Вот в густой тр(а/о)ве по(д /т) бере(з/с)ками т(о/а)лпят(-/ь)ся к(о/а)ричн(е/и)вые по(д/т)б(е/и)рез(а/о)вики на высоких но(ж/ш)ках, а дальше целая ц(е/и)поч(-/ь)ка (о/а)ранж(е/и)вых л(и/е)сич(и/е)к. Завершающий этап - переход на письмо с пропуском букв на месте орфограмм не по объективному критерию, а по субъективному: «окошки» остаются лишь там, где у пишущего возникает сомнение. На смену пропуску всех потенциально «опасных» мест (по объективным критериям) придет пропуск только тех букв, в написании которых ученик испытывает сомнение (по субъективному критерию). Именно этот способ может обеспечить ребенку «уход» от ошибки там, где он осознает наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу. Бе(с,з) цветный, ра(з,с) порядок, бе(с,з)вкусный, (с,з)делать, и(з,с)лагать, бе(з,с)шума, ра(с,з)цвет, (з,с)бегать, и(с,з)бить, (с,з)доровье, ни(с,з)ший, ра(з,с)чесать, ко(с,з)ьба, бе (з,с)шумный, бе(з,с) цели, (з,с)беречь, ра(с,з)ширить, ни(с,з)кий, сколь(с,з)кий, пол(с,з)ти, про(з,с.)ьба, и(с,з) печи, (з,с)дешний, всколь (з,с)ь. Умение действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - оставляю пропуск» будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии, поскольку правила, по которым следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного времени. Мы помогаем ученику сознательно «уйти» от ошибки, давая возможность не писать букву наугад, а оставить место и потом, подумав, принять нужное решение. На всех этапах работы необходимо уделять особое внимание значению слова. От значения слова к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность.
Пример: храбрецот слова храбрый, писатель от слова пишет (а пт_нец - от слова птенчик или птица?). Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение - слова ошибки не будет. Знакомим школьников с орфографическим словарем, закладываю основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
4. За счет широкого применения приема списывания обеспечивается запоминание орфографического облика слов разных тематических групп, т.е. развиваю орфографическую память учеников. Конечно, при такой организации работы на выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется. Надо понять, что смысл русского языка как учебного предмета вовсе не в том, чтобы зазубрить правила. Оказывается, здесь «есть над чем думать», «есть что понимать». А орфография - это строгая наука, а не случайный подбор скучных правил. Чем яснее становятся закономерности русской орфографии, тем выше собственная орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Только родитель, который работает сообща с педагогом, может надеяться на успех!




















15