Доклад на тему: Развитие орфографической зоркости – необходимое условие формирования грамотности учащихся


ГМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Доклад
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ – НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Доклад подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 4
Потехина Ирина Николаевна
г. Байконур
2015 г.
Развитие орфографической зоркости – необходимое
условие формирования грамотности учащихся (Слайд 1)
Слайд 2
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Слайд 3
Слайд 4
Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Слайд 5
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
Углубление познавательных интересов;
Чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
Использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
Повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
Положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
Введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
Организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Слайд 6
Анализируя письменные работы детей, их устную работу на уроках, беседуя с родителями учеников, выявились причины неуспеваемости учащихся:
-незнание правил;
-знание правила, но неумение их применять;
-учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
-отсутствует положительная мотивация;
-плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
-зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Слайд 7
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
1. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого – либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая, и не забегая вперед. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
2. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».
5. Письмо по памяти.
Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
7. Списывание.
Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Списывание опирается в первую очередь на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, я приучаю к обязательному послоговому проговариванию записываемого, т.к. это развивает самоконтроль.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай слово или предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в слове или предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
8. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
9. Диктанты.
Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти, но ведущим является слуховой и речедвигательный виды.
- Предупредительный диктант.
- Объяснительный диктант.
- Выборочный диктант.
- Свободный диктант.
- Самодиктант.
- Зрительно-слуховой диктант.
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.
- Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
Перед диктантом, изложением, сочинением я провожу такую работу: выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
- Словарный диктант.
На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем, проверяют по словарю.
Слайд 8 (фото Слайд 9-10)
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А, О, И, Е, Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О) .4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
5. Выписать слова в которых два слога.
6. Выписать слова на тему «Животные».
7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
8. Дописать предложение. Весело чирикает … (воробей) .9. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
10. Игра «Найди лишнее слово».
Слайд 11 (Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки.
10. Орфографические минутки.
Слайд 12
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.
Проверяю такого рода работы выставлением оценок в диагностические ведомости (Приложение 1), где отслеживаются результаты, как усваивается тема учащимися. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Слайд 13
Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия:
Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Целенаправленное обучение по обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.
Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.
Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:
1) безударные гласные (земля, окно);
2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка);
3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща);
4) непроизносимые согласные (грустный);
5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд);
6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);
7) сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик);
8) приставки и предлоги (подбежал к дому);
9) ь после шипящих (дочь, грач);
10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);
11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле);
12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем);
13) правописание – не с глаголами (не читал);
14) правописание глагольных суффиксов пр. вр. Ё1(поняла, видели) и другие.
Дети должны запомнить:
До того, как написать слово:
1. Ставим слово под ударение.
2. Мысленно разбираем его по составу.
3. Определяем «ошибкоопасные» места.
4. Вспоминаем правило.
5. Подбираем, если есть проверочное слово.
Только после этого можно записать слово.
Слайд 14
Задания на развитие внимания, зрительной памяти.
1. Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом
2. Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец3. «Спрятались слова»
(3 слова: весело, вдруг, ветер. )
- Привет Ерёма!
- Привет Фома.
- Идём в лес за шишками.
- Нет, боюсь.
- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.
Пошли друзья в лес, набрали много шишек.
- Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?
- Тяжело.
Слайд 15
4. Найди ошибки, объясни их правописание.
Марос, вараби, канки,
Сарока, снишки, девачка.
5. Письмо по памяти:
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
6. Исправь допущенные ошибки, объясни.
Белый снек на ветке,
Иней на стикле.
Ель дражит от ветра
Холодно и мне.
Слайд 16
Вставь пропущенные буквы.
Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.
Выбери правильную букву:
Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.
Слайд 17
8. Вставить слово или букву (развивающий канон, ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса):
5 п жарко х Анна ?корова т собака л
6 ш хорошо п Москва г лошадь ? кошка м
7 ? много ? Енисей р курица ц корова ?
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.
Слайд 18
9. Прочитать три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Затем слова закрываются и ученики отвечают на следующие вопросы:
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
сколько слов заканчивается на букву «а»?
какие слова женского рода?
сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Слайд 19
10. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
11. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря,с . ды, гр.быОбъясни, почему вставили такие буквы.
12. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Слайд 20
13. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому-то сын … жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… шишек.
Можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно записать рассказ из 3 –х предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему: (Кто использует этот приём)
Слайд 21
Весной лес оживает. е оиеВесело щебечут птицы . ео еу ы
Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед(составьте, пожалуйста, опорную схему к данным предложениям- (работа в группах)
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;
«Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки, магниты) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».
Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучение самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы. (Показ книги)
1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши
2. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
3. Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.
Чаща, чяйка, каланча
чящя, ча чяроща, чаща и свечя щя чящя чапищя, чайник, чяшки, чай -
ща чя ча чякак напишешь? Отвечай!
ЧяДети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.
Чайка, каланчяЧя ча4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.
Например: Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел. Ветерок спросил пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят».
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику.
Слайд 22
Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание.
Памятка
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило.
Подбери свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
Слайд 23
Для родителей провожу инструкцию домашнего задания и контролю за его выполнением.
Памятка для родителей
1. Если ребенок затрудняется, вместе выполните вслух все задания, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов.
2. При письменном выполнении упражнения ребенок еще раз все вспоминает.
3. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной.
4. Не сердитесь на своего ребенка, если есть оплошности в выполнении упражнения, предложите поискать их самому.
5. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Слайд 24-27
Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.
Большую помощь в работе оказывают презентации, проекты и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Современные образовательные технологии
В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:
технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно – коммуникационные технологии;
компьютерные технологии обучения;
здоровьесберегающие технологии;
исследовательский метод обучения;
проблемное обучение;
развивающее обучение.
Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.
Работу по развитию орфографической зоркости необходимо начинать с 1 класса и продолжать до конца 4 класса, увеличивая ее в объеме и сокращая во времени, т. к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки.
Слайд 28

Приложение 1.
Индивидуальная карта допущенных ошибок по русскому языкуучени__ ____________________
№ Орфограммы вх1 2 3 г
1 Большая буква в начале предложения. 2 Пропуск буквы. 3 Перенос слова. 4 Ь, обозначающий мягкость согласных. 5 Гласные после шипящих. 6 Сочетания чк, чн, нщ, щн. 7 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 8 Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. 9 Парные звонкие и глухие согласные. 10 Большая буква в имени собственном. 11 Разделительный ь. 12 Двойные согласные в слове. 13 Знаки препинания в конце предложения. 14 Гласные и согласные в приставках. 15 Правописание предлога со словом. 16 Разделительный ъ. 17 Непроизносимые согласные в корне слова. 18 Соединительные гласные в сложных словах. 19 Предлог с местоимением. 20 Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных. 21 Не с глаголом. 22 Ь у глаголов неопределённой формы. 23 Правописание безударных окончаний имён существительных. 24 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. 25 Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. 26 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 27 Разбор слов по составу. 28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 29 Знаки препинания в сложных предложениях. 30 Разбор предложения. 31 Морфологический разбор имён существительных. 32 Морфологический разбор имён прилагательных. 33 Морфологический разбор глаголов.