Презентаци опыта Формирование ключевых компетенций школьников на уроках физики


Формирование ключевых компетенций школьников на уроках физики
с помощью интерактивных технологий
Выбор вектора моего педагогического опыта не случаен. Он определен внешними и внутренними факторами.
Внешняя мотивация
В «Концепции модернизации Российского образования» подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», введеннном в действие 01.09.2013 г., определены цели образования: становление и формирование личности обучающихся, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности…
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют новые элементы образования: цели, содержание, средства, технологии, требования к подготовке учителя и т.д.
Внутренняя мотивация
Проведенное мною в 2011 г. анкетирование показало, что значительная часть учащихся испытывают затруднения в изучении физики, теряют интерес к предмету, не реализуют свой творческий потенциал в полной мере.
А значит необходимо формировать систему Универсальных Учебных Действий, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний,  универсальных умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности.  Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия.
Результаты проведенного исследования, современные цели образования позволили сделать вывод, что потребности общества делают актуальным внедрение новых развивающих технологий обучения.
В своей педагогической деятельности я определила цель: формировать ключевые компетенции учащихся с помощью интерактивных технологий.
Для достижения цели, определяю следующие задачи:
-Осваивать и применять новые образовательные технологии, их элементы и приемы, способствующие формированию ключевых компетенций обучающихся;
- развивать творческий потенциал учащихся;
- создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
-способствовать формированию целостной картины мира;
- формировать коммуникабельность, умение работать в
команде, выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими.
Я прошла соответствующую курсовую подготовку:
в 2011 г. курсы «Интерактивные технологии в преподавании физики»,
в 2012 г. дистанционные курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «Ай Ти» г. Москвы,
в 2013 г. комплексные курсы «Профессиональная компетентность учителя физики в условиях требований ФГОС».
Интерактивные методы – методы взаимодействия, беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом .                 а)          б)      
Рис. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения
На мой взгляд, наиболее важными при изучении физики и формирования ключевых компетенций являются следующие интерактивные методы: дискуссия, эвристическая (сократовская) беседа, «мозговой штурм», ролевая игра, тренинг, метод проектов, групповая работа с текстом или иллюстрацией, ЭОР. На практике применения некоторых из них я остановлюсь подробнее.
Метод проектов.
Метод проектов позволяет мне решать задачи по формированию и развитию интеллектуальных умений. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеет цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте.
Приведу некоторые примеры моих уроков, в ходе которых разрабатывались мини – проекты (в течение одного урока).
7 класс: «Плавание и воздухоплавание», «Простые механизмы».
8 класс: «Виды теплопередачи», «Тепловые машины», «Объяснение электризации».
К урокам в 9-11 проект разрабатывается несколько дней и на уроке представляется отчет.
9класс: «Ядерная энергетика и экологические проблемы работы атомных электростанций».
10 класс: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».
11класс: « Принципы радиосвязи и телевидение», «Ядерная энергетика».
Метод проектов позволяет формировать следующие компетенции: умение обнаружить проблему; ставить адекватную цель; способность находить оптимальные и эффективные средства достижения цели, а также планировать и представлять результаты своей деятельность.
Исследовательский метод.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной и занимательной. Тематика и характер исследовательских работ школьников различные. В 7 классе была выполнена исследовательская работа «Необычное в обычном», в 8 классе – «Расчет стоимости и экономия электрической энергии», в 11- «Мыльные пузыри по научному». Главное – не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Обычно в опытах главное лежит на поверхности и не надо его прятать в сложный эксперимент и трудные вычисления.
Исследовательскую деятельность организую на любом этапе обучения: при изучении физической теории; решении задач; проведении демонстрационного эксперимента; выполнении лабораторных работ, задаются и домашние экспериментальные задания. Редко, когда мой урок физики обходится без демонстрационного или фронтального опыта, видеоролика эксперимента, лабораторной работы. Некоторые лабораторные (обычно которых нет в учебнике) я провожу как мини – проекты.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умение творческой работы, самостоятельность при принятии решений; развивает: наблюдательность, воображение, умение нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.    
Метод «мозгового штурма».
Метод «мозгового штурма» идеален для продуцирования идей. В короткое время учащиеся одной группы предлагают как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. Для «мозгового штурма» беру вопросы по которым у детей есть знания, полученные на предыдущих уроках, на других уроках, из жизненного опыта.
Каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает» (расцвет 11-12 лет). Чтобы этого не происходило, нужно решать больше открытых задач. На своих уроках я использую открытые задачи. Например:
Изобретательские: Вы попали на незнакомую планету и должны выяснить наличие магнитного поля без компаса. Как быть?
Задачи с недостатком данных: в ванну с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды в ванне?
Формируются компетенции: умение выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
ЦОР ( Цифровые образовательные ресурсы)
Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Самыми распространенными средствами ИКТ являются ЦОРы (ЭОРы). С их помощью становится возможным создание собственных информационных объектов и презентаций, сокращается время подготовки учителя к уроку, занятие становятся разнообразнее
Я использую ЦОР для подготовки к уроку и для проведения урока.
1. При подготовке к уроку: ЦОРы дают возможность осуществлять быстрый поиск информации и ее просмотр; использовать информацию как иллюстративный материал для изучения тем и постановки проблемных ситуаций. Использование ЦОР осуществляется при разработке лекций. Ребятам очень нравятся интерактивные модели. Например, при изучении строения атома в 8, 9,11 классах, электрических цепей в 8, 10 классах, механического движения в 7, 9, 10 классах и др.( Строение атома мы не можем посмотреть нигде, кроме интерактивной модели)
2. При проведении урока: информационные объекты обеспечивают иллюстративное и информационное сопровождение урока. На различных этапах урока я демонстрирую презентации, организую частично-поисковые и исследовательские виды работ с использованием интерактивных лабораторных опытов, интерактивных задач. Учащимся нравится решать интерактивные задачи, задачи с анимационным условием. Условие таких задач понятнее, чем текстовых Это стимулирует познавательный интерес учащихся. Часто повожу тестированный контроль на компьютерах, если нет возможности, то распечатываю задания (это тоже интерактивный метод).
Качественные задачи решаются на каждом уроке, а ЦОРы помогают восприятию и созданию точной модели изучаемого явления, устройства различных приборов или тел.
ЦОР бывают сетевыми и несетевыми:
Примеры несетевых ЦОР
В конце 90-х годов 20века и в начале 21века активно развивались программы физического направления, выпущенные на съёмных носителях.
Некоторые существующие компьютерные программы (диски) по физике:
"Открытая физика 2.5"
"Живая Физика"
"1C Репетитор.Физика"
Уроки физики Кирилла и Мефодия.5-11класс
Сетевые ЦОР
Сайтов физической направленности огромное множество мною представлены те, которыми я пользуюсь при подготовке уроков и советую своим ученикам.
Физика.ru - Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей. Содержит УМК И.В.Кривченко в электронном виде, а именно: учебники 7-9 кл, практикумы 7-9 (рабочие тетради), методическое пособие для учителя, компакт-диск для учащихся.
Регельман В.И. обучающие трёхуровневые тесты по физике- Содержит большое количество тестов по мвсем разделам физики и статьи, объясняющие технологию решения тестов.
Класс!ная физика- Популярно о физике. Учебный сайт для тех, кто учится сам или учит других. Интересные материалы по физике для школьников, учителей и всех любознательных.
Физический портал
Астрофизический портал- Содержит большое количество задач, тестов по физике различного уровня от прстых до олимпиадных, примеры решения некоторых задач.
Сайт Физика- Сайт Евгения Тихомолова - для тех, кто интересуется физикой (Саратовская область, с. Подлесное)
Место знаний в Сети -Содержит большое количество электронных книг в форматах DJVU и PDF по различным областям физики, математики и другим наукам.
college.ru Естественнонаучный портал, но котором подробно рассматривается курс физики, содеожит модели, разработанные компанией "Физикон" для проекта "Открытая физика"
Электронный учебник физики Здесь размещена информация по школьной физике,каждый зарегистрированный пользователь сайта имеет возможность выкладывать свои материалы, обсуждать уже созданные.
Физика для всех- Содержит справочный материал по физике и подробный процесс решения задач/
abitura.com- для абитуриентов, для выпускников школы, для тех, кто собирается поступать в вузы, где требуется хорошее знание физики.
Экзамены.ру -Образовательный проект, значительно облегчающий жизнь школьников и абитуриентов.
Я хочу обратить ваше внимание на использовании материалов двух крупнейших образовательных коллекций :1) http://fcior.edu.ru/ - Федерального центра информационных образовательных ресурсов(ФЦИОР )
2) http://school-collection.edu.ru/ -Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Используя эти коллекции, я подобрала электронные адреса ЭОРов к темам по программе 7 класса. Заканчиваю для 8 класса. Используя электронный адрес можно сразу, на любом уроке использовать нужный ЭОР.
Внедрение интерактивных технологий повышают динамику урока, наглядность, информативность, позволяет пробудить интерес к получаемым знаниям, развивает интеллект и творческие способности учащихся.
Опытом использования в своей практической деятельности ЦОР я делилась на районной методической выставке в 2012 году. Мне лестно, что моя работа заслужила высокую оценку, я была награждена Грамотой Комитета по образованию.
Основными показателями результативности моей деятельности считаю:
100% уровень успеваемости стабилен за последние 3 года, позитивная динамика качества знаний (от 55% до 71%), выше среднего по школе (57%) и уровня обученности (от 47% до 64%) за последние 3 года, а физика далеко не самый легкий предмет.
На ЕГЭ по физике ребята показывают хорошие результаты (отдельные ученики набирают более 65 баллов) и средний балл всегда выше среднего значения по району и области.
Повышение уровня мотивации учащихся к изучению физики: с 2011 г. высокий уровень мотивации увеличился на 13%.
Мои выпускники выбирают физико – технические специальности, поступают в Энергоинститут, в Сельскохозяйственную Академию на инженерные специальности.
Закончить мое выступление мне хочется притчей.
Жила была большая деревня. Мало- ли деревень на свете? НО эта была особая. Мир, лад, добрые отношения царили в этой деревне. Дошел слух об этой деревне до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и возрадовался. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к старейшине, расскажи, мол, как ты всего этого добился? Старейшина взял лист бумаги и что-то написал. Владыка взял бумагу, на ней были начертаны три слова: «Любовь. Прощение. Терпение.»- И все?- спросил владыка.
«Сто раз любовь! Сто раз прощение! Сто раз терпение!»- ответил старейшина.
«Сто раз любовь! Сто раз прощение! Сто раз терпение!» - это и есть основа моей педагогической концепции.
Любовь к детям, Любовь к их родителям, многие из которых уже мои бывшие ученики, любовь к коллегам. Это составляющие моего педагогического успеха.